ПОЧЕМУ НЕПРИЕМЛЕМЫ УРОКИ ПОЛОВОГО «ПРОСВЕЩЕНИЯ» В ШКОЛАХ?

 

ПОЧЕМУ НЕПРИЕМЛЕМЫ УРОКИ ПОЛОВОГО «ПРОСВЕЩЕНИЯ» В ШКОЛАХ?

Ответы пастырей

 

В середине ноября прошлого года большинство россиян (60%) высказались в поддержку... введения уроков полового просвещения в школах. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Но чем грозит введение уроков сексуального просвещения в школах?

Период полового созревания – это именно период созревания, а не зрелости

Священник Димитрий Выдумкин:

– Просчитать последствия сексуального просвещения в школах несложно, благо у нас есть для этого западный опыт. На Западе практически везде такое просвещение носит обязательный характер где-то с 9–10 лет, а где и с 6(!). И уже не первое десятилетие. Каковы же последствия? О них сообщают наши детские психологи, которые буквально «бьют в набат»: катастрофическое падение рождаемости, рост заболеваемости импотенцией, процветание и все большее узаконивание однополой любви, инцест – вот недалекие последствия школьного «секспросвета».

Раннее половое просвещение губительно воздействует на уязвимую детскую психику

Кроме глобальных общественных последствий, раннее половое просвещение крайне губительно воздействует на очень уязвимую детскую психику, и это никогда не остается без личных последствий для ребенка. Вот что сообщают уже цитируемые нами психологи:

«Наши наблюдения показали, что в подавляющем большинстве случаев, когда родители увлекаются новациями в области сексуального воспитания детей, это приводит уже в детстве к самым разнообразным нервно-психическим нарушениям».

В качестве конкретного примера они рассказывают о женщине, которая «очень вдумчиво относилась к вопросам сексуального воспитания детей» и читала своим сыновьям 7 и 4(!) лет «Детскую сексуальную энциклопедию». В итоге ее старший сын стал страдать энурезом, а «младший занимался онанизмом, причем делал это на людях, при посторонних, и все попытки отвлечь его от неблаговидного занятия… заканчивались истерическими срывами».

Хотим мы видеть подобное в нашем обществе и в жизни своих детей? Если нет, то о каком половом воспитании в школе может идти речь?

Очень важно осмыслить те естественные периоды созревания, которые заложены в нас Премудрым Творцом. Период полового созревания – это именно период созревания, а не зрелости! Не срывают плод, пока он не созреет, иначе он горек и вреден для пищеварения. Так зачем же подталкивать детей к половой жизни, когда они лишь только начали взрослеть, а, может, еще и не начали? А уроки подобного «просвещения» носят именно провоцирующий характер.

Уроки подобного «просвещения» носят именно провоцирующий характер

Мы не должны обманываться рассказами, что цель подобных уроков – просветить и таким образом обезопасить. Их реальная цель – подтолкнуть к началу ранней половой жизни. Дети очень любознательны. Как только им что-то наглядно покажут и интересно расскажут, они тут же «нагуглят» в десять раз больше наглядных пособий и встанут прямо у края пропасти! А затем – дело лишь техники и времени: будут и у нас, как в Швейцарии, бесплатно раздавать школьникам «детские презервативы» для борьбы со СПИДОМ!

Да отведет нас от этого милосердие Божие!

Представьте, как этот «предмет» станет называться на сленге у подростков

Священник Александр Дьяченко:

– На этот вопрос я отвечу не только как священник, но и как отец и дедушка двух маленьких школьниц. Сравнивая время моей юности с днями сегодняшними, ужасаюсь, как легко сегодняшним подросткам получить доступ к тому, что видеть им совсем нежелательно и даже вредно. Интернет в этом отношении – кладезь неисчерпаемый. Разговаривать с детьми об «этом» нужно, вне всякого сомнения. Боюсь только, многих подростков есть смысл уже не столько просвещать, сколько в нравственном отношении реабилитировать.

Со мной об «этом» никто из моих родителей не беседовал. Зато помню, как в наш класс приходили врачи из областного кожно-венерологического диспансера и просто рассказывали о своей работе. Девочек и мальчиков разводили по разным аудиториям и знакомили с ситуациями. Мы слушали, и от рассказанного волосы вставали дыбом. Нам прививалась очень правильная мысль, что за всё придётся платить. До сих пор благодарен тем врачам, что не ленились ходить по школам.

Понятно, врачей-специалистов много меньше, чем классов, в которых учатся наши дети. Но подобные встречи с умными людьми проводить нужно. Может, стоит снять ряд роликов, предупреждающих о последствиях непродуманных отношений между девочками и мальчиками, и включить эти ролики в программу того же ОБЖ специально для школьников старших классов. Только просмотры организовывать обязательно раздельно.

Вводить специальный предмет в курс средней школы я бы не стал. Вводить такой курс в школе – значит легитимировать его содержание в глазах детей. Раз это преподают, значит, это нормально. Вопрос – если преподавать, то кто будет преподавать? По идее – врачи, но где взять столько врачей, если в школах упразднили даже медицинские кабинеты?

И последнее: представьте, как этот «предмет» станет называться на сленге у подростков?

Инициаторы программы фактически капитулируют перед добрачными связями подростков

Священник Валерий Духанин:

– Дело в том, что обучение в школе предполагает личное приобщение ученика к предмету. То есть действует принцип: «Мы дали тебе теорему Пифагора, выполни ее решение дома. Мы научили тебя работать с литературным текстом, рассмотри дома ‟Капитанскую дочку”». В отношении всех нормальных уроков это прекрасно. Но что будет делать ученик с полученным на уроках знанием об интимном общении, о пользовании контрацептивами и т.п.? Он и так руководствуется принципом: «В жизни надо всё попробовать», а тут ему еще рассказали, как правильно пробовать. Если учителя говорят «про это», то ученики уже не видят в этом ничего запретного.

Конечно, введение уроков полового просвещения – опыт для России совершенно новый, во многом непонятный и по своим последствиям непредсказуемый.

Давайте рассмотрим вкратце логику сторонников данной программы. Сторонники констатируют, что подростки начинают рано вести половую жизнь. Не будучи образованы в этой сфере, подростки не предохраняются, что влечет за собой раннюю беременность, а это приводит к абортам. К аргументации добавляется статистика. В частности, отмечается, что по числу абортов наша страна лидирует в мире. Причем каждый пятый аборт у нас делает подросток. Кроме того, Россия вышла вперед по темпам распространения СПИДа, обогнав даже Южную Африку. И вот, чтобы не было нежелательной беременности, абортов и СПИДа, школьников надо учить пользованию контрацептивами и прочим премудростям половой жизни.

Пусть блудят, но хотя бы предохраняются» – вот основная логика инициаторов программы

Таким образом, аргументация сторонников программы сводится к тезису, – и этот тезис постоянно повторяется, – «дать подросткам знание о безопасной сексуальной жизни». То есть инициаторы программы фактически капитулируют перед добрачными связями подростков. «Пусть блудят, но хотя бы предохраняются» – вот основная логика инициаторов программы. Это подобно тому, как вместо борьбы с наркоманией говорить о менее опасных наркотиках, о том, как правильно пользоваться шприцом, чтобы не занести инфекцию, и т.п.

Имеющиеся тексты уроков полового просвещения носят провокационный характер. Когда на уроке говорят о заложенном природой влечении к интимному общению, когда этот процесс описывается, а потом добавляется: «Внимание, дети, не забудьте про средства предохранения», то ученики, естественно, ответят: «Не забудем, Мария Ивановна, не забудем». Данные уроки способствуют развращению подростков, просто сам разврат пытаются окультурить с помощью контрацептивов.

Жизненный опыт многих людей (и священнический опыт принятия исповедей) показывает, как легко мы поддаемся искушению. Поначалу человек думал просто изучить, познакомиться поглубже с теорией интимной жизни, стать осведомленным для реализации этого в супружеских отношениях. Но погружение в теорию неожиданно затрагивает в его душе неизвестные дотоле слабые стороны, срывает запоры с пожеланий плоти, и человек впадает в различные виды плотского греха. Он даже и не предполагал, что с ним случится такое, но впал в грех, потому что проявил интерес к опасной теме.

Для русского человека издревле существовали темы табуированные, на которые неприлично говорить публично. В числе таковых тем – интимные супружеские отношения. Запрет на обсуждение подобных тем никогда не влек за собой проблем в деторождении или семейной жизни. Напротив, страны, где говорят об этом публично, где кинематограф и Интернет давно сорвали все покровы тайны, отличаются редкостным падением демографии. Люди перестают рожать детей, легко разводятся, зато владеют целым спектром представлений об интимном.

Целомудрие предполагает тайну половой жизни. Тайна – это то, о чем не говорят вслух, что благоговейно сохраняют в молчании. Благодаря этой тайне каждая семья имеет свою, неподвластную чужим взорам жизнь. Благодаря этой тайне супружеская жизнь – не заурядность, не пошлое удовлетворение плоти, а благоговейная взаимная любовь супругов и священное участие в Божием Промысле о рождении чад.

Выход для нас только один – говорить в школах о красоте девства и целомудрия, о том, какое это счастье – найти свою единственную избранницу или избранника, рожать детей в своей неповторимой семье, не будучи предварительно запятнанными хождением по рукам партнеров. И являть, конечно, положительный пример.

Безнравственные отношения в конце концов оказываются и безрадостными

Знакомая женщина как-то признавалась: «Если бы я знала, что встречу своего супруга, то ради него соблюдала бы себя в чистоте». Недоверие Богу, что Он подаст тебе лучшее, приводит к худшему. Упомянутая женщина жила для своего удовольствия, делала аборты, после которых оказалась бесплодной и уже не могла родить ребенка от любимого мужа.

Рано или поздно каждый блудник жалеет о своих падениях, жалеет, что вовремя не уберегся. Безнравственные отношения в конце концов оказываются и безрадостными. Вот от этого бы уберечь дорогих нам подростков.

Это уроки соблазна, а не просвещения

Протоиерей Федор Бородин:

– Я думаю, что такие уроки сильно развращают детей и подростков и травмируют их психику. К сожалению, так называемой технической информации о физических отношениях между полами в Интернете и так очень много, но вот совсем не говорится о том, как строить и сохранять семью, и о том, какая великая добродетель – целомудрие, от сколь многих бед она может уберечь, особенно потом, в семейной жизни.

Практика показывает, что поле так называемого сексуального просвещения очень быстро захватывают развращенные люди, цель которых – погрузить как можно раньше молодых людей в мир распущенности. Я думаю, что истинная цель людей, проталкивающих подобные проекты в школы, именно такая. И мы видим, что те страны, где эти проекты работают, – у них ситуация с семьей не только не лучше, но и значительно хуже, чем у нас. У нас-то катастрофа с семьями, просто национальная катастрофа, а там вообще полный кошмар. Ценность семьи там почти полностью утрачена.

В целом – чем более развращен человек, тем менее ему нужна семья

В целом – чем более развращен человек, тем менее ему нужна семья. Поэтому подобное «просвещение» будет иметь какие результаты? – Такие, что еще больше будет разваливаться наша российская семья. Как христианин, я вообще не могу называть это просвещением. Это уроки соблазна, а никакого ни просвещения.

Нужны «Уроки целомудрия»

Священник Димитрий Шишкин:

– Слава Богу, мы, народ в целом, позиционируем себя как носителей и хранителей православной традиции. Тогда скажем прямо, что в Православии нет запретных тем. И тема взаимоотношения полов, тема сексуального влечения, а также страстей, паразитирующих на этом влечении, и борьбы с этими страстями, – это темы, поднимаемые и Самим Спасителем в Евангелии, и апостолами, и отцами Церкви – многократно и обстоятельно за всю христианскую историю. Так что говорить на эти темы с подростками можно и нужно, в том числе и в формате школьного предмета, если будет реализована возможность такого общения.

Только хорошо бы нам такой предмет и назвать соответственно, например, «Уроки целомудрия». Потому что целомудрие – это глубокое понятие, суть которого составляет православное учение о целостности духовной, душевной и плотской жизни человека в согласии с Духом Святым. Только такая жизнь может служить основанием для доброй и созидательной жизни – здесь, на земле – и блаженства в вечности. Вот об этом можно и нужно говорить.

А навязываемые нам «Уроки сексуального просвещения» – это часть реализации программы по душевному пленению и растлению нашего народа, подчинения нас чуждому нам либерально-безбожному мировоззрению, с его «самоистуканством», по меткому замечанию преподобного Андрея Критского. Когда ветхий, плотской человек, со всеми его страстьми и похотьми, мнится единственным основанием для построения благополучной частной и общественной жизни. Нам надо сообща противиться этому пленению, разумно и твердо. Вот в этом, думается, и состоит наша задача: последовательно и терпеливо возвращаться на добрую дорогу православной Державности, вспоминая и воплощая в жизнь всё то доброе, что мы приобрели на нашем многовековом пути, и, по возможности, освобождаясь от всего ошибочного и вредного. Смелее говорить и действовать православно, водворяя добрый уклад в нашем общем Отечестве, содействуя скорейшему и ясному осознанию молодежью того, каким должен быть этот уклад, каково призвание человека в очах Божиих.

 

Подготовил Юрий Пущаев

 

25 февраля 2019 г.