Лента последних материалов

Самое тяжелое — спасти душу человека!

отец-Серафим

Настоятель храма Рождества Божией Матери отец Серафим — о душевных и телесных болезнях людей и о приходской жизни в деревенской глубинке.

Полностью посвятить себя служению Богу дано далеко не каждому. Считается, что таких людей выбирает сам Господь. Среди них — 42-летний иеромонах Серафим, настоятель храма Рождества Божией Матери в темниковском селе Старом Ковыляе. Год назад он сменил шумный московский приход на мордовскую глубинку.  Он буквально вдохнул вторую жизнь в вымирающее село. О даре отца Серафима помогать страждущим и болящим людям уже давно известно не только в Мордовии. К нему едут со всех уголков страны…  Со священником общалась Екатерина Смирнова.

Возле возрождающегося храма Рождества Божией Матери стоят строительные леса и аккуратно посыпаны гравием дорожки. Кресты на куполах сверкают золотом, а стены — свеженькой побелкой. Везде видна рука заботливого хозяина. «Когда впервые приехал сюда, подумал: «Господи, помоги!» — признается настоятель Серафим. — Все было в жутком состоянии. Центральный придел храма не отапливался, от сырости со стен осыпалась старинная роспись, частично отсутствовала ограда вокруг заросшего травой храма…» У входа в церковь крестятся несколько женщин. Некоторые пришли на службу из соседних населенных пунктов. Они низко кланяются священнику. В глазах особая радость. Словно увидели родного человека…

Служение

«К Богу я пришел с самого детства, — рассказывает иеромонах Серафим (в миру — Владимир Жданов). — Моя бабушка была верующей, пела в церковном хоре на Кубани. Все ранние годы моей жизни прошли в храме. Уже с 10 лет я пел на клиросе…» Ребенку с православным крестиком на шее в школе приходилось несладко. В пионерско-комсомольские времена таких «отщепенцев» клеймили и стыдили прилюдно. По словам батюшки, лишь благодаря милости Божией удалось перенести все тяготы. Затем юношу забрали в армию. Служба проходила в городе Ставрополе. Но даже во время нее Владимир находил время, чтобы посетить кафедральный собор апостола Андрея Первозванного. Сослуживцы удивлялись: мол, зачем тебе, такому молодому, перед иконами поклоны бить? Но он лишь смиренно улыбался… После демобилизации в 1993‑м году молодой человек вернулся в родной Майкоп. Признается, что не думал о гражданских профессиях. Вскоре Владимир надел стихарь алтарника в Троицком кафедральном соборе. Данный ему от Бога чудесный голос пришелся по душе настоятелю собора. Молодого человека определили петь на клиросе. Спустя два года правящим епископом Майкопским и Армавирским был назначен ректор Московской Духовной Академии епископ Филарет (Карагодин). Он взял молодого прислужника в иподиаконы. «Молодых кадров в храмах в те времена катастрофически не хватало, — вспоминает отец Серафим. — Епархия была огромных размеров: от Майкопа до Абхазии. Храмы располагались вдоль побережья Черного моря. На службы в Ереван летали на самолетах, потому что Армения тогда входила в состав Майкопской епархии…» Позже Владимир был пострижен в монахи. При постриге владыка Филарет нарек его Серафимом в честь преподобного Серафима Саровского. На тот момент священник горячо почитал этого старца. Он помнил, как вера в батюшку Серафима в середине 1990‑х помогла соседским сестренкам. У них стало ухудшаться зрение. Мама повезла дочек на обследование в Москву. Врачи утвердили диагноз, при котором требовалась операция. Вместо больницы женщина повезла девочек в Дивеево. Искупала в целебных источниках, приложила к раке с мощами Преподобного, провела с горячими молитвами по канавке Богородицы. Спустя неделю семья повторно показалась медикам. Их изумлению не было предела: от болезней не осталось и следа! Еще один случай с чудесным исцелением произошел в 2009 году. Тогда владыка Филарет слег с тяжелой болезнью. Целый год провел под наблюдением врачей. Занемогшего архиерея вывели за штат. У кровати больного днем и ночью дежурил отец Серафим. «Врачи говорили: «Послушайте, владыка — не жилец. Даже если он пойдет на поправку, то останется инвалидом! И даже в таком случае он долго не проживет!» А я посмотрел на медиков и подумал: я вам не верю! У меня в сердце есть надежда, и Бог поможет». За лечение архиепископа принялись… иподиаконы. Каждую неделю на протяжении года возили владыке Филарету воду из святых дивеевских источников. Медсестры разводили в ней сухую пищу и кормили больного через зонд. Иеромонах Серафим ежедневно протирал владыку святой дивеевской водой. В 2010 году владыку повезли в Дивеево. После литургии его чуть ли не на руках понесли поклониться к раке с мощами Преподобного Серафима Саровского. Затем под руки повели по канавке Божьей Матери и вернулись в московскую больницу.

отец-Серафим-2

Владыка быстрыми темпами пошел на поправку. Его выписали через три недели. Сейчас он полностью избавился от болезни. В 2014 году его назначили на служение в московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. В сентябре прошлого года владыка вызвал к себе отца Серафима: «Зачем ты будешь прозябать тут со мной? Я стал стар, служу при монастыре. А ты молодой священник, тебе нужна самостоятельность! Поезжай к владыке Клименту в Мордовию. Он определит тебя на приход…» Отца Серафима назначили настоятелем храма, расположенного в 600 километрах от Москвы в темниковском селе Старом Ковыляе. Сам же иеромонах воспринял новость спокойно: на все воля Божья!

Возрождение

Этот приход считался практически утраченным. Последние 1,5 года в храме очень редко проводились службы. Протоиерей Алексей Ямашкин, который начинал возрождение этого храма, в котором раньше был колхозный склад, служил на протяжении 17 лет, и многое сделал в нем. Летом 2014 года отец Алексей умер от сердечного приступа. Без настоятеля храм пришел в запустение… Вечером 4 октября прошлого года отец Серафим приехал сюда вместе с помощником, иеродиаконом Спиридоном. Посмотрел на печальную картину. Долго молчал…

Перед глазами была удручающая картина: территория храма заросла травой, от сырости кирпичные стены почернели, осыпалась штукатурка, отапливалась лишь половина храма… «Я принял все это и… уехал, подумал: «Сюда больше не вернусь!» — так мне было не по себе, — вспоминает священник. — Даже не знал, с чего в первую очередь начинать. Денег не было, прихожан — тоже. Настоящая пустыня! Но побыв несколько дней дома, решил, что надо послушание выполнять…» Священник вернулся в Мордовию субботним днем 10 октября. У храма — ни одного человека… В холодной церкви, под хруст осыпавшейся штукатурки вместе с отцом Спиридоном он стал совершать первое богослужение. Спустя полчаса в храм робко вошли три прихожанина. К концу службы пришли еще семеро…

Отец Серафим стал активно привлекать местных жителей к восстановлению храма. Вскоре подключили отопление, которое оказалось чрезмерно дорогим. Ежемесячно газовикам приходилось выплачивать около 40 тысяч рублей! К счастью, из трудной ситуации помогли выйти духовные чада настоятеля, которые присылали деньги из Москвы. На их пожертвования восстановили ограду, покрасили храм. Некоторые духовные чада из Москвы сами захотели приложить руку. Радушный прием и ночлег им с радостью оказывали местные жители. После таких теплых встреч москвичи признавались: приезжали в Старый Ковыляй, как в дом к родной матери. Приход постепенно ожил. На службу стали приходить жители окрестных сел. При храме открылась детская воскресная школа. За неполный календарный год священнослужители трижды прошли крестным ходом по селу. С непередаваемой радостью в этом участвовали и дети, и старики. На праздник Казанской иконы Божьей Матери духовные чада настоятеля подарили храму старинный образ Богородицы, с которым также вышли на улицы села. Проезжающие мимо машины останавливались: люди преклонялись перед иконой и просили благословения…

Помощь

Однажды местные жители увидели, что к отцу Серафиму приехал автобус духовных чад из Ульяновска. Это были люди, нуждающиеся в духовной помощи. После водосвятного молебна паломники с благодарностью уехали в родной город, а настоятеля просьбами обступили местные жители. По воскресеньям в храме стали совершаться водосвятные молебны с чтением акафиста священномученнику Киприану и мученице Иустиние, которые ограждают людей от колдовства и чародейства. Принятие святой воды по горячей вере людей исцеляет не только от физических, но и от душевных болезней. «Сейчас много немощных, — говорит отец Серафим. — Приезжают, просят совета, поддержки, сами присутствуют на службах, исповедуются и причащаются. На сердце легко и радостно становится, когда ты видишь человека, который еще месяц назад был в тяжелом состоянии, а теперь стал повеселевшим и исцеленным». «Каждого приходящего человека нужно внимательно выслушать, проникнуться его проблемами. Если человек серьезно болен или «порченый», ощущаешь на себе». На следующий день чувство слабости и немощи переходит на священника. Болит голова, отказывают руки и ноги, ноет спина… Но настоятель признается, что давно привык закрывать глаза на эти «профессиональные» недуги. «Это мой путь священника – монаха, и я должен помогать людям по мере своих сил. Исцеляет и врачует только Господь Бог. Мы можем только молиться, чтобы донести до Него свою просьбу и получить исцеление».

 Усилиями отца Серафима в темниковском селе стал возрождаться храм Рождества Божией Матери Усилиями отца Серафима в темниковском селе стал возрождаться храм Рождества Божией Матери

Зимой к отцу Серафиму за руки привели жительницу Темникова Татьяну. Женщина даже не могла стоять, ее качало из стороны в сторону. Пока священник говорил проповедь, прихожанку трясло у лика Божией Матери. «Я умираю! Помогите мне, отец Серафим!» — кричала она. Священник поинтересовался, что произошло. Оказалось, что женщину угостили конфеткой на поминках. Она съела ее и потеряла покой. «Теперь в горле словно застрял кусок железа, который ходуном ходит! Я задыхаюсь, глотать не могу!» Анализы и снимки в различных больницах не выявили никаких признаков болезни у пациентки. Женщину батюшка причастил и пособоровал, а затем прочитали над ней молитвы, и она приезжала на службы два месяца подряд, каждое воскресенье. Через некоторое время Татьяна зашла в храм такой, что ее даже не узнали! Красивая, молодая, бодрая!

«А много сейчас  «порченых»?» — «Много. Человек физически может быть здоров, но ощущает себя крайне плохо. Те, кто наводят порчу, ежедневно ищут жертву. И к ним обращаются только далекие от церкви люди». По словам священника, сегодня порчу наводят в любых местах: от свадеб до поминок. «Сейчас и «черная», и «белая» магия продается в любом киоске в открытом виде. Гадалки и колдуньи успешно выступают по телевидению. «Хочешь жить хорошо? Приходи, я все сделаю!» — говорят они. Поэтому сегодня многие отчаявшиеся люди воспринимают такую «помощь», как спасительную таблетку. Они с помощью колдовства мстят своим обидчикам. Человек может не узнать, что на него наведена порча. Особенно много от этого страдают молодые люди. Нужно регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин, вести христианский образ жизни, и все «наведенное» сразу же тебя покинет…»

Сейчас и «черная», и «белая» магия продается в любом киоске в открытом виде. Гадалки и колдуньи успешно выступают по телевидению. «Хочешь жить хорошо? Приходи, я все сделаю!» — говорят они.

Многие верующие ценят священника за доброту и любовь к людям. Пообщавшись с ним и услышав теплое слово, они возвращаются домой обновленными и одухотворенными. А потом рассказывают о батюшке Серафиме другим. Добрая молва идет как по цепочке… «Знаете, наш владыка Филарет говорил: «Окончание семинарии и духовной академии не делает вас настоящими священниками. Главную оценку священнику дает его паства». Настоящий священник приходит к служению церкви по призванию, и к каждому прихожанину относится с любовью» — «А любви к прихожанам возможно научиться в семинарии?» — «Любовь к ближним — врожденное чувство, человек появляется с ним на свет. Доброту и любовь ни купить, ни приобрести невозможно, ее можно только возгревать. И научить испытывать эти чувства тоже нельзя. Хотя среди наших священнослужителей есть и те, которые общаются со старыми священниками. Они питаются их добротой и любовью, тем самым становясь намного лучше» — «Что самое трудное в вашей работе?» — «Привести народ в церковь и привить им христианские правила, по которым нужно жить. Народ был насильно оторван от веры 70 лет советской эпохи. Сегодня те семена безбожия дали большие плоды. Трудно научить человека правильно жить по-христиански. Ведь многие даже не знают, как правильно вести себя в храме. Некоторые стесняются и боятся исповедоваться… Но самое тяжелое в нашем деле — спасти душу человека. Зачастую построить храм и украсить его оказывается легче… Любую душу можно спасти лишь при желании самого человека. Если он переходит за ограду церкви с горячей верой и обращается к Богу, то будет непременно услышан. Многие говорят, что современная жизнь тяжелая, оттого и все беды, преступления и суициды. А я считаю, что люди просто забыли о Боге. Забыли о лишениях, которые испытывали предыдущие поколения. Забыли о своей душе. Современному человеку хочется большего. У многих машины, квартиры, и редкий раз встретишь человека, который действительно питается одним хлебом и водой. Люди сами распускают себя, впуская в мысли лукавого. Мы с вами живем во времена, когда много искушений для всего православия». — «Чем отличаются местные прихожане от московских?» — «Здесь народ проще в общении. Москва — это мегаполис, где преобладает интеллигенция. Да, она высока в плане культуры, но в плане духовности уступает сельским жителям. Здесь в каждом доме святые углы, которые не у всех москвичей, к сожалению, есть. Редкий раз увидишь иконку на серванте… Сегодня в городах в людях превалирует злоба, а здесь — простота. В глубинке люди верят в Бога по-настоящему…»

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2