День празднования Донской иконы Божией Матери

 

День празднования Донской иконы Божией Матери

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 29 августа 2003 г. 
http://www.pravoslavie.ru/put/1488.htm
Святитель Димитрий Ростовский
Донская икона Божией Матери
Донская икона Божией Матери

 «Взбранной Воеводе победительная, яко  избавльшеся  от злых,

благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»

Почитая ныне икону Пресвя­той Владычицы нашей Бого­родицы и Приснодевы Марии, именуемую Донской, хо­тел я узнать об этом наиме­новании, возлюбленные! И узнал я от достоверных повествователей и летопис­цев, что, когда благоверный великий князь Димитрий Иоаннович вел брань с татарским царем Мамаем между реками Непрядвой и Доном, была там в полках христианских сия пречестная чудотвор­ная икона, принесенная от донского во­инства в дар великому князю и в по­мощь против сопротивников. И по молит­вам Пречистой Богоматери и чудесной Ее силой, исходящей от иконы, побеж­дены были агаряне; великий князь, со славой торжествуя победу, возвратился с христианским воинством обратно и принес с собой честную и чудотворную сию икону, которая названа Донской по причине бывшей там (на Дону) победы.

Я, грешный, с усердием вспоминая победы над агарянами, всесильною по­мощью Богородичной совершенные, вспомню и древнейшую победу над ка­ганом под греческим Цареградом и ска­жу: Пречистая Матерь Божия ту же благодать Свою, которую древле явила грекам, явила и России. Ибо той же си­лой, которой победила под Константинополем, Она победила и прогнала ага­рян от пределов страны нашей. И как тогда греки, восписуя Пречистой Деве Богородице песни благодарения в Боге, называли Ее Взбранной Воеводой, так творим и мы ныне, воспевая Богороди­це: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарст­венная восписуем Ти раби Твои, Бого­родице!».

Слыша воеводский титул, приписан­ный Церковью Пречистой Деве, я хочу видеть и самый чин Ее воеводский: как вооружается Она на брань? Как выво­дит Свое войско и строит полки? Как побеждает супостатов не только види­мых, но и особенно невидимых? Обра­тим же наши мысленные очи и рассмот­рим сего невиданного и неслыханного когда-либо Воеводу. Кто он такой? — Дева. Слышал ли и видел ли кто-либо когда-нибудь, чтобы воеводой была де­ва? Воеводе приличествует иметь в ру­ках меч: Не без ума, — говорится, — меч носит, и сие на отмщение злым(Рим. 13, 4); деве же приличествует иметь в руках иглу для вышивания узо­ров. ... Как может дева быть воеводой? Но воеводствует именно Дева. Какая же Дева? Та Дева, Которая поразила главу адского змия, ведущего брань против всего рода человеческого, — Де­ва, Взбранная Воевода, Пречистая Ма­терь Божия; Она приняла в Свои руки оружие, и не одно оружие, но вся ору­жия Божия, как говорит Апостол: «Приимите вся оружия Божия, да воз­можете противитися в день лют» (Еф. 6, 13). Еще Соломон предусмотрел ору­жие в руках Ее, когда сказал: «Поост­рит же напрасен (строгий) гнев во оружие» (Прем. 5, 20). Какое же это ору­жие? — Меч и копие. Копием пробо­дает Она адского семиглавого змия и единомышленников его, мечом же внезап­но отсекает главы их. Имеет и шлем спасения, по Апостолу: «И шлем спа­сения восприимите» (Еф. 6, 17).

Она приняла шлем спасения, чтобы не только Самой быть спасенной от проклятия за прародительский грех, но и спасти весь мир, ибо чрез эту Спаси­тельницу спасен мир, как и Церковь воспевает Ей: «Спасе Богородицею мир Христос, имеяй велию и богатую ми­лость». Облеклась в броню правды рожденная праведными родителями и от юности поучившаяся оправданиям Гос­подним. «Прияла щит непобедимый — преподобие» (Прем. 5, 19). Слово сие «преподобие» происходит от «подоб­ный»; подобный — преподобный. «Созда Бог человека по образу Своему и по подобию» (Быт. 1, 26). И все люди ду­шой своей разумной, созданной Богом, подобны Богу; только у грешников по­добие это утрачивается, ибо человек чрез грехи свои уподобляется уже не Богу, а скотам несмысленным (Рим. 1, 23). У святых людей подобие бывает преподобием, ибо они соблюдают в себе образ Божий неповрежденным. В Преблагословенной же Деве подобие образа Божия не только преподобно над подоб­ными, но и над преподобными преподоб-нейшее; в Ней образ Божий яснее, чему всех других, как свидетельствует сам Бог, Который в Песни Песней говорит Ей: «Уподобих Т я близ Мене» (Песн. 1, 8), то есть как бы говорит: «Все люди и особенно угодники Мои подобны Мне, Ты же подобнее их, так как находишься близ Меня». ...Она подобна Богу Отцу, как родившая без отца Сына Его, рож­денного Им прежде веков без матери; подобна Богу Сыну, как носившая Его в пречистой Своей девической утробе и родившая Его нетленно; подобна Богу Духу Святому, как соделавшаяся Его Невестой и храмом чистым и непороч­ным. И как Она более близка к Богу, чем все святые, так и более подобна Ему, чем все подобные, и более препо­добна, чем все преподобные. Вот какой щит приняла Взбранная наша Воевода, и щит этот — непобедимый. «Приимет, — сказано, — щит непобедимый — препо­добие». Ибо кто может одолеть, пре­взойти своей святостью Ее святость, ко­торая превзошла и святость Серафи­мов?

Созерцая умом своим  Взбранную  на­шу Воеводу, во вся оружия облеченную, вооруженную щитом и бронями, вспом­ню здесь слова Духа Святого, сказанные о Ней: «Выя твоя, яко столп Давидов, тысяща щитов висит на нем и вся стре­лы сильных»; по другому переводу: «и оружия сильных» (Песн. 4, 4). По древнему обычаю на высоких столпах, то есть вежах или башнях, стоявших на го­родской стене, слагалось и хранилось все оружие, приготовленное для войны. Так, царь Давид, по свидетельству свя­того Амвросия (Медиоланского), устро­ил в Иерусалиме высокий столп на го­родской стене для защиты, а вместе и для украшения града. Уподобляет Дух Святой Пречистую Деву столпу Дави­дову потому, что Она, будучи дщерью Давидовой, посредствует между Хри­стом как Главой Церкви и верующими, которые составляют Тело Церкви Его, и вместе с тем превосходит Церковь, ибо Она воистину высшая всех и до­стигающая Христа, как давшая Ему плоть.

Еще же и для того уподобляет Ее Дух Святой столпу, или хранилищу ору­жейному, чтобы показать, что Она есть Взбранная Воевода, всеми оружиями облеченная; в этом — наша защита от врагов. Ибо что может прообразовать сей столп, как не крепость Девы для на­шего спасения: «Столп крепости от ли­ца вражия»? Что могут знаменовать щиты, как не защищение Ею нас? Что означают стрелы, как не победу над врагами? Когда враг воюет против нас, Она защищает нас щитами молитв Сво­их; когда же мы сами воюем с врагами, Она подает нам оружие, стрелы силь­ные; и если мы ослабеваем, Она, как столп, укрепляет немощь нашу, чтобы нам не падать. Тысяча щитов знаменует бесчисленные молитвы Ее о нас к Богу. Тысячное число употребляется здесь для обозначения бесчисленного, ибо Бо­городица защищает нас бесчисленными, крепкими, как щит, молитвами. Вся же оружия сильных указывают на то, что всю ту благодать и силы, которые име­ют все святые и которыми они помога­ют нам, те силы, которые имеют и ко­торыми помогают пророки, апостолы, иерархи, мученики, преподобные и пра­ведные и все святые, имеет в Себе еди­ная Пресвятая Дева, и Она одна может помочь нам столько, сколько все свя­тые; и потому говорится, что Она имеет вся оружия сильных.

Узнав, как облечена Взбранная наша Воевода, посмотрим еще, как Она выво­дит и строит Свои полки, ибо Воеводе без воинства или без полков быть не подобает. Помните ли вы Иаковлеву лествицу, по которой восхождаху и нисхождаху ангелы Божии? (Быт. 28, 12). Помыслите, почему Ангелы Божии не­престанно ходят по этой лествице вверх и вниз: то восходят, то нисходят? Вы не узнаете причины, пока не исповедае­те, что лествица сия есть Пречистая Матерь Божия, как и Церковь говорит Ей: «Радуйся, Мосте, к Небесем преводяй, и Лествица высокая, юже Иаков виде!».

Если же признаете вы, что Она есть лествица Иаковлева, то узнаете и то, что Ангелы потому не имеют покоя, восходя и нисходя по лествице, что Пресвятая Богородица повелевает им, восходя, приносить к Богу человеческие молитвы и всякие нужды, скорби и печали, а ни­сходя приносить от Бога людям Божию милость, помощь и дары, и сие все чрез лествицу, то есть Богородицу, имеющую такое попечение о нас. Та же лествица, кроме ангельских воинств, изводит еще и полки святых от горнего восшествия к дольнему снисхождению, к человече­скому христианскому роду, на помощь воинствующей на земле Церкви. Изво­дит полки святых, ибо Церковь воинст­вующая взывает к Ней об этом слова­ми Дамаскина: «Молящи, приими лики Архангел же и множество Вышних во­инств Зиждителя моего, апостол же и пророк соборы, и мученики, и преподоб­ныи, и священномученики, и молитву сотвори, Чистая, за нас Богу» (Октоих, глас 2, в понедельник на повечерии, песнь 9, ст. 5). ...Не напрасно говорит Ей Дух Святой: Добра еси, Ближняя Моя, красна яка Иерусалим, ужасна же, яко полкбв устроение чинное (Песн. 6,3).

Все множество святых, составляю­щих торжествующую Церковь, по со­гласному утверждению всех богословов, разделяется на три больших ликостояния, на три полка (как и Ангелы — на три лика) по числу трех наград, угото­ванных в воздаяние: на полк учителей, полк мучеников и полк девственников. Начальствует и воеводствует над полка­ми Дева, как Святейшая из всех святых. Воеводствует (Она) над полком учите­лей, ибо чрез Нее познали мы Сына Божия, как говорит о Ней Дух Святой: Тайноучительница есть еже о Бозе разумения. Воеводствует над полком му­чеников, как стоявшая у Креста и как Та, у Которой оружие душу пройде. Воеводствует над полком девствующих, как Приснодева, как Дева и пред рож­деством, и в рождестве, и после рожде­ства, Дева, девической чистотой превос­ходящая Ангелов.

Для полков Своих устроила Воевода следующие знамена. Для полка учите­лей — знамя небесного цвета, ибо богомыслие их направляется к Небу; на зна­мени сем изображен венец златой, ибо они искушены как злато в горниле. Об этом именно венце говорит Апостол: «Отложимися венец, его же воздаст ми Господь в день он (тот)» (2 Тим.4,8). Для полка мучеников — знамя червле­ного цвета, обагренное пролитою за Христа кровью; и на знамени сем изо­бражен Престол Божий, ибо говорит Он: «Побеждающему дам сести на Пре­столе Моем» (Откр. 3, 21). Для полка девствующих — знамя белого цвета, так как и они непорочны и белы; и на знамени сем изображен Крест, ибо зна­ет каждый, кто несет Крест сей, с каким крестом, с каким терпением соблюдают­ся чистота и девство.

Эти три полка Она поставляет против вражеских полчищ и повелева­ет всем вступить в бой, биться упорно с нашими великими врагами, сражаться мечами, копьями и стрелами их молитв за нас, уязвлять ими супостатов и дале­ко прогонять их от нас; Сама же Она поступает по обычаю воеводскому: как воеводы обычно наблюдают с высокого места за полками сражающихся и осла­бевающим посылают подмогу, так и Она стоит на высоком месте, будучи взята по успении Своем на Небо, и сто­ит там, где видел Ее Богослов: «Знаме­ние велие, — говорит он, — явися на небеси, Жена облеченная в солнце»; и явилась в самое злое время, ибо напи­сано: «Быша блистания и гласи, и гро­мы, и трус, и град велик»...

Необходимо знать, почему сия Жена, виденная Богословом и изображающая нашу Воеводу, явилась не ранее блиста­ния громов и гласов, труса и града, ког­да еще все стихии находились в мире и покое, а во время самого страшного смя­тения земли и неба. Сие было для то­го, чтобы показать, что Пречистая Ма­терь Божия во время самой лютейшей брани, в самое злое время, когда мы бо­ремся с супостатами, когда воюют про­тив нас враги наши то блистанием похоти очес, то гласом гордости плоти, то громом внезапных страстных наважде­ний, то трусом внутренних мятежей, то градом различных попущений Божиих на нас, тогда Она, как солнце, восходит к нам на помощь, чтобы укрепить тех, кто побеждается, чтобы исцелить тех, кто изранен, чтобы воздвигнуть тех, кто пал в борьбе, чтобы воскресить и вновь вооружить для подвигов тех, кто уже умер душой, побежденный во время бра­ни, но без отчаяния в Ее помощи, и что­бы уготовать мзду за подвиги тем, кто хорошо подвизается и достигает победы.

Во все время борьбы, чтобы не по­крыла ночь своею тьмою борющихся, Она является облеченной в солнце, про­свещая тьму нашу.

Так ведет за нас брань с супостатами нашими Взбранная Воевода, Непобедимая Победительница, Пречистая Матерь Божия, побеждая врагов невидимых и видимых... Мы же, благодарственная восписующе, воспеваем Ей: «Радуйся, Еюже воздвижутся победы! Радуйся, Еюже врази низпадают!».

Тогда только и только тогда Бого­родица усердно умоляет о нас Бога, когда мы с покаянием и со слезами при­текаем к Богу и Богородице, имея твер­дое намерение не работать более греху; только тогда Она воистину сильна умо­лить о нас Бога. А пока мы пребываем нераскаянными и ожесточенными, Она умолить не может. Так ли это — рас­судите сами. Я же, поистине известив вас о сем, окончу мою беседу. Аминь.

http://www.pravoslavie.ru/images/or2a.jpg);">