Лента последних материалов

Фильм «Бригада». Православный взгляд

Фильм «Бригада» (2002). Православный взгляд

Одним из самых известных российских сериалов является «Бригада». Трудно найти в России человека, который бы его не посмотрел. Поэтому необходимо дать ему православную оценку и рассказать, что он несет в сознание россиян.

1. ПРОПАГАНДА ФАШИЗМА

Ключевой сценой фильма является беседа друзей (Белова, Филатова, Пчёлкина и Космоса) на съёмочной площадке (4 серия, 0:18:48-20:43), потому что именно после нее их группировка из маленькой и неуважаемой становится большой. Филатов снимался в роли эсэсовца. Во время еды, сидя в немецкой форме, он говорит: «Везде бардак, даже в кино. Слуш, то ли дело у фашистов. Я тут брал у режиссера «Майн кампф» почитать. "И тогда меч начинает играть роль плуга, и тогда кровавые слезы войны орошают всю землю". Везде орднунг унд арбайтен (т.е. порядок и труд – К.С.)». И сразу после этого Белов говорит, что по большому счету их не уважают, поэтому надо начинать вести более серьезные дела. Они решают рэкетировать большую торговую компанию «Курс-Инвест», что они и сделали, угрожая смертью ее хозяину Артуру Лапшину. Как только они это решили, Филатов достает немецкий пистолет и говорит: «Я дам вам парабеллум».

Филатов в эсесовской форме хвалит фашизм

Перед этой беседой, на которой было принято решение заниматься крупным рэкетом, Филатов, одетый в немецкую форму похвалил немецкий фашизм, а в конце беседы, как бы закончив ее, он предложил немецкий пистолет, который является символ военной диктатуры фашизма.

Согласно классическому определению, фашизм – это террористическая диктатура финансового капитала – не промышленного и не торгового, т.е. нетрудового. Фашизм – это такой государственный строй, при котором органы власти осуществляют интересы крупного финансового капитала за счет народа и подавляют общественные организации, которые могут этому препятствовать. Гитлеровский "порядок" – это власть капиталистов, а "труд" – это рабский труд людей на них. Третий Рейх – это был брутальный эксперимент по установлению Нового мирового порядка, о котором говорил Гитлер.

В фильме показано, как группировка Белого насколько смогла установила свой "порядок", т.е. свою власть над людьми, и свой "труд", т.е. заставляла их платить себе, т.е. работать на себя. Они сделали это с помощью государственных органов (в частности, КГБ), которые вместо того, чтобы защитить народ от этих преступников, стали им содействовать своим невмешательством и даже использовать их в своей антигосударственной деятельности. Т.е. фильм пропагандирует фашизм как удобную для преступности идеологию, которая оправдывает частный капитал и насилие.

Сейчас, когда мировые элиты разрушают национальные государства и готовят мир к новому, т.е. антихристианскому, мировому порядку, на Западе идет «мягкая, скрытая реабилитация Третьего Рейха и нацизма» (А. Фурсов)1. В 2011 г. 17 из 27 стран Евросоюза проголосовали против документа, запрещающего героизацию нацизма. В том же году в Швейцарии официально было разрешено нацистское приветствие «зиг хайль». В мире идет возрождение фашизма, плоды которого мы сейчас видим на Украине. Молодежь там не сразу одела нацистскую форму. Этому предшествовала постепенная и многолетняя обработка сознания – и как правило, через фильмы. Этим и занимается сериал «Бригада».

2. БОРЬБА ПРОТИВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Фашизм – это антихристианская идеология. Одним из главных способов борьбы против христианства является подмена христианской нравственности, когда в обществе насаждается нехристианский образ жизни, а затем выдается за христианский. В 13-й серии Белов показывает схему рэкета своей группировки. В ее центре изображен православный крест, а вокруг него – те сферы, с которых они берут дань, одной из которых названа торговля оружием (0:23:06). В центре схемы преступного бизнеса, в центре греха – православный крест, который якобы этот грех освящает. Белов, ставя крест в центре схемы своей преступной (а с нравственной стороны антихристианской) деятельности, оправдывает христианством нарушение заповедей Божиих и государственных. Такое использование креста является кощунством. В Библии сказано: «…ни лихоимцы…ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9). Лихоимцы – это ростовщики, а хищники – грабители. Белов и друзья являются грабителями, и в Царство Божие они не попадут, если не покаются.

Белов об этой схеме говорит: «Красота. Репин», – и отойдя от нее, продолжает: «Кстати, я сейчас только понял, какую машину мы создали». В это время Пчёлкин походит к ней, трижды бьет рукой по кресту, говоря: «Красиво, красиво» (0:23:29).

Белов показывает схему преступной деятельности своей группировки

Белов со своей бандой создал машину угнетения людей. Они восхищаются ее красотой, но ни их, ни авторов фильма не интересует, что эта машина основана и работает на скорбях людей, которых они угнетают и заставляют на себя работать. А созданию этой машины предшествовала похвала фашизму, потому что она и есть осуществление его идеологии. Белов даже называет свою структуру так, как в СССР называли гитлеровскую политику: "машиной".

Пчёлкин бьет по кресту. Удар по кресту символизирует удар по христианству. Это и является одной из главных задач фильма.

Пчёлкин трижды бьет по кресту

В 8-й серии Космос, выйдя из храма после Крещения, крестится слева на право. Это показано на той же минуте и секунде, на которых затем в 13-й серии показали крест в центре схемы рэкета (0:23:06). Филатов ему говорит, что надо креститься справа налево.

Авторы фильма показали, что ни Космос, который только что крестился, ни его друзья по преступности не знают во имя Кого и ради чего крестятся верующие, вступая в Церковь. Такое отношение выгодно врагам христианства, потому что при таком отношении к вере христиане, которые такими являются только по Крещению и по имени, не могут увидеть подмену и отличить христианство от антихристианства.

Затем вся банда под звон колоколов фотографируется на паперти храма под иконой воскресшего Христа. Сотрудник КГБ, который поставляет оружие для чеченских боевиков против наших солдат, тоже ходит в храм. Так авторы фильма создают у зрителей впечатление, что преступность совместима с христианством и что Православная Церковь ее оправдывает.

3. РОМАНТИЗАЦИЯ И ОПРАВДАНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

В фильме показали, как бандиты красиво одеваются, ездят на дорогих машинах и т.д. – в общем, живут красиво и роскошно, но не показали, какие страдания они приносят людям, когда выбивают из них деньги для такой жизни. Исключением был Лапшин, но он сам был связан с криминалом, и его показали так, что сочувствия он не вызывал.

Для того чтобы покрасивее представить преступность, авторы подобрали красивого актера и красивую кличку: "Белый". Имя "Белый" – в нравственном смысле означает "невинный, чистый". Тем самым они намекают на невинность Белова. Когда близкие люди ему говорили, зачем он так живет, он отвечал: «Не я такой, жизнь такая». Так авторы фильма не только красиво показывают зло, но и учат оправдывать его. У Белова такая жизнь потому, что он сам своими делами делает ее такой.

В Библии сказано: «Владычество переходит от народа к народу (т.е. народы теряют власть и самостоятельность и подпадают под власть других народов – К.С.) по причине несправедливостей, обид и любостяжания» (Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова 10:8). Справедливость – это основа общественной жизни. Несправедливость разрушает общество изнутри и является грехом более тяжким, чем даже идолопоклонство. Фильм «Бригада» с внешней, красивой стороны показывает несправедливость. Члены банды Белого могли как-то пытаться оправдать рэкетирование Артура, потому что тот был связан с криминальным миром. Но затем они обложили данью огромное количество людей, за счет которых удовлетворяли свою страсть к деньгам и к роскоши. Само название преступной группировки «Бригада» намекает на то, что ее члены труженики, т.е. что несправедливость и насилие – это тоже труд.

После того как убили друзей Белого, он на Воробьевых горах повторил клятву, которую на том же месте он им дал 11 лет назад. Теперь он ее дает уже умершим: «Клянусь, что никого из вас я не оставлю в беде. Клянусь, всем, что у меня осталось. Клянусь, что никогда не пожалею о том, что был вашим другом. Никогда не забуду вас, братья». Но за них он уже отомстил (убил и заказчика, и исполнителя). Поэтому клятва, которую он дает, это клятва продолжать преступную деятельность и жить по законам преступного мира.

Белов оказался человеком сильного ума и сильной воли – он достиг высокого положения и в преступном мире (стал главой крупной ОПГ), и в обществе (стал депутатом Госдумы). К концу 90-х годов он стремился легализироваться, т.е. стать полноценным членом общества, живущим по общественным законам. Когда погибли его друзья, с которыми он был связан дружбой и клятвой, он получил такую возможность, но отказался от нее. Белов имел любящую его семью и получил общественное признание. Но, потеряв своих друзей-преступников, он показал, что преступный образ жизни для него важнее общества и семьи. В основе общества лежит справедливость, а в основе семьи – любовь. Для Белова законы преступного мира оказались выше и дороже законов общественной справедливости и семейной любви. Он живет преступностью не ради друзей (их уже нет, и помочь им он уже ничем не может), а ради нее самой – потому что он любит преступный образ жизни более всего на свете и религиозно предан ему. Своей клятвой он совершает страшное преступление против всех, преступление религиозное по своей сути (ибо оно совершено ради тех, кого уже нет на земле): он отказывается от всех ради преступности. Поэтому он перешел на нелегальное положение и порвал отношения со своей семьей. После произнесения клятвы он разбивает свои наручные часы и с раздражением выкидывает их в знак того, что он порвал с обществом и семьей, поэтому для него жизнь (общественная и семейная) остановилась, и теперь он будет жить вопреки законам общества и без семейной любви. Белов попал в преступный мир вроде бы случайно: измена девушки, драка с местным авторитетом, обвинение в убийстве. Но теперь оказывается, что преступность для него стала смыслом жизни. Когда праведный Иов потерял все (имущество, детей, общественное положение, здоровье), он показал, что верность Богу для него являлась самым важным в жизни. Несмотря ни на какие потери и страдания, он остался преданным Ему и исповедовал Его праведность и святость, хотя и страдал от того, что не понимал причины, по которым Бог посылал ему эти страдания. Когда же Белов потерял друзей-преступников, он показал, что для него самым главным в жизни была его преступная группировка, а семья и общество были лишь приложением к ней. Потеряв ее, он отказался и от семьи, и от общества.

Перед сценой с клятвой сначала показывают православный храм на Воробьевых горах, затем ведут камеру на Москву, а потом на Белова. Авторы фильма соединяют с Православной Церковью клятву Белова, как будто она ее благословляет.

Фильм «Бригада» производит большое впечатление на людей, особенно на молодых. Когда человеку нравится фильм, вольно или невольно он принимает его идеи. А этот фильм показывает пример и учит тому, что надо быть злым до конца, любить зло и предпочитать его всему. Этот фильм разрушает в сознании особенно молодых людей любовь к справедливости, которая является основой общества, т.е. фильм идеологически и нравственно разрушает само общество. Мы не знаем, кто на самом деле писал сценарий, но его писал или человек, который ненавидит Россию и хочет уничтожить ее, или человек, который из-за греховной жизни совсем потерял нравственные ориентиры и не отличает добро от зла.

Сын режиссера «Бригады» Алексея Сидорова Леонид на пике популярности сериала в середине 2000-х сколотил вокруг себя банду, члены которой внешним видом и отношениями между собой подражали главным героям сериала; для себя Леонид выбрал образ «Космоса». Сначала они занимались мелкими вымогательствами у сверстников, а затем дошли до тяжких преступлений. В 2006 г. он был осужден за угон автомобиля, а в 2008 г. последовала вторая судимость – 13 лет лишения свободы за разбой, двойное убийство и изнасилование (см. Википедия. Фильм «Бригада»)

«Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Режиссер Алексей Сидоров посеял преступность в души миллионов зрителей, особенно молодых, которые не могут за внешним блеском и силой видеть внутреннее содержание, т.е. нравственное безобразие, а в поступках видеть их последствия, и пожал несчастье в своей семье. Но это только начало воздаяния. Если он не покается, то ему еще придется расплачиваться за это в вечности. Никому не известно, сколько еще молодых людей, которым в «Бригаде» понравилось зло, красиво показанное в красивых людях и в красивой обстановке. Ведь молодые люди, как правило, не могут ставить себя на место тех, кого рэкетировала банда Белова, а в фильме не показывают.

4. МЕСТЬ

Когда убивают друзей Белого, все просят его не мстить: крупный правительственный чиновник, сотрудник КГБ, криминальные авторитеты, отец погибшего друга, – но он отказывается. Когда он идет убивать с поднятым пистолетом в руке, в это время играет торжественно-победоносная музыка. С помощью нее авторы фильма хотят показать, что месть – это подвиг.

Господь запретил мстить. В Библии сказано: «не воздавайте злом за зло» (1Пет. 3:9); «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12:19). Одному из наиболее почитаемых старцев в Сербской Православной Церкви Фаддею Витовницкому явился Иисус Христос, и Он плакал. Отец Фаддей спросил Его: «Господи, почему Ты плачешь?», а Господь сказал: «Я плачу о тех христианах, которые воздают злом за зло». Человек, который мстит, духовно убивает свою душу и делает себя недостойным Царства Божия, и, кроме того, он вредит тем, за кого мстит. Если это умершие, то, согласно Откровению, в том мире они страдают, когда за них мстят на Земле.

5. РАЗВРАТ

В «Бригаде» помимо преступности и мести пропагандируется разврат. Белов изменяет своей жене. Бандиты занимаются сексом друг при другом и ходят в стриптиз-клуб. Известный продюсер фильмов Кордон – гомосексуалист, а его убивает киллер по дороге в гей-бар. Т.е. фильм показывает, что разврат – неотъемлемая часть жизни сильных людей, а противоестественный разврат – естественная черта известных людей.

ВЫВОД

Фильм «Бригада» красиво показывает, т.е. пропагандирует, антихристианский и антисоциальный образ жизни. После него складывается впечатление: быть бандитом – это красиво и престижно. Если раньше снимали фильмы о тружениках, которые работали на благо общества, то теперь о бандитах, которые его разрушают. Хорошими фильмами наше общество поддерживало и растило то, что в нем было доброго и созидательного, а теперь плохими фильмами общество взращивает то, что в нем есть злого и разрушительного – разрушительного для него же самого.

Каждый фильм показывает чей-то образ жизни, а образ жизни – это воплощенная идеология (система взглядов), и через фильм она внедряется в сознание людей. Поэтому художественные фильмы – это самый лучший способ воздействия на массы и насаждения идеологии. Через фильмы, которые на самом деле являются идеологическим оружием, их заказчики и создатели внедряются в сознание и внутреннюю жизнь миллионов людей. Люди больше времени смотрят фильмы, чем думают о смысле жизни и читают книги. Если мы не будет хоть как-то противостоять этой идеологической и психологической войне, которая ведется против нашего народа через художественные фильмы, он погибнет сначала нравственно, а затем и физически.

Монах Константин (Сабельников)

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2