Служба в монастыре
В Великую субботу наместник Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря архимандрит Иннокентий (Руденко) совершил всенощное бдение и Божественную литургию в соборном храме обители.
Его Высокопреподобию сослужили иеромонахи Прохор, Феодор, Аристарх, Севастиан и иеродиакона Амвросий, Корнилий, Феодор.
"Великая суббота – самый длинный, самый удивительный, самый насыщенный день церковного года. На утрени Великой субботы совершается чин погребения Спасителя.
Священнослужители обносят вокруг храма, изображенное на плащанице, тело нашего Господа и полагают его, как во гробе, по середине храма.
Особенность этой службы – пятнадцать паремий, то есть избранных чтений из ветхозаветной истории, в которых медленно проходят картины сотворения мира, примеры Божьего промысла о человечестве, установление Ветхозаветной Пасхи, пророчества о грядущем Спасителе, примеры воскрешения мертвых пророками.
За литургией свт. Василия Великого был прочитан крещальный Апостол, который напоминает нам, насколько в святом крещении нити жизней христиан сплетаются в единый жгут и с жизнью Господа Иисуса Христа, и друг с другом: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения».
После Апостола звучит прокимен: «Воскресни, Боже, суди земли, яко ты наследиши во всех языцех». Он звучит несколько раз, к нему поются четыре стиха, и в это время и священнослужители, и все в алтаре переоблачается из бордовых, цвета крови, постовых, – в белые одеяния. Это – переломный момент службы, и он совершается как бы в тайне. Еще продолжается пост. Мироносицы только отправились на гроб, чтобы с плачем помазать миром тело погребенного Иисуса. А между тем, в темноте ночи, невидимо ни для кого, «сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». Уже охранявшие гроб воины от ужаса «стали как мертвые», но мироносицы только еще идут туда.
В храме уже звучит воскресное Евангелие, по Матфею, в нём слова Христовы, что дана Ему «всякая власть на небе и на земле». Но это еще только «Ангели поют на небеси» воскресение Христово. А мы вместе с мироносицами все еще идем ко гробу, и пост еще продолжается.
За литургией вместо Херувимской песни на великом входе, хор поёт песнопение «Да молчит всяка плоть человеча...». В Великую субботу тишина смерти превращается в тишину жизни...
Великая суббота, это – удивительное время, когда уже совершилось, но еще не открылось.
В этот день также все верующие люди идут в храмы освящать пасхальную трапезу. "
(из проповеди прот. Вячеслава Резникова)