Водный мир Евангелия
Водный мир Евангелия
Иордан, Галилейское море, Кедрон
Ближайшие ученики Христа по роду занятий были рыбаками. Сам Он часто путешествовал по воде на лодке. И многие чудеса, сотворенные Им, также были напрямую связаны с ручьями, реками, озерами.
Об этих потоках и водоемах, упомянутых в Евангелии, и пойдет наш рассказ.
Иордан
Еврейское название реки «Йарде́н» происходит от слова «йере́д» («спускается», «падает»). Во времена земной жизни Иисуса Христа она протекала вдоль всего Израильского государства с севера на юг. С одной стороны от реки расположена плодородная Иорданская долина. С другой — стеной поднимаются суровые, обожженные солнцем Иудейские горы, за которыми начинается пустыня. Вода в Иордане мутная из-за частиц глины, которые течение воды поднимает со дна. Берега покрыты густыми зарослями тростника.
Все реки текут с возвышенных мест в более низкие. А заканчивают они свой путь, впадая в какое-нибудь море. Иногда этот путь бывает бурным и стремительным. Таковы горные реки, берущие свое начало у ледников на вершине горы. Иногда реки неторопливо и спокойно несут свои воды с одной равнины на другую. Но каким бы ни было течение реки, раньше или позже оно заканчивается одинаково: река впадает в море. Теперь для ее вод течение закончилось, добро пожаловать в бескрайние просторы мирового океана! Дело в том, что все моря и океаны соединяются между собой, а значит, и уровень воды во всех морях одинаковый. Поэтому уровень моря как раз и является у нас на планете той самой линией, ниже которой воде течь уже некуда. А любую высоту на карте так и обозначают — столько-то метров над уровнем моря.
Но есть на свете удивительная река, которая заканчивает свое течение почти на полкилометра ниже уровня моря. Как такое может быть? Неужели эта река течет по подземному тоннелю, идущему под морским дном? Конечно же, нет. Просто течет она по самой глубокой впадине на поверхности земли — Иорданской долине. И впадает в закрытый водоем — Мертвое море, чьи берега являются самым низким участком суши на Земле — 420 метров ниже уровня моря. Эта река — Иордан.
С виду — река как река, ничего особенного. Но именно здесь две тысячи лет назад случилось удивительное событие, навсегда поменявшее ход человеческой истории: в мутных водах Иордана принял крещение Иисус Христос.
В ту пору по всему Израилю стало известно, что на берег реки Иордан из пустыни вышел пророк Божий. Люди говорили, что он никогда в своей жизни не пил вина, даже не ел хлеба. Питался он лишь корешками трав и медом диких пчел, проводя всю свою жизнь в молитве. И потому Бог послал его научить народ Израиля праведной жизни. Имя пророка было Иоанн.
Тысячи людей стекались к нему со всех концов страны, чтобы получить наставление и омыться от своих грехов в водах Иордана. Такое омовение называлось крещением. Поэтому Иоанна в народе называли — Креститель.
Тех, кто приходил к нему, надеясь скрыть свои грехи, он встречал грозными словами:
— Порождения змеи! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния! Уже и топор при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь!
И спрашивал его народ:
— Что же нам делать?
Он сказал им в ответ:
— У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, пусть накормит голодных.
Вдруг толпившиеся у берега люди опасливо раздвинулись, пропуская вооруженных солдат в сверкающих на солнце доспехах. Это были римские воины — легионеры. Зачем они сюда пришли? Быть может, они хотят арестовать Иоанна за то, что он собрал здесь столько народу? Но легионеры спокойно встали на берегу. Их старший подошел к Иоанну, учтиво склонил голову, и спросил:
— Учитель, что нам нужно делать, чтобы жить праведно?
Народ с ненавистью и страхом смотрел на чужеземцев. Римская армия в те времена захватила Израиль, поэтому легионеров все боялись. Люди ждали, что бесстрашный пророк сейчас крикнет римлянам: «Убирайтесь отсюда, нечестивцы!»
Но Иоанн посмотрел на солдат и тихо сказал:
— Не обижайте никого. Не отнимайте у беззащитных людей деньги, еду и одежду. Довольствуйтесь своим жалованием и выполняйте лишь то, что должны по службе.
То же самое говорил он и мытарям — сборщикам налогов в римскую казну:
— Не берите у людей больше, чем вам положено, будьте честными.
Мытарей ненавидели все иудеи, потому что они предали свой народ и служили римским завоевателям. Но Иоанн даже для этих отверженных людей находил слова, способные коснуться их сердца. И только те, кто не хотел оставлять свои грехи, слышали от него грозное обличение.
Более четырехсот лет не было на Иудейской земле такого великого пророка. И теперь все думали, что Иоанн и есть тот самый царь народа Божьего, которого так ждали все иудеи. Но Иоанн с детских лет знал от ангела, что его дело — лишь приготовить путь для грядущего Царя.
В ту пору Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Никто в толпе не знал, что этот молодой, небогато одетый человек — безгрешный Сын Божий. И только один Иоанн понял, Кто посетил его.
Увидев подошедшего Иисуса, он поклонился и сказал:
— Это мне надобно креститься от Тебя. Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ:
— Делай то, что должен. Так мы с тобой исполним волю Бога и покажем пример покаяния людям.
Тогда Иоанн повиновался и крестил Его. Когда Иисус выходил из воды, вдруг раскрылись над Ним небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса. А с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». После этого Иоанн окончательно убедился в том, что Иисус — Сын Божий и Царь, которого так ждал весь народ.
В память об этих событиях к месту, где Иоанн крестил Иисуса Христа, каждый год съезжаются со всего мира десятки тысяч паломников.
Сегодня некогда полноводный Иордан превратился в узкую речушку, которую легко можно перейти вброд. Но нет на свете реки, более почитаемой в христианском мире. Потому что именно здесь, на берегах Иордана, впервые были сказаны слова, выражающие суть искупительного подвига Иисуса Христа: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».
Галилейское море
Для настоящего моря Галилейское море слишком маленькое — всего 26 километров в длину и 11 в ширину. Да и глубина у него, прямо скажем, не морская — меньше полусотни метров. Но когда небо закрывают черные тучи, и штормовой ветер вспенивает воду на гребне волны, озеро превращается в самое настоящее бушующее море. И горе тем рыбакам, которых буря застала на нем внезапно.
Иордан впадает в Галилейское море с северной стороны и вытекает из него с южной. У местных жителей есть поверье, что вода Иордана не смешивается с водой Галилейского моря. Дело в том, что в окрестностях водоема есть много минеральных источников. От этого вода в Галилейском море немного солоноватая. Но в вытекающем из него Иордане вода не имеет и малейшего привкуса соли.
В Евангелии много раз упоминается, как Иисус Христос проповедовал на берегу Галилейского моря. Или как Он переплывал в лодке Генисаретское озеро. Или как после Своего воскресения из мертвых явился ученикам на берегу Тивериадского моря. Но если посмотреть на карту, то легко увидеть — страна Израиль имеет выход лишь к одному морю — Средиземному. И про него в Евангелии ничего не сказано. Быть может, авторы рассказов о земной жизни Иисуса Христа ошиблись или вообще придумали эти истории с упоминанием морей, не отмеченных на карте?
Ответ на это совсем простой. Дело в том, что и Генисаретское озеро, и Галилейское и Тивериадское моря — различные названия одного и того же водоема. Это большое озеро, расположенное на севере Израиля в провинции Галилея. Поэтому, для удобства мы будем упоминать здесь только одно из его названий — Галилейское море.
Это озеро — самый крупный пресный водоем на израильской земле. В нем водится много рыбы. Неудивительно, что с древних времен люди, живущие на его берегах, добывали себе пропитание рыбной ловлей. На лодках они выходили в море и забрасывали сети, а потом продавали пойманную рыбу на рынке.
Такими рыбаками были первые ученики Иисуса Христа — родные братья Андрей и Петр. Да и сам Иисус вырос в маленьком городке Назарет, расположенном всего в 25 километрах от Галилейского моря. Поэтому неудивительно, что проповедовать Евангелие Он начал именно в Галилее. И первые чудеса тоже сотворил здесь.
Иисус ходил по окрестным городам и учил людей добру, объяснял, как правильно понимать древний Закон, по которому жили все иудеи. И люди слушали Его затаив дыхание.
Однажды Он говорил на берегу Галилейского моря. Послушать Его слово собралось столько народу, что места для всех не хватало и люди теснили друг друга. Иисус Христос увидел у берега две лодки, возле которых рыболовы разбирали свои сети. Войдя в одну из лодок, которая принадлежала Петру, Он попросил его немного отплыть от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Петру:
— Теперь отплыви на глубину и закинь сети свои для лова.
Петр ответил:
— Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову твоему закину сеть.
Сделав это, Петр и его друзья сразу же поймали такое великое множество рыбы, что даже сеть у них стала рваться. Обрадованные рыбаки дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы те подплыли на помощь. Но когда они наполнили обе лодки, рыбы оказалось столько, что лодки начали тонуть. Увидев это, Петр припал к коленям Иисуса и сказал:
— Выйди от меня, Господи! Я всего лишь грешный человек.
Ужас объял его и всех, бывших с ним, от такого чудесного улова. Рыбаки увидали, что перед ними действительно сошедший с небес Сын Божий, и им стало страшно. Но Иисус сказал:
— Не бойтесь. Идите за мной, и я сделаю вас ловцами человеков.
Рыбаки послушно вытащили обе лодки на берег, оставили свои сети и горы пойманной рыбы и последовали за Ним. Тогда они еще не понимали слов Иисуса Христа и не знали, что им предстоит уловить великое множество людей спасительными сетями слова Божия.
Однажды Иисус Христос велел ученикам садиться в лодку и плыть на другую сторону Галилейского озера. А Сам поднялся на гору, чтобы помолиться там в одиночестве.
Между тем на озере поднялся сильный ветер. Волны били в лодку так сильно, что ученики едва справлялись с веслами. Наступила ночь. Ветер продолжал дуть навстречу лодке, короткие злые волны то и дело перехлестывали через борт.
Вдруг ученики увидали, как Иисус Христос идет к ним прямо по воде, словно по твердой дороге. Ученики очень испугались, потому что решили, что это привидение, и стали кричать от страха. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал:
— Это Я, не бойтесь.
Петр крикнул Ему в ответ:
— Господи! Если это ты, повели мне прийти к тебе по воде.
Иисус сказал:
— Иди.
И, выйдя из лодки, Петр пошел по волнам, чтобы подойти к Иисусу. Шаг за шагом ступал он по упругой воде, которая теперь держала его надежней каменных мостовых Иерусалима. Но вдруг Петр испугался. И как только он перестал верить в силу Иисуса повелевать водам, тут же начал тонуть. В отчаянии Петр закричал:
— Господи! Спаси меня!
Иисус тотчас протянул ему руку, поддержал его и говорит:
— Маловерный! Зачем ты усомнился?
Когда вместе они перешагнули через борт и вошли в лодку, ветер утих. Бывшие в лодке подошли, поклонились Иисусу и сказали: «Воистину, ты — Сын Божий». А Петр все смотрел и смотрел на темную воду озера, по которой он только что шел рядом с Учителем. И никак не мог поверить, что это был не сон.
Кедрон
Кедрон протекает по дну долины, отделяющей городские стены Иерусалима от Елеонской горы. Долина Кедрона от Иерусалима тянется через Иудейскую пустыню более тридцати километров и заканчивается у берегов Мертвого моря — самом низком участке суши на нашей планете. В Иудейской пустыне русло Кедрона извивается, зарывается глубоко в почву и образует каньоны в известняковых скалах. Во времена земной жизни Иисуса Христа ручей Кедрон наполнялся водой только зимой, после сильных дождей. В остальное время года русло его оставалось сухим. Название ручья означает «темный, черный».
Еще одна река, упоминаемая в Евангелии, называется Кедрон. В сущности, это и не река даже, а ручей, горный поток, пересыхающий в жаркое время года.
Долина Кедрона с давних времен привлекает внимание всех народов, чтущих Библию. Дело в том, что, по одному из библейских пророчеств, именно здесь в конце времен после всеобщего воскресения Бог будет судить всех людей, когда-либо живших на земле. Здесь, в долине Кедрона, будет проходить Страшный суд над делами каждого человека.
Но в Евангелии этот ручей упоминается лишь как поток, через который переходил Иисус со Своими учениками. После проповеди в храме Спаситель любил отдыхать на склоне Елеонской горы, откуда открывался великолепный вид на Иерусалим. И на ночлег с учениками Он обычно также останавливался не в городе, а за его пределами — в Гефсиманском саду. А для этого нужно было по мосту перейти через мутный поток Кедрон.
На третий год Своего служения, вечером после пасхальной трапезы, Иисус вышел из городских ворот и в последний раз перешел Кедрон свободным. Через несколько часов Его схватят в Гефсиманском саду стражники и проведут по этому мосту назад в город уже со связанными руками. А к утру, с нарушением всех норм иудейского закона, Иисус будет осужден на смерть.
***
Река Иордан, Галилейское море, ручей Кедрон… Всего лишь река, всего лишь озеро, всего лишь пересыхающий на лето ручей. Однако эти названия вот уже две тысячи лет с благоговением повторяют люди во всем мире. И вовсе не потому, что вода так важна для жизни человека (хотя, конечно же, она очень важна). Именно этим водным потокам выпала великая честь — быть местом событий, в которых участвовал Сам Создатель воды, земли, людей и всего, что только существует на этом свете. Здесь Он ходил по волнам, здесь крестился вместе со всем народом, здесь в последний раз мелькнуло в темной воде Его отражение, когда стражники вели Его на казнь. И потому так дороги каждому христианскому сердцу эти названия — Галилейское море, Иордан, Кедрон.