Лента последних материалов

Отторжение. Слово Преосвященного Климента, епископа Краснослободского и Темниковского

Дорогие друзья! Среди жителей земли, представителей тех или иных народов с их укладом и традициями, вряд ли найдётся много людей, кто активно бы отрицал бытие Божие. В основной своей массе все люди – религиозны, то есть, признают наличие Высшей Силы – Бога. Другое дело, что выражают они свою веру по-разному, в зависимости, опять же, от культурных и религиозных традиций того народа, к которому принадлежат. В российской действительности для подавляющего большинства населения страны, традиционным верованием является Православие, со всеми его Таинствами, ритуальными и обрядовыми сторонами. И главным символом такого верования, вне всякого сомнения, является храм – культовое сооружение, где и совершается главное христианское Таинство – Евхаристия. С вопросом, можно ли на основании количества посещающих храм людей сделать вывод о степени веры российского народа, мы обратились к Его Преосвященству епископу Краснослободскому и Темниковскому, Владыке Клименту.

– Владыка, здравствуйте.

– Добрый день!

– Владыка, так как Вы полагаете, если храмы полупусты даже в воскресные дни, говорит ли это о маловерии наших соотечественников?

– И, да и нет.

– Как так, Владыка?

– Дорогие мои, дело в том, что в настоящее время, современному человеку собраться и заставить себя пойти в храм очень и очень сложно.

– А в чём сложность?

– В первую очередь – это отсутствие навыка. Мало кто из нас с детства был приучен к посещению богослужений. Второе, даже, если такой навык и был

кем-то приобретён то, скорее всего, он носил чисто технический или формальный характер.

– А в чём формальность?

– Маленького мальчика или девочку, просто брала с собой на службу бабушка (в лучшем случае мама), которые вряд ли сами хорошо разбирались в тонкостях своей веры. А потому и объяснить ребёнку смысл внешних, формальных форм Богопочитания они едва ли были способны. До определённого возраста ребёнок и не задавал «лишних» вопросов, но потом, повзрослев, и не получая на них ответы, интерес к пустой форме у ребёнка естественно пропадал.

– А почему сам повзрослевший ребёнок не искал ответы?

– Это третья причина. Светское образование; пробуждающиеся физиологические инстинкты; СМИ, активно способствующие этому пробуждению; агрессивная реклама торговых компаний, делающих деньги на эксплуатации физиологических потребностях человеческого организма; ну, и так далее. Одним словом – современный мир, в котором нет места Богу. Как очень точно подметил св. Ап. Иоанн Богослов: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16). Отсюда же вытекают и четвёртая, и пятая, и последующие причины. Человек вынужден бороться уже не просто за существование, а за комфортное существование. А это требует больших энергетических затрат и отнимает много времени. Семья, работа, учёба, увлечения, хобби, друзья, вечеринки, поездки на отдых. Как в таком плотном графике необходимых, или почти необходимых, или совсем не необходимых дел, найти силы, выкроить время для посещения храма? Это очень непросто.

– Так, может быть, это и говорит об отсутствии веры или маловерии?

– Подождите, ещё не всё. Предположим, человек находит в себе силы или, что, чаще всего, жизненные неудачи вынуждают его искать утешение, помощь и защиту у Бога. Он идёт в храм. Что он знает? В большинстве своём почти ничего. Но в его представлении церковь (как религиозная

организация вообще) и храм (как символ этой организации в частности), должны резко отличаться от того мира, в котором человек разочаровался. Однако на практике, при первом же приближении к храму, эти его представления подвергаются серьёзным испытаниям.

– Почему, владыка?

– Потому что, очень часто, первое, что человек видит, подходя к церковной ограде – это дорогие иномарки на прихрамовой территории. И понятно, раз они находятся, чуть ли не у входа в храм, то принадлежат они не состоятельным прихожанам, приехавшим на службу, а церковнослужителям, которые должны были бы, в представлении человека, тоже отличаться от остальных людей, хотя бы скромностью.

– Владыка, но ведь человек не знает историю приобретения этих машин.

– А человеку, на первых порах и неважно, каким образом достались им эти автомобили – куплены ли они на честно заработанные ранее деньги; являются ли подарком от богатого покровителя; приобретены ли на средства прихожан, – он просто отмечает, что там, где он рассчитывал найти отличие от окружающей его действительности (похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, что и явилось причиной его разочарования), он с первых шагов сталкивается с наглядным проявлением этой самой «гордости житейской» – в виде дорогих автомобилей, что, безусловно, является олицетворением благополучной, сытой, успешной жизни. Той самой жизни, от которой человек хотя бы на время попытался отказаться.

И хорошо ещё, если такая картина складывается в сельских храмах, где жизнь местного батюшки на виду и часто его финансовое благополучие является следствием его незаурядных творческих, хозяйственных или организаторских способностей. Все об этом знают, а потому и наличие дорогого автомобиля не вызывает чувства резкого отторжения. Правда, далеко не у всех.

Что же касается городских храмов, где жизнь духовенства скрыта от посторонних глаз – это серьёзное испытание для всякого, кто впервые решился переступить порог храма.

– Это единственное препятствие?

– Нет. Не меньшие испытания ждут человека и в самом храме. И первое из них – прейскурант цен на «религиозные услуги».

– Владыка, но ведь храм – это помещение, нуждающееся и в отоплении, и в освещении, и в поддержании чистоты и порядка. А духовенство – люди, которые должны, так же как и остальные граждане, питаться, одеваться ну, и так далее. А для всего этого, к сожалению, требуются деньги.

– Совершенно верно. Но осознание этого приходит позже. А мы сейчас говорим о том, что может оттолкнуть человека от храма, впервые пришедшего в этот самый храм и ожидающего увидеть там «небо на земле».

– А «обслуживающий персонал», включая и священнослужителей, тоже могут стать отталкивающей причиной?

– Конечно! Грубость, невнимательность, пренебрежение и равнодушие – могут вполне являться такими причинами.

– А сам процесс Богослужения, чтение и пение?

– Так же, но уже в меньшей степени.

– Почему?

– Потому что человеку, впервые столкнувшемуся с такой формой Богопочитания не с чем сравнивать. Для него даже самая ущербная (с точки зрения знатоков) служба, может показаться чем-то экстраординарным. Потом, не будем забывать, что в отношении каждого человека действует Сам Господь, и Он вполне способен так повлиять на его душу, что человек навсегда останется под впечатлением от пребывания в храме Божьем. Но, к сожалению, это впечатление может быть серьёзно скомпрометировано вышеизложенными причинами, как объективного, так и субъективного характера.

– А почему субъективного?

– Потому что бес приложит все усилия для того, чтобы отрицательные аспекты от посещения храма, превысили положительные.

– Как это происходит?

– Для человека незаметно. Просто, почему-то на память ему чаще будет приходить то «плохое» с чем он столкнулся при посещении храма, чем хорошее. Не имея опыта «духовной брани», человек будет полагать, что это его собственные мысли, которые отражают объективную реальность от увиденного. Ну, и как следствие, очень немногие люди способны преодолеть первое негативное впечатление и найти в себе силы для регулярного посещения храма.

Можно ли обвинять таких людей в неверии или маловерии? Как уже сказал и да, и нет. Лично я не берусь их судить. Один Бог – Сердцеведец может быть их судьёй. Тем более история еврейского и русского народов наглядно продемонстрировала, что не всегда заполненные людьми храмы – свидетельство истинной веры. Часто за этими посещениями скрывается совсем не желание встречи с Самим Христом, а лишь «дань традиции» – стремление получить помощь от Высшей Силы, под общим наименованием – Бог.

– Спасибо Владыка. Благословите наших читателей.

– Божие благословение да пребывает со всеми вами

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2