ДРУЖБА: ТО, ЧТО ОЧЕНЬ ПОХОЖЕ НА ЛЮБОВЬ

 

ДРУЖБА: ТО, ЧТО ОЧЕНЬ ПОХОЖЕ НА ЛЮБОВЬ

В жизни большинства из нас есть люди, которых мы называем друзьями. Какое место должна занимать дружба в жизни христианина? Какое значение она имеет для духовного роста? И можно ли обойтись совсем без нее?

Прежде всего стоит вспомнить, что сказано о дружбе в Евангелии. Господь называет апостолов Своими друзьями и говорит им о том, что они уже не рабы, ибо раб не знает воли своего господина, а именно друзья, потому что они Его волю знают и они Его понимают. А еще Господь говорит: «Вы Мои друзья, потому что пребыли со Мной в напастях Моих» (ср.: Лк. 22: 28). Таким образом, Сам Христос указывает нам на важнейшее свойство дружбы: способность одного человека быть с другим человеком тогда, когда тому трудно, больно и тяжело, когда от него, может быть, все остальные отвернулись.

Можно определенно сказать, что дружба очень похожа на любовь. Она и возникает как любовь: не по одному лишь нашему разумению, а всегда как некое чудо. Мы призваны учиться любить всех людей, приобретать любовь как добродетель, чтобы она могла изливаться на тех, кто испытывает в этом потребность. Но по-настоящему близкими, любимыми для нас становятся немногие. И точно так же мы призваны общаться и быть дружелюбными со всеми – и при этом если мы обретем среди них несколько настоящих друзей, стоит благодарить за это Бога как за большую редкость и ценность. Бывает так, что человек, воцерковляясь, приобретает убеждение, что обязан теперь со всеми дружить в равной мере, одинаково. Но на самом деле даже в жизни святых были люди, с которыми они были более близки, чем с остальными.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: «А зачем вообще в принципе нужны друзья? Можно прожить жизнь и без них, с одним только Богом. Наличие близких людей не является обязательным условием для спасения – были же отшельники, которые не только друзей не имели, но и ни одной живой души не встречали годами». Господь действительно может быть человеку вместо всего, в том числе и самого необходимого. Но в нашей обыденной жизни наличие или отсутствие друзей – это то, что явным образом свидетельствует о внутренней жизни человека.

Наличие или отсутствие друзей явным образом свидетельствует о нашей внутренней жизни

Если у человека есть та потребность отдавать, которая любому христианину должна быть присуща, он непременно будет делиться с другими хотя бы чем-то: словом утешения, материальным достатком, силами, вкладывая их во что-то совместное, своим теплом. А когда человек делится тем, что нужно другим, люди на это откликаются. И вокруг такого человека точно не будет пустоты – вокруг него будут люди, которым он дорог и которые в той или иной мере будут дороги ему.

Для современного человека подчас является проблемой сам вопрос: как делиться? Понятно, если человек сам поведал нам о своей нужде. А если нет? Люди, действительно, не говорят порой о том, что им плохо, – по разным причинам, а не по нелюбви к нам: кто-то по деликатности; кто-то потому, что ему настолько плохо, что на разговоры нет сил; кто-то просто не хочет свою беду обсуждать ни с кем. Но на самом деле дружба – это когда не надо ни о чем нарочито спрашивать: всё и так чувствуешь. Равно как, когда у нас что-то болит, мы чувствуем, что болит, и не возникает вопроса, как понять, что палец прищемлен. Близких друзей ощущаешь почти так же, порой даже на расстоянии. И не надо в человеке эту рану расковыривать и допытываться – существует ведь не только такой прямой путь, как узнать, что не так, и попытаться утешить словом. Это и не всегда возможно, как и помочь делом тоже можно не всегда. Но мы можем попытаться сделать что-то, чтобы человеку в целом было лучше, можем его согреть. Только согреть – не значит привязать человека к батарее и гладить его горячим утюгом или что-то подобное. Если человек нашу помощь и душевное участие отвергает, придется отступить. За исключением, пожалуй, ситуаций, когда кто-то очень близкий совсем в неадекватном состоянии находится и в гибельном положении, – тогда нужно без лишних эмоций делать то, чего требует практическая необходимость.

Наши друзья так же, как и наши близкие родственники, как нельзя лучше проявляют для нас самих, в каком внутреннем состоянии мы находимся. Ведь на мнение людей внешних мы зачастую внимания не обращаем, а если случаются какие-то нестроения, удобнее бывает принять мысль, что причина не в нас, а в них. А вот если становится что-то явно не так в наших взаимоотношениях с людьми, которых нам очень больно было бы потерять, это зачастую побуждает нас задуматься, что же с нами на самом деле происходит. И если причина не в нас, если это наш друг вступил на ложный путь, это дает нам возможность, всмотревшись в себя, от самих себя не отступить. В том числе – и ради того, чтобы сохранить любовь к этому человеку, потому что, когда мы предаем самих себя, мы теряем всё. Всё настоящее в себе – и в отношениях с людьми, и в отношениях с Богом.

Что делать, если не умеешь дружить и не видишь в себе к этому предрасположенности, способности? Понять, что это самообман. Господь нам дал всё, чтобы могли сложиться наши отношения с Ним, а отношения с людьми складываются по большому счету так же. В каждом человеке заключен колоссальный потенциал – любви, света, мудрости. Но каждый из нас может раскрыть его в себе, а может не раскрыть, и это зависит не от внешних факторов, а только от нашего труда над собой. Мы все находимся в ситуации, когда нам сказали: «Вот здесь в земле золото, будешь копать – найдешь». Но один копает, а другой – нет.

В жизни есть разные умения и различные виды искусств, которыми человеку необходимо овладевать на протяжении всей своей жизни. Можно сказать, что искусство быть хорошим другом – одно из самых важных среди них. И если мы его стараемся осваивать, то обязательно духовно растем.

Осваивая искусство быть хорошим другом, мы обязательно духовно растем

Почему это так? У преподобного Силуана Афонского есть слова о том, что чем больше ты любишь, тем больше страдаешь. Это даже в самых простых бытовых ситуациях так: идет человек, поскользнулся, упал – если это незнакомец, нам жаль его станет, мы огорчимся, а если это близкий, у нас, что называется, сердце внутри оборвется. И чем больше у тебя людей в жизни, с которыми ты дружишь, тем больше таких ситуаций, заставляющих нас переживать, тревожиться, испытывать боль. От переживаний этих ни в коем случае нельзя закрываться, потому что взаимной любви не может быть без того, чтобы всё всерьез касающееся другого человека касалось и нас. А когда это выше наших сил и от этого хочется убежать, убегать нужно к Богу. И доверять Ему своих друзей и молиться о них. Эта боль за других людей нас с Богом сродняет.

В самом высшем смысле другом для каждого человека является Сам Господь

И, наверное, стоит еще сказать, что в самом высшем смысле этого слова другом для каждого человека является Господь. Это звучит дерзновенно, но мы можем увидеть, что святые отцы употребляют это слово, говоря о Боге. И когда мы понимаем, каким другом является Бог для человека, мы отчасти можем понять, какими друзьями друг для друга должны являться мы. Господь нас не бросает, Господь нас понимает, и наша неверность, по слову апостола, не упраздняет Его верности (см.: Рим. 3: 3). Какими бы ни были мы, Он остается в Своей любви таким, каков Он есть, и это важнейший для нас пример в отношениях с людьми. И очень важно, чтобы для Христа мы были тоже друзьями – такими друзьями, какими были апостолы. У этой дружбы есть вполне конкретные проявления, и одно из них – постоянное памятование нами слов Спасителя. Знаете, как бывает трудно, когда общаешься с человеком близким, говоришь ему о чем-то, а он занят внутренне чем-то своим и пропускает это мимо ушей либо тотчас же всё забывает. Он вроде бы и друг, но настолько легкомысленный и невнимательный, что из дружбы этой постепенно уходит близость. Дай Бог, чтобы о нас мог Господь сказать, что хотя мы и не пребывали во дни Его земной жизни с Ним в напастях, наше сердце настолько верно Ему, что мы в этих напастях Его не оставили бы.