О немилосердном взаимодавце: милость вместо долга

О немилосердном взаимодавце: милость вместо долга

 

Евангелие от Матфея, Глава 18, стихи 23-35.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу».
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен».
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе».
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?»
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Протоиерей Павел Великанов:

Протоиерей Павел Великанов

– Притча, которую вы сейчас слышали, рассказывает нам о самом важном уроке, который должен вынести любой христианин из чтения Евангелия.

Спаситель своими притчами стремился изменить расстановку акцентов в сознании слушателей. И один из таких вопросов, с которым обращается Спаситель, – это отношения между людьми и Богом и отношения между самими людьми. Смысл этой притчи заключается в том, что Бог смотрит на нас глазами окружающих нас людей. Мера нашего прощения друг другу прегрешений соответствует мере прощения Богом наших грехов.

В принципе, не может быть такой ситуации, когда мы ощущаем себя прощенными и примиренными с Богом, но при этом держим за пазухой камень против нашего ближнего. Какой мерой вы меряете, такой мерой возмерится вам. Прощаете – будете прощены. Оставляете ближним грехи их – и ваши грехи отпустит вам Отец ваш Небесный.

Такой подход радикальным образом отличался от формального законничества, которым жил еврейский народ во времена земной жизни Христа Спасителя, где все было четко определено, где мера греха соответствовала мере воздаяния.

Сегодняшнее Евангельское чтение призывает нас задуматься над тем, что каждый из нас в неоплатном долгу перед нашим главным благодетелем, перед Отцом Небесным, который от нам ждет вовсе не возврата долга, который мы, естественно, никогда вернуть не сможем. Он хочет другого – он хочет, чтобы мы научились его милости, чтобы мы научились прощать тех, кто ждет этого прощения, быть может, даже стесняясь сказать нам об этом. Прощая других, тем самым, мы можем надеяться на то, что и наш неоплатный долг будет Богом прощен.