Преосвященный Климент: "Хранение целомудрия - это подвиг"
Дорогие друзья! Сегодня, мне бы хотелось поговорить с вами о такой христианской добродетели как «целомудрие». По словам преподобного Иоанна Лествичника, (525–606) «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей». «Целомудрие есть чистота души и тела». (Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Стр. 226 Степень 15 4;5) А чистота души и тела – это свобода от грязи пороков. Почему и в связи с чем, может заинтересовать современного человека и, особо хочу подчеркнуть, молодого человека, наличие этой добродетели? Да в связи с тем что: «по словам старцев, как нельзя приобрести этой добродетели (целомудрия), если прежде не положить основы смирения в сердце, так, говорят, невозможно достигнуть источника истинного знания, пока будет оставаться в сокровенности нашей души корень противного ему порока». (Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Стр.100) Видите, о чём идёт речь? О знании. Иными словами, целомудрие является непременным условием для приобретения знания.
Но ведь сегодня каждый молодой человек учится в каком-либо учебном заведении. Это или школа, или училище, или университет. И учатся там молодые люди с одной целью – они хотят получить знания. Не может быть, чтобы молодых людей не заинтересовало условие, при которых знания приобретаются.
Почему же порочные люди лишаются возможности достижения истинного знания? Почему, один из мудрейших людей, когда-либо живших на земле, Царь Соломон (3Цар.4:30-31); (2Пар.1:12) решительно заявляет: «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху»? (Прем.Сол.1:4). Почему наличие вредных греховных привычек (пороков) у того или иного народа, так выгодно тем, кто хочет его поработить?
Дело в том, что потеря целомудрия – нравственной телесно-душевной чистоты, является следствием гипертрофированного «я». Когда «я» разрастается до осознания своего «преимущественного права», поступать так, как хочется, тогда человек начинает себя ощущать эпицентром всего мироздания. Это ощущение своей значимости, очень искусно поддерживается при помощи таких девизов современности как: «ты этого достойна», «ты имеешь право выбора», «бери от жизни всё» (причём под «всем», неизменно подразумевается всё самое вредное для тела и губительное для души).
Как следствие, во всех своих желаниях, делах и поступках человек начинает руководствоваться одним жизненным принципом: «я так хочу». А хочу я так потому, что мне это доставляет удовольствие. Для наглядности можно привести ряд таких хотений: хочу не просто есть, а есть много или вкусно; хочу не просто спать, а долго; хочу не просто пить, а сладко; хочу не просто одеваться, а модно. Стоит такому человеку ненавязчиво подсказать, что есть нечто, чего он «достоин», «имеет право хотеть», «чего он ещё не взял от жизни» и никакие доводы разума не остановят его от желания играть, пить, курить, блудить. При этом вопрос – «почему я этого хочу» и «почему я хочу именно этого» – в сознании даже не возникает. Главным критерием «выбора» становится возможность доставить себе новые, приятные ощущения. Любое появившееся желание, обещающее получение чувственного удовольствия, воспринимается обезумевшим сознанием, как уже достаточное основание для его осуществления. Это делается главным мотивом всех поступков. По сути дела, человек становится в один разряд с «прочими животными», поскольку его поведение, начинает напоминать их инстинктивные влечения.
Далее, легко догадаться, что в этом случае «озверения», рассчитывать на то, что человек будет способен усваивать знания, не приходится. Поскольку для того, чтобы научиться хорошему, нужному и полезному, надо себя заставлять. Всем это известно. А этого вовсе и не хочется. Это не доставляет удовольствия. Таким образом, как профессиональные дрессировщики, хорошо изучившие инстинкты животных, пользуются их естественными желаниями, с целью добиться от них нужного поведения, так и от народа, подверженного многочисленным влечениям-порокам, можно легко добиться необходимых действий, то лишая его возможности удовлетворения порочных желаний, то обещая ему предоставление такой возможности.
Дорогие друзья! Мне бы очень хотелось, думаю, как и каждому из вас, чтобы наша страна была действительно могучей мировой державой. Но на это можно рассчитывать только при одном условии: наличии в нашей стране целомудренного, умного, нравственно здорового народа.
Характерно, что Преподобный Исаак Сирин – этот тончайший исследователь и знаток человеческой души считал, что: «началом помрачения ума (когда признак его начинает открываться в душе), прежде всего, усматривается в лености к Божией службе и к молитве». ( Исаак Сирин, преподобный. «Слова подвижнические» Слово 2) В связи с чем, призываю всех вас, и в первую очередь молодёжь, приобретайте знания, становитесь умными мудрыми людьми, которых трудно обмануть и которыми невозможно манипулировать. А для этого сохраняйте чистоту души и тела (целомудрие) от навязываемых вам пороков. И главным признаком приобретения ясности ума, пусть будет для вас являться стремление к Божьей службе и желание молитвы.
Божие благословление да пребывает со всеми вами.