Лента последних материалов

Песталоцци ХХI, или школьная каторга

Когда родители отдают своего ребенка в школу – им искренне кажется, будто они отдают его учиться. Это заблуждение. Отдавая ребенка в школу, мы, по сути, отдаем его на каторгу.
Андрей Максимов | 01 июля 2014 г.
Некоторое время тому назад я познакомился с удивительным человеком, которого зовут Иоганн Генрих Песталоцци. По профессии он – педагог, по сути – гений. Иоганн Генрих умер почти 200 лет назад, но это дела не меняет: во время знакомства с его совершенно невероятной жизнью, и, главное, с его педагогическим методом природосоответствия – меня не покидало ощущение, что я общаюсь с очень умным, и, что самое поразительное, очень современным человеком.

Сейчас я заканчиваю книгу «Песталоцци XXI, или Книга для умных родителей», в которой пытаюсь донести до сегодняшних родителей  суть метода Песталоцци, и, главное, то, как система эта может работать именно в наше время, и именно в воспитании детей родителями, а не школой.

С удовольствием предлагаю читателям «Православия и мир»  фрагмент вступления к книге.

I

Андрей Максимов. Фото Дмитрия Брикмана

Андрей Максимов. Фото Дмитрия Брикмана

Когда родители отдают своего ребенка в школу – им искренне кажется, будто они отдают его учиться.

Это заблуждение.

Отдавая ребенка в школу, мы, по сути, отдаем его на каторгу.

Каторга начинается не сразу. В начальной школе – первые четыре года – ребенок получает знания. С пятого по одиннадцатый класс он не учится ничему.

Есть исключения?

Есть исключения.

Во-первых, существуют хорошие школы. И хорошие учителя. И тех и других – мало. Но они встречаются. Однако систему составляют не они.

Во-вторых, есть такие удивительные дети, которые, вопреки системе школьного обучения, как правило, с помощью родителей, – сумели отыскать свое призвание, и тогда они стараются серьезно заниматься по тем предметам, которые в будущем помогут им это призвание воплотить.

В своей книге «Как не стать врагом своему ребенку» я довольно много писал о нелепой сущности современной школы, – кому интересно, могут поглядеть.

Кому не интересно – поверьте мне на слово. Или доверьтесь собственному родительскому опыту. Никогда не видя Вас, читателя моей книги, я практически убежден, что опыт этот диктует следующий вывод:

школа – это место испытания, а не получения знаний.

Именно это обстоятельство позволяет мне называть школу «каторгой», хотя я и понимаю, что это – некоторый эмоциональный перебор.

У подавляющего большинства родителей опыт общения со школой – негативный. Однако – удивительное дело! – чаще всего этот опыт вовсе не влияет на систему родительских ценностей.

Сегодня (как и вчера) эта система такова: если ребенок получает хорошие оценки – значит, он получает знания. Если плохие – значит, он ленив. Если учитель (чужой, в сущности, человек) утверждает, что ребенок (самое родное существо на свете) не старается – значит, надо ребенка наказывать.

В течение одиннадцати лет чужой (и, увы, часто равнодушный человек) является для нас главным оценщиком нашего сына или дочери. Если он говорит, что ребенок ленив – мы верим. Если утверждает, что ребенок плохо себя ведет -  мы не разбираемся почему, а тут же норовим свое чадо наказать.

Часто родители делают вид, что не понимают (или просто не задумываются), что школа не учит наших детей двум главным наукам:

1. Школа не учит детей учиться. Не дает навыков в получении знаний, не приучает ребенка к мысли о том, как прекрасно познавать этот мир. Более того, современная школа у многих детей отбивает всякую охоту к получению знаний, и это, наверное, самый страшный грех сегодняшней системы образования.

2. Школа не помогает ребенку найти призвание. Поиски призвания – это не попытка отыскать теплое место или высокооплачиваемую работу. По сути, это поиски самого себя, если угодно – открытие самого себя, без которого счастливая и удачная жизнь попросту невозможна. Школа в этих изысканиях участия не принимает.

Система ценностей большинства родителей диктует следующее: если ребенок – отличник с примерным поведением, — значит, за него не стоит беспокоиться. А если он еле-еле получает тройки, но как сумасшедший играет в футбол, или поет рэп, или рисует картины – значит, что-то в нем не так.

На самом деле, волноваться за ребенка стоит именно, когда он отличник. Потому что если четырнадцати – пятнадцати –шестнадцатилетнему человеку одинаково интересно и легко заниматься по всем предметам, то как и когда он будет совершать выбор собственного пути? Как и когда он отыщет то самое счастье призвания, без которого жизненное счастье невозможно?

А вот если он твердо решил стать футболистом, или музыкантом, или художником – стоит пойти в Церковь и поставить Богу свечку: ребенок нашел себя и прямой дорогой направился к счастью.

Когда родители отдают ребенка в школу, им кажется, что теперь их главная задача: следить за тем, чтобы чадо хорошо училось и, тем самым, получало знания, столь необходимые для будущей жизни.

Это ошибка.

Когда родители отдают своего ребенка в школу, у них появляются не одна, а две не связанных между собой задачи:

1. Помочь ребенку прожить эту безумную школьную жизнь так, чтобы у него было как можно меньше психологических стрессов; чтобы он не потерял себя; чтобы он остался человеком.

2. Помочь ребенку получить образование; научить его учиться; помочь ему отыскать свое призвание.

О том, как решать задачу №1, я писал в книге «Как не стать врагом своему ребенку».

О том, как разрешить задачу №2, мы поговорим в этой книге.

Родителям надо хорошо понимать и всегда помнить: кроме них, никто не заинтересован в том, чтобы их дети были счастливы.

Государство вообще не занимается проблемой счастья людей и, в частности, счастья детей. Государство не сильно озабочено тем, чтобы дать молодым людям серьезное образование и помочь им отыскать свое призвание. Поэтому, если этим не будут заниматься родители – этим не будет заниматься никто.

А у родителей нет времени. И папа и мама заняты добыванием денег, а кроме того, у них есть свои дела.

Плохо. А зачем Вы рожали ребенка, если Вам некогда им заниматься?

Вы ведь знаете, что цветы завянут, если их не поливать? Вы ведь уверены, что если не следить за своей машиной, она перестанет ездить? Наконец, разве Вы не убеждены в том, что если сами не будете заниматься собой, это отразится на Вас негативно?

Почему же мы столь часто готовы передоверить своих любимых детей кому-то (например, школе), чтобы этот кто-то отвечал за них?

Эта книга НЕ АДРЕСОВАНА тем, кто твердо убежден: у него есть более серьезные дела, нежели заниматься собственным чадом.

Таким людям я сразу говорю: «До свидания!»: я им ничем помочь не смогу.

У нас создана такая система образования, которая накладывает на родителей серьезнейшие обязанности в образовании и воспитании своих детей.

Попросту говоря: на школу надежды нет.

Конечно, если Вы живете в большом городе… Если Вам удалось найти хорошее учебное заведение и замечательных учителей… И у Вас есть деньги, чтобы все это оплатить. (Как правило, хорошие школы — платные)… Или отыскать бесплатную, но прекрасную…

Тогда – здорово. Тогда — все в порядке.

Кстати,

критерий хорошей школы предельно ясен: ребенку хочется туда ходить.

Дорогой читатель, надеюсь, друг! Любит ли Ваше чадо ходить в школу? И много ли вокруг Вас людей, чьи дети ходят на занятия с радостью?

Как пелось в одной старой и хорошей песне: «То-то и оно…»

А теперь ответьте мне еще на один вопрос: у Вас получится долго (одиннадцать лет!!!) и  качественно делать дело, которое Вы ненавидите?

Вот и у детей тоже не получается…

Итак,

если Ваш ребенок не любит ходить в школу, каждое утро мечтает о том, чтобы она сгорела, не понимает смысла ни школьных, ни домашних занятий,  значит, его учебой и образованием придется заниматься Вам.

Больше некому. И точка.

Ищите время. В самом крайнем случае, нанимайте людей, которым Вы верите.

Или Ваш ребенок останется необразованным.

Повторю еще раз потому, что это важно:

в деле образования и воспитания родители могут рассчитывать исключительно на самих себя.

II

Но как самому учить детей? Как воспитывать?

Нас ведь никто не учил быть родителями.

Что же делать?

В любом деле нужна система. А тем более, в деле образования собственного ребенка.

Вот тут-то нам и поможет гений. Гении ведь они, в сущности, для того и рождаются, чтобы на протяжении веков помогать людям.

Иоганн Генрих Песталоцци

Имя гения Иоганн Генрих Песталоцци. Он родился в Швейцарии 1746 году. Умер в 1827.

Это были годы великих революций и страшных войн, которые делали несчастными огромное количество детей. Именно тогда Песталоцци и сделал свои открытия, основываясь на невероятной, нечеловечески тяжелой собственной педагогической практике.

Давно?

Прочитайте еще раз Пролог к этой книге, и на этом закончим едва возникший спор о его актуальности: разве эти слова не звучат так, будто написаны сегодня?

Если мы договоримся, что педагогика – это действительно наука, то имя Песталоцци значит в ней то же самое, что в физике, скажем, имена Ньютона или Эйнштейна, а в психологии – Фрейда или Юнга.

То, что имя, а что самое страшное – открытия Песталоцци практически забыты современными педагогами, – проблема не его.

Преподавать, не имея в виду открытия Песталоцци, это примерно то же самое, что давать психологические консультации, не зная работ Фрейда о подсознании, или быть физиком, не имея в виду теорию относительности Эйнштейна.

Однако современные учителя иногда и вовсе не знают имени Песталоцци, а если и знают – то вовсе не имеют в виду его метод.

Свой метод Песталоцци называл «природосоответствующим».

Советская власть придумала такой удивительный педагогический термин «гармонично развитая личность», считая, что, чем больше самых разных знаний вбить в человека, тем гармоничней он будет.

Этот удивительный принцип пришелся по душе и российской школе: мы вбиваем в детей как можно больше знаний, пребывая в какой-то нелепой уверенности в том, что, чем больше вбить в человека информации, которая его вовсе не интересует, — тем образованней он будет.

Нам недосуг задуматься о том, что все дети – разные и они не могут с одинаковой страстью и интересом воспринимать все, что им говорят учителя.

Наконец, мы совершенно не думаем о том, что люди, которые оставили в истории свой след, редко были гармонично развитыми Ломоносовыми или Леонардо да Винчи. Все больше это были те, кто фанатично занимался каким-то одним делом, в котором и преуспел.

Природосоответствующий метод Иоганна Генриха Песталоцци учит тому, чтобы найти в ребенке природой заложенные таланты и  их развить. 

Источник: http://www.pravmir.ru/pestalotstsi-hhi-ili-shkolnaya-katorga/#ixzz37Rhlj13A

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2