Лента последних материалов

Обращение Преосвященного Климента

В начале августа этого года, планируется ввод в эксплуатацию реставрируемого здания бывшей трапезной Успенского женского монастыря. О том, как в дальнейшем предполагается использование этого здания, мы попросили рассказать преосвященнейшего Климента, епископа Краснослободского и Темниковского.

– Владыка здравствуйте.

– Здравствуйте.

– Владыка, так что это будет за здание, и что в нём будет происходить?

– У каждого населённого пункта есть своя достопримечательность. То есть имеется нечто, что в глазах обитателей этого населённого пункта является некой ценностью, что делает их город, село или деревню отличным от других таких же городов, сёл и деревень. И естественно, по тому, что ценится местными жителями, можно судить и о самих жителях. Обратите внимание, на одну закономерность, в Российских городах, что ни достопримечательность, то Храм. Москва, Новгород, Казань, Воронеж, даже в таком молодом городе, как Тольятти, главные ценности – Соборы и Храмы. О чём это говорит? Да о том, что в глазах русского человека ценно только то, что ведёт к святости, что напоминает ему о его временном Земном бытии, что говорит ему о том, где на самом деле его обитель.

Вот и в нашем городе, милостью Божией, есть величественный Собор, который радует глаз каждого приезжающего к нам гостя, с какой бы стороны он не заехал. Однако Храм – это дом молитвы, и люди туда приходят для того, чтобы общаться с Богом. В то же время, у жителей нашего города существует насущная потребность в общении и между собой. Вот удовлетворению этой потребности и будет способствовать отреставрированное здание.

– Судя по масштабам реставрации, были затрачены немалые средства. Владыка, может быть, можно было этим средствам найти более полезное применение, скажем, помочь нуждающимся малоимущим семьям, или закупить необходимые лекарства для лечения больных?

– Видите ли в чём дело, когда люди хотят не упустить случая нагреть руки на представившейся возможности распорядиться крупной суммой денежных средств, они, как правило, прикрывают это своё желание благими целями. Классический пример, того, как это происходит, есть в Евангелие, когда женщина помазала миром голову и ноги Иисуса (МФ.26:7; Мк.14;3; Лк.7:37; Ин.12:3). Это вызвало негодование у некоторых учеников, потому что показалось бесцельным, расточительным делом. И действительно, с рациональной точки зрения 300 динариев (такова была стоимость израсходованного мира, что равняется, чуть ли не годовому жалованию римского легионера), могла бы быть потрачена «более разумно», например, на подаяние нищим. Это и вызвало прямо таки негодование Христовых учеников. Но кто же спровоцировал такое возмущение среди апостолов? Иуда Искариот – будущий предатель. «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали» (Ин.12:6). Вот, что называется, и вся любовь.

Но, даже если предположить почти невозможное, что кто-либо бескорыстно пожелал облагодетельствовать страждущих, за счёт средств, изначально предназначенных на удовлетворение духовных запросов людей, то и в этом случае, ответ на вопрос: как относиться к такому желанию, мы найдём в Евангелие. На возмущение Своих учеников, Иисус отреагировал довольно жёстко, сказав: «оставьте её; что её смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете» (Мк.14:6-7).

Иными словами, надо поступать исходя из своих возможностей на данный конкретный момент, и не пытаться за счёт щедрости других людей выглядеть «хорошим». Вот, в руке у тебя все твои средства, распоряжайся ими по своему усмотрению – пожелаешь ли облагодетельствовать нищих, пожалуйста, захочешь ли отдать их на строительство Храма, и в этом нет препятствия, отложишь ли их на «чёрный день», и в этом ты волен. В любом случае, чтобы ты не сделал и как бы ни поступил, это будет твой и только твой выбор. Этот выбор и будет являться показателем твоего духовного состояния на данный момент.

Очевидно, та женщина, которая умастила миром (стоимостью, по сегодняшним меркам, в полмиллиона рублей), Христа Иисуса, тоже могла найти этому средству, или деньгам, вырученным за него, другое применение, потратив их, например, на себя любимую. Но, по всей видимости, она всё же любила Иисуса больше чем себя, а потому и не считалась с расходами, отдавая всё самое дорогое и лучшее «Предмету» своей любви.

Такой душевный порыв стремления к прекрасному, благородному, святому, периодически возникает в сердце каждого человека. Не упустить этот порыв, не заглушить его «здравым смыслом», «рациональным мышлением», «житейской логикой» и совершить поступок, соответствующий этому стремлению, является, по словам Спасителя, «добрым делом». Настоящим добрым делом, принадлежащим Вечности. Ценность которого, не утрачивается с годами, навсегда становясь для своего делателя «удостоверением личности», «документом» в подтверждении того, что его сердце способно любить и что в жизни у него имелись интересы, выходящие за рамки здравого смысла, не ограничивающиеся житейской логикой и простирающиеся за пределы Земного бытия.

Вот и реставрация этого здания – доброе дело тех людей, кто выделил деньги на этот проект, кто радовался его началу, кто молился о его осуществлении, кто бескорыстно принимал участие в его реализации. Будем надеяться, что дальнейшая эксплуатация Культурно-просветительского центра позволит всем жителям нашего города также приобщиться к этому доброму делу, и будет способствовать их духовному росту.

– Спасибо Владыка, благословите наших читателей.

– Божие благословение да пребывает со всеми вами.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2