Лента последних материалов

Святки. Рассказ иерея Бориса Самсонова

Мы уже приближаемся к Святкам, (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника.

            Они называются также святыми вечерами. Святить двенадцать дней после Рождества Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древность установления празднования святок подтверждается церковным Уставом преподобного Саввы Освященного († 530 г.), по которому в дни святок не положен пост, а также не совершаются коленопреклонения; запрещено также браковенчание. То же подтверждено кодексом Юстиниана (535 г.).

            Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года. Против этого направлены 61-е и 62-е правила VI Вселенского Собора.

                                                                                           Будущее

          «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», – написал когда-то русский поэт Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852), в стихотворении «Светлана». А затем он перечисляет целый ряд бесполезных и бессмысленных действий, с помощью которых, девушки хотели добиться главной цели своего мероприятия – узнать будущее. 

           Узнать будущее! Кто из людей не мечтал о такой возможности. Это  желание, как правило, сопряжено с уверенностью, что, знание будущего позволит человеку действовать таким образом, чтобы обезопасить себя от возможного ущерба, и напротив, даст возможность получить…. И вот тут возникает вопрос: а чего хотят люди?  Конечно, избежать неприятностей, связанных с каким-либо ущербом физического характера – это желание понятное: «Кабы знать, где упасть, там бы соломки подкласть», – гласит народная пословица; и, как сообщает нам А.С. Пушкин, даже «вещий Олег» решил расстаться со своим боевым товарищем, не раз спасавшим его жизнь на полях сражений – конём, когда узнал от «кудесника», что конь станет причиной его гибели. Так что желание «избежать ущерба» понятно, а вот что же хотят люди получить?

       Не такой уж это и трудный вопрос. Раз люди, опасаются ущерба для своего физического благополучия, значит, ещё большего физического благополучия они и хотят получить, когда пытаются узнать будущее. А что же говорит нам, мудрая Книга Библия по этому поводу? Да никогда ещё самовольное желание, знания будущего, не избавляло людей от неприятностей, как не уберегло от смерти Саула, желавшего посредством обращения к Аэндорской волшебнице, его узнать (1 Цар.28). Но в то же время, равно обратный эффект – избавление от грядущей беды – может произойти, если о будущем возвестит людям Сам Бог, как возвестил Он, через пророка Иону, жителям Ниневии о предстоящем разрушении их города, но при условии, что люди поверят Богу, покаются и исправят свою жизнь (Ион.3).

       Таким образом, знание будущего вполне доступно человеку. Как было оно доступно Ветхозаветным Пророкам, как стало оно доступно множеству христианских святых. Естественно, что это знание человек получает от Бога в том объёме, в каком он приуготовит свою душу, правильной духовной жизнью, к принятию такого рода откровения. И даётся это знание лишь с одной целью: побудить людей к покаянию и исправлению своей жизни, исходя из перспективы ожидающей их вечности.

      Желание знать будущее по другим мотивам, говорит только об одном: об абсолютном неверии человека в Бога и Его промысел. Это стремление твари, минуя Творца, заглянуть за завесу времени настолько «оскорбляет» Создателя и отгоняет от человека Его спасительную благодать, что часто следствием, такого стремления, становятся страшные примеры  проявления в жизни человека метафизического зла – дьявола, от которого и поступает ложная информация. Результатом такого «сотрудничества» часто бывает потеря человеком не только умственного и физического здоровья, но и самой жизни. (Смотрите книгу Михаила Орлова «История сношений человека с дьяволом»).

        Так что, не прими во внимание «вещий Олег» предсказание «покорного одному Перуну» волхва, положись он на волю Божию и Его промысел, не пришлось бы ему расставаться с боевым другом и умирать раньше времени от змеиного укуса. 

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2