Солнце? Ручей? Треугольник? Как люди пытаются понять тайну Святой Троицы
Солнце? Ручей? Треугольник? Как люди пытаются понять тайну Святой Троицы
1) Солнце.
Посмотрите на солнце в ясный летний день. Это одно солнце, но при этом в нем можно различить диск, луч и тепло. Солнечный диск может напомнить нам Отца, луч – Сына, а тепло – Святого Духа. Такую аналогию предложил святой Герман, патриарх Константинопольский (VIII в.).
2) Ручей.
Если во время прогулки вы подойдете к ручью, то и в нем можно распознать троичность: исток ручья – образ Бога Отца, русло – образ Бога Сына, устье – образ Святого Духа. Но главное, что все это – единый ручей. Так пытался объяснить эту тайну святитель Григорий Богослов.
3) Трилистник клевера.
Однажды святой Патрик, просветитель Ирландии, пришел к языческим жрецам. Он начал проповедовать им христианство и, когда язычники попросили объяснить триединство Бога, святой Патрик склонился к земле и сорвал трилистник клевера: — Разве вы не видите, что это и один листок, и три листка, — сказал святой, — так и в Троице Одна Сущность и Три Личности.
4) Треугольник.
Как я могу самоопределиться? Как могу осознать свою индивидуальность? Только в отношении к чему-то иному, к тому, что не я. Я могу осознать самого себя только по отношению к «Ты» и «Он». Во взаимном общении этого треугольника – Я, Ты и Он, выявляется моя идентичность как личности. Так богослов, отец Сергий Булгаков (XX в.), указывал на троичность человеческого общения и самосознания.
5) Человеческая личность.
Можно углубиться в самого себя и увидеть триединство внутри нас самих. Наш ум – образ Отца, словесная способность – образ Бога Сына, сила, которой живет наше тело – отпечаток Святого Духа. Такую трактатовку предлагал святитель Игнатий Брянчанинов.
6) Пространство.
Пространство, в котором мы живем, также несет на себе печать Троицы. Оно имеет три измерения: высоту, ширину и длину. Эту троичность, изучая свойство вектора, заметил советский ученый Борис Раушенбах.
Однако, Церковь и сами богословы всегда указывали на недостаточность, неадекватность этих образов по отношению к тайне Святой Троицы. Более глубокий уровень уже богословского осмысления сокрыт в знаменитом иконе «Троица», которая была написана в XV веке преподобным Андреем Рублевым.