МОЖЕТ ЛИ УЧЕНЫЙ СОТВОРИТЬ ФИАЛКУ, ИЛИ О ЧУДЕСАХ БОЖИИХ
МОЖЕТ ЛИ УЧЕНЫЙ СОТВОРИТЬ ФИАЛКУ,
ИЛИ О ЧУДЕСАХ БОЖИИХ
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Сербская Церковь празднует память одного из самых известных своих святых – преподобного Иустина Челийского, который и родился, и отошел ко Господу в день Благовещения, и до пострига носил имя Благое. К этому дню мы публикуем одну из вдохновенных проповедей преподобного Иустина.
Апостолы носили своими руками и делили пять хлебов, а около них стояли пять тысяч людей, кроме жен и детей. Что же произошло? Говорит святое Евангелие: Ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных[1]. Осталось больше, чем пять хлебов, с которых и началось это чудо. Поистине этот чудный Учитель Иисус из Назарета – небесный Человек, небесный Чудотворец. Вот Он возвел очи к небу, благословил пять хлебов и две рыбы, и столько народу ели и насытились. Великое чудо, но совершенно естественное, с духовной точки зрения. Ведь мы с вами, братия, живем в мире бесчисленных явных и тайных, известных и неизвестных чудотворцев.
Посмотри, вот земля – что такое земля? Какой чудесный чудотворец! Она рождает животных, травы, посевы, цветы, бесчисленное, бесчисленное множество птиц, насекомых, животных, растений, плодоносных деревьев. Кто это совершает, кто это делает, какое это чудо происходит рядом с нами непрестанно? Мы привыкли к нему и часто и не думаем о нем, но остановимся перед чудом природы Божией, замрем пред чудом земли, этой так называемой мертвой природы, так называемой мертвой земли, которую безумные люди хотят осваивать, чтобы сделать ее, так сказать, продуктивной. Безумные! Неужели это вы учите птицу летать в воздухе? Неужели это вы даете силу одному пшеничному зерну, и оно прозябает, и растет, и одно рождает сотню других зерен? Где ваша сила человеческая, где ваши фабрики? Кто может совершить хоть одно чудо из тех, что мы в природе наблюдаем ежедневно? Сколько мудрости! Посмотришь и дивишься одной-единственной фиалке. Ни на одной фабрике, ни в одной научной лаборатории, ни один ученый и даже все ученые на этом свете не могут сотворить один дивный цветок, как эта фиалка, на которую вы смотрите и которой восхищаетесь. Откуда у земли такая сила, и не только сила – откуда у земли такая мудрость? Как земля дает глаза теленку и ягненку, как земля дает сердце всякой птице? Откуда у нее эта мудрость? А она есть у нее, эта Божественная сила, неизменная Божественная сила, которой нет у нас, людей.
Сказано в Священном Писании, братия, что, когда Господь сотворил мир и землю, Он сказал: Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их[2]. И стало так, и неизменно бывает так, неизменно, тысячи и миллионы лет может происходить так. Господь сказал и словом Своим дал земле силу быть чудотворной матерью всех животных, всех живых существ. Какая власть, какая сила! И сказал Господь: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю[3]. Благословил Господь весь животный мир, и с тех пор и поныне этот животный мир шествует через историю вместе с нами, людьми, множится, растет и наполняет землю. Каждая птица, брат, – чудотворец рядом с тобой; каждая ласточка, каждый воробей – великий чудотворец. Посмотри-ка, птичье или куриное яйцо – какой великий чудотворец! Из мертвого яйца вылупляется живой птенец, живой цыпленок. Остановись, человек! Подумай об этом и поклонись великой тайне, которая живет в каждой птице, в каждом живом творении на земле Божией.
Остановись, человек! И поклонись великой тайне, которая живет в каждой птице, в каждом живом творении на земле Божией
Гляди, трава рядом с тобой, растения возле тебя, нивы около тебя – всё чудотворно, и откуда это? Никто никогда не засевал ни степи, ни дубравы, а всё это прозябает, растет и наполняет землю собой. Кто их хранит, и какой силой произрастают эти огромные рощи и дремучие леса и в Европе, и в Азии, и повсюду, по всей земле? Открывает же эту тайну Священное Писание, которое говорит: И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так[4]. И земля произвела бесчисленные травы, многочисленные виды трав, бесчисленные плодовые деревья и каждому семени травки и дерева дала силу из себя производить взрослое растение. Как же поверить, что из одной малой косточки, которую приняла в себя земля, прямо на твоих глазах вырастает фруктовое дерево с прекрасными плодами? Разве это не чудо?
А вода, а моря? Опять великий чудотворец! Сколько животных в море, сколько рыб, сколько видов живых существ в воде! Посмотри, откуда исходит эта Божественная сила и такая мудрая сила, что она выткала тело не только одной рыбе, но и сотням, тысячам, миллионам рыб? Каким образом мертвая вода выткала рыбий глаз так, что он может видеть сквозь воду? И эта тайна, братия, снова объяснена в Священном Писании, потому что там сказано: И сказал Бог: да произведет вода душу живую; и рыбы да исполнят воду[5]. И было так, и неизменно бывает так. Всё рядом с тобой и рядом со мной – чудотворец; всё рядом с тобой и рядом со мной воспевает громогласный гимн Богу; все рядом с тобой и рядом со мной – громкоговорители, которые вещают и проповедают Творца – Бога всех светов; всякая травинка – целый мегафон; всякая птичка, на которую человек едва обращает внимание, являет силу Божию, как говорит евангелист, являет чудо Божие, являет всю милость Божию. Так всё около человека, куда ни повернешься, смотри, – твой чудотворец. Куда ни посмотришь, перед тобой, перед глазами твоими – бесчисленное множество чудотворцев.
А человек, а тело человеческое, о, какой чудотворец! Подумайте только, братия, мы дышим воздухом, а воздух претворяется в наши кости. Мы пьем воду, едим разнообразную пищу, а она через наш мозг претворяется в мысль, в чувство, в наше духовное расположение, в любовь. Что это такое? Какое это великое чудо происходит в твоем теле, когда ты воздух претворяешь в кости, когда ты пищу претворяешь в мысль, в дух, в нечто невидимое? Остановись, человек, пред великой тайной тела человеческого! Погляди, как смотрит твой глаз, погляди, как сердце твое бьется само по себе. В тебе происходят непрестанные чудеса. Повсюду в своем теле ты видишь отражение великой мудрости Божией, чего-то весьма сильного и могущественного. Но все это более-менее внешние чудеса. Мы видим их, созерцаем их, но все они даны нам только ради того, чтобы привести нас к наибольшему чуду.
Наибольшее чудо на этом свете – душа человеческая: душа тебя связывает с небом, с Богом, с вечностью
Наибольшее чудо на этом свете – душа человеческая. Какой чудотворец – душа в человеке! Смотри, душа тебя связывает с небом, с Богом, с вечностью. Какой это чудотворец в тебе, невидимый, но столь могущественный, столь огромный, столь беспредельный! Когда душа соединится с вечной истиной, она сама становится вечна. Есть ли чудо больше этого? Когда душа соединится с бессмертным Богом, она и сама становится бессмертна. Есть ли чудо больше этого? Душа постоянно порождает из себя невидимые мысли, великие, бесчисленные. Что это? Непрерывное чудо ткется в ткани нашей души. Кто же дает ей ту силу, то могущество? И опять объясняет Священное Писание, объясняет Господь. Душа сотворена по образу Божию, и оттуда у нее силы, которые связывают нас с небом и с Богом. Душа в человеке все равно что зерно пшеничное на земле. Это Божественная мысль Спасителя, которую Он выразил в таких словах: Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода[6]. Это истина, которую мы видим своими глазами каждый день, но у этой истины есть свой духовный смысл, и она означает: если человек, зерно человеческого существа не упадет, не посеется на ниве Личности Христовой, Христова Божества, тогда оно останется одно, не принесет плода. Если же умрет за Христа и во Христе, тогда принесет плод многий. Как сбывается это великое чудо, чудо веры человеческой? Как душа соединяется с Богом, с Господом Иисусом Христом, и как душа получает от Него Его живоносные силы и могущество?
Объясняет это Сам Господь Иисус Христос, Который пришел в этот мир, стал Человеком, принял на Себя наше тело и дал нам всякое могущество, чтобы и мы могли творить дела вечные, дела бессмертные, чтобы и мы могли стяжать бессмертие и жизнь вечную. Он дал нам Свою Церковь, дал нам в ней святые Таинства, дал нам святые добродетели. И ты призван к великому чуду, призван стать прежде всего чудотворцем для себя, чтобы душой, которая дана тебе от Бога, которая дана тебе с неба, с помощью веры Христовой стяжать в себе вечное Царство, вечную жизнь и вечную истину. А это мы, христиане, стяжеваем каждый день, приметно и неприметно, видимо и невидимо. Через каждое «Господи, помилуй» мы творим великое чудо с собой и со своей душой, потому что низводим в свою душу небо, вечную жизнь и вечную истину. Когда ты творишь милостыню Христа ради, смотри, ты сводишь в свою душу невидимые Божии силы, наполняешь себя Божиими силами. Какое это чудо совершается с тобой? Ты таким образом обретаешь вечную, бессмертную жизнь. Когда совершаешь какое-то евангельское дело, исполняешь евангельскую заповедь, ты постоянно низводишь на душу свою Божественные силы Христовы. Ты прогоняешь из себя всё грешное, всё смертное, всё демонское и воцаряешь в своей душе Царство Божие, Царство Небесное.
Еще большее чудо – победить грех в самом себе, потому что так ты побеждаешь смерть
Ты христианин, ты призван быть великим чудотворцем. И каждый христианин призван быть великим чудотворцем, потому что наибольшее чудо – это победить грех в самом себе. Наибольшее чудо – победить грех, потому что так ты побеждаешь смерть. И еще большее чудо: победив грехи и смерть, ты побеждаешь диавола. Вот кто ты, христианин, вот какой ты чудотворец! Всякий христианин может быть чудотворцем, может победить в себе свои грехи. Как, спрашиваешь ты? Покаянием! Нет никого без греха, и часто все мы мучаемся от грехов, даже сами не подозревая того. А Господь дал наилучшее средство воскресить себя от всех смертей, и это средство – покаяние. Плюнь на свой грех. Если ты кого-то ненавидишь, знай: это смерть в твоей душе, это смерть опустошает твою душу. Вспомни о Господе Иисусе Христе, вспомни о евангельской любви, вспомни, что ты должен любить ближнего своего как самого себя. Восстань против того убийцы, что в тебе! Восстань против той страшной смерти, что в твоей душе! Извергни ненависть из своей души, и помолись за брата своего, и полюби его евангельской любовью.
Так ты становишься чудотворцем, сводишь небесную любовь на землю, и оживает душа твоя из мертвых. Ты побеждаешь смерть. Не скажи: «Я этого не могу». Посмотри внимательно, что покаяние сделало хотя бы только с Закхеем, с одним озлобленным грешником. Оно воскресило его душу и верою привело ко Господу Иисусу Христу, и он преобразился. Из наибольшего грешника он стал наибольшим праведником, стал апостолом Христовым. А что покаяние сделало с Савлом – славным апостолом Павлом? Из наибольшего гонителя Церкви Христовой он стал наибольшим ее защитником из апостолов. Так и самые страшные грешники, и самые обыкновенные, и наименьшие грешники – все они призваны, если хотят, быть христианами, чтобы победить в себе свои грехи и очистить свою душу. Это значит: победить в себе всё, что смертно, и доставить себе бессмертие и жизнь вечную. А рядом с нами бесчисленное множество учителей, бесчисленное множество чудотворцев. Всё тебе напоминает об этих чудотворцах: каждое растеньице, каждая травинка, каждая птичка, каждая звездочка – всё, всё призывает Бога, всё, всё являет Евангелие о Боге, а тем более ты, христианин! Господь Иисус Христос стал Человеком и дал нам всё, что Бог может дать человеку, и после всего этого ты колеблешься в вере и с неверием говоришь: «Наверное, Бога нет. Я-то ведь могу и без Бога обойтись в этом мире». О, какое сумасшествие! Какое сумасшествие у человека-безбожника! Не может солнечный лучик сиять без истины Божией, не может птица родиться без истины Божией и прожить сегодня, и завтра, и несколько лет без этой непрекращающейся силы Божией. А ты, человек, владеющий всем только через силу Божию и через Бога, хочешь обойтись без Него. Какое это сумасшествие, какое это безумие! Даже больше, чем диавольское.
Сказано в Священном Писании: И бесы веруют и трепещут[7]. А есть люди, которые не веруют и не трепещут. Мы, христиане, пришли в этот мир для того, чтобы помочь и таким людям, молиться за них, чтобы Господь их просветил, Господь их разбудил, Господь их пробудил от сна смертного, пробудил от того сумасшествия, отверз им очи, чтобы прозрели и они, увидев, что всё на этом свете стоит и живет силой Божией, что всякое живое существо на этом свете – чудотворец, и все, что живет, – великий чудотворец, всё это – одна огромная славная фабрика Божия.
Господь Иисус Христос стал Человеком, чтобы человеку даровать небо, Царство Небесное, даровать ему вечную бессмертную жизнь. И потому, братья мои и сестры, Господь Иисус Христос – самое главное живое Существо во всем свете и для нас, людей, и для всей твари. Он Тот, Кто в виноградной лозе претворяет воду в вино. Он Тот, Кто воду претворяет в кровь в Своем теле. Он Тот, Кто пищу претворяет в твою мысль, в твое чувство. Он, только Он! Без Него что такое человек? Сумасшествие! Что такое душа без Христа? Ужас! Посмотрите на человека без Христа, что он представляет собой? Издевательство, наказание и несомненного кандидата для диавола, несомненного кандидата во ад. Потому-то Господь и объявил миру одну непреложную истину: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее[8]. Все богатство, весь блеск, который дан человеку, человеческому существу, вечность, которую человек имеет, бессмертие, которое ему дано, всё это – дар от Господа Иисуса Христа.
И потому нет другого имени под небом, как говорится в Священном Писании, которым люди могут спастись[9] от ужаса, от смерти, от диавола, от ада, нет, кроме имени Господа Иисуса Христа. Пусть Он будет у нас перед глазами и в нашей душе, пусть Он наполняет наши дни и ночи, пусть этот мир, эта чудесная мастерская Божия, которая выпускает Божиих чудотворцев, поможет всем нам, людям, стяжать вечную жизнь, ради которой Господь нас и сотворил. Да стяжем Царство Небесное в истине вечной и жизни вечной. Аминь.
8 апреля 2019 г.