Лента последних материалов

О пользе и смысле

О пользе и смысле

      Дорогие друзья! Вся человеческая жизнь состоит из поступков. Поступая тем или иным образом, люди стремятся достичь конкретного результата, который должен принести им определённую пользу – привести к благу или счастью. В этом и заключается смысл совершаемых действий. Ещё древние философы утверждали: благо – это то, к чему всё стремится. И, если для растений и животных благо состоит в том, что они стремятся оказаться в условиях максимально способствующих реализации их природных возможностей, связанных с ростом, питанием и размножением, то для человека, как существа, природа которого содержит и духовную составляющую, одних таких возможностей для счастья маловато.

       И действительно, даже добившись обладания всех мыслимых материальных благ, и имея возможность неограниченного их использования, для удовлетворения чувственных запросов и физиологических потребностей, можно в то же время быть несчастнейшим из людей. Несчастным человека делают: либо непрестанное изматывающее желание иметь всё больше, чувствовать всё острее, испытывать всё дольше (страсть); либо отсутствие каких-либо желаний, когда всё есть, всё испытал, всего попробовал (апатия); либо беспокойство, от того, что приобрёл, испытал, почувствовал с помощью обмана или силы (угрызения совести).   

 «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?»  (Лк.9:25).

        Иными словами, польза от поступков наступает только тогда, когда они способствуют развитию всей телесно-душевно-духовной человеческой организации.  В противном случае они обессмысливаются, поскольку не достигают конечной цели – блага.  Но, как известно: «видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4:18), а значит, всё невидимо-вечное во много раз превосходит по своей значимости всё видимо-временное. И даже не просто превосходит, а ещё и является «виновником», источником происхождения видимой материи, поскольку, по меткому выражению святителя Луки (Войно-Ясенецкого), дух творит себе формы. Соответственно и душевно-духовная часть человеческой природы много важнее душевно-телесной, а, следовательно, именно её развитию и должен быть отдан приоритет во всех поступках человека. 

          Для того чтобы человек не сбивался с верного пути достижения блага или счастья и не уклонялся в сторону, в его духовной природе есть такой феномен, как «совесть», подобно навигатору подсказывающий, как правильно поступать в том или ином случае.  И все, кто хотя бы раз в жизни испытывал муки совести, знает, что сигналить о том, что сбились с курса, совесть начинает тогда, когда мы реализуем свои телесно-душевные запросы за счёт других людей, так сказать «берём своё», пользуясь или их слабостью, или некомпетентностью, или зависимым положением. Но, для того чтобы отказаться от «своего», в пользу другого человека, надо же проявить и мужество, и благоразумие, и воздержание, и справедливость – свойства личности ещё Платоном и Аристотелем классифицированные как добродетели. А христианство однозначно называет такие проявления личности: «плодами духа» (Гал.5:22). Следовательно, поступки, ведущие к благу или счастью, обязательно сопряжены с проявлением духа – добродетелями, вершиной которых является любовь.  «Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого» (1Кор.10:24). Иными словами, когда главным мотивом всех человеческих поступков становится высшее проявление духа – любовь, желание пользы другого, только тогда они начинают приобретать смысл и становиться полезными и для самого человека.

       Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? (Иак.2:14) Т.е. вера только тогда приобретает смысл (становится полезной, ведёт к благу), когда она подтверждается делами любви.

          По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! (1Кор.15:32).  Т.е. смертельный риск оправдан только тогда, когда продиктован высшей идеей духовно-душевного безсмертия.

            И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1Кор.13:3). Т.е. самые бескорыстные и самоотверженные поступки бессмысленны (не достигают цели, не ведут к счастью), если не затрагивают духовной сферы, совершаются не по любви.

        Видите, как соотносятся друг с другом смысл и польза, цель и результат. Но неужели все поступки человека, который прожил уже достаточно долгую жизнь и, стремясь к благу или счастью, постоянно ошибался в выборе средств его достижения, руководствуясь только душевно-телесными запросами, навсегда обессмыслены?  Существуют ли условия, при которых даже самая напрасная, загубленная  человеческая жизнь, вдруг обрела бы постфактум смысл и пользу? Православие однозначно утверждает: да!

          Так для женщины:  «которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние»  (Мрк.5:26), смыслом затрат на врачей, довёдшей её до нищеты, было желание излечиться –  устранить повреждённость своей душевно-телесной природы. Однако, так как результат не был достигнут, то все эти затраты оказались безполезны и безсмысленны. Но, как только женщина с верой и надеждой  прикоснулась к Иисусу (совершила поступок духовного характера), то в результате этого получила исцеление: «ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» (Мрк.5:28-30). И тут же все её предыдущие безсмысленные страдания и безполезные поступки обрели и смысл и пользу, поскольку:

1. Явились стимулирующим фактором веры – производной духа, которая и спасла её: «Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мрк.5:33-34).

2. Стали убедительными доказательством божественности личности Христа Спасителя и всемогущества Бога.

3. Наглядно продемонстрировали всему народу, что твёрдое упование на Иисуса, как на мессию, являются гарантом благополучия и жизни.

           Как тут не вспомнить распятого разбойника, для которого всё его несчастное существование ограничивалось душевно-телесными интересами. Но как только в его жизни появился Христос, и разбойник принял участие в судьбе Этого Праведника – проявил любовь, совершил действие духовного характера, а свои страдания признал справедливыми –  пренебрёг телом и всем, что связано с его благополучием (Лк.23:41), тут же вся его предыдущая жизнь, которая и привела его к мучительной смерти, обрела смысл и пользу. Потому что результатом  этой жизни, как это не парадоксально, явилось осуществление вожделенной мечты всего человечества: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43).

         Иными словами, вера в Иисуса Христа, как Бога, желание приблизиться к Нему, впустить Его в свою исковерканную  грехом душу, чтобы Он восстановил её природное здоровье (Откр.3:20), и наполняют смыслом все поступки человека, даже вначале совершённые по другим мотивам. Вся жизнь человеческая в этом случае приобретает смысл и пользу, поскольку, что бы в дальнейшем человек ни предпринимал, главным мотивом всех его начинаний становится духовное стремление к истинному благу – Богу, Который, как известно, есть Любовь (1Ин. 4:8). А достижение этого блага и делает человека счастливым. Но для этого надо, как максимум стать Иисусу Христу близким по духу (1Кор.6:17) (сознательно, целенаправленно ограничивая телесно-душевные запросы и потребности в пользу духовной составляющей нашей природы), а как минимум, захотеть к Нему «прикоснуться» (сменить жизненные приоритеты в пользу духа).

           Тогда наполняются смыслом и участие в богослужениях, и соблюдение постов, и исполнение заповедей, а христианин, не ставящий во главу угла своего христианства этой цели, представляет собой самое жалкое зрелище. «Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1:7-9).

Божие благословение да пребывает со всеми вами.

Сайт саранской епархии

banner1

Московская патриархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Ардатовская епархия

banner2