СЛОВО ПАТРИАРХА

 

СЛОВО ПАТРИАРХА

Неделя 15-я по Пятидесятнице

Патриарший визит в Самарскую митрополию. Посещение Поволжского православного института в Тольятти. Фото: Сергей Власов / foto.patriarchia.ruПатриарший визит в Самарскую митрополию. Посещение Поволжского православного института в Тольятти. Фото: Сергей Власов / foto.patriarchia.ru

О свободе и вере

Слово «свобода» бессовестно эксплуатировалось в прошлом, да нередко и в наши дни. У меня остается немного времени, чтобы читать книги, но в связи с тем, что сейчас у меня вроде как короткий отпуск, я читаю книгу о предреволюционных годах в России, о том, как надвигалась катастрофа. Действительно катастрофа, обернувшаяся уничтожением огромного количества людей. И сколь многие не видели это, будучи попросту порабощены, захвачены трескучей терминологией, модными идеями, совершенно не думая о том, чем все это может обернуться, если кто-то действительно начнет реализовывать задуманное. Спохватились лишь тогда, когда начались убийства, репрессии, раскулачивание, уничтожение людей. Ждали свободы, а что получили взамен? В какой-то момент народ наш потерял путеводную нить, потерял способность сопротивляться пропаганде, говоря современным языком, а если сказать на языке Церкви – сопротивляться искушениям, которые порабощают человека.

Именно вера, мои дорогие, христианская вера и христианские убеждения дают нам способность оставаться свободными, строить жизнь, исходя из своих убеждений, строить жизнь таким образом, чтобы не уступить натиску той страшной толщи воды, которая может раздавить человеческое естество. Вот я и хотел бы призвать всех вас к тому, чтобы вы никогда не теряли бдительность, никогда не теряли способность оценивать происходящее вокруг нас с точки зрения слова Божия. Ведь в слове Божием – нравственный закон, нравственные заповеди. Как различать духов, как различать, где правда, а где ложь, где пророческое слово, а где соблазн на пагубу человека? Исходя из критериев своей веры, своего нравственного чувства, слова Божия, заповедей Божиих, оценивайте крикунов, «героев», «выдающихся людей», которые заражают вас всякого рода идеями, и тогда вы никогда не окажетесь в глубине той водной толщи, которая способна раздавить человека.

Верующий человек – самый свободный человек: он способен подняться над всем, что порабощает людей

Вера для нас – это символ нашей свободы. Мы все хотим быть свободными, и помните, что верующий человек – это самый свободный человек. Он способен подняться над всем, что порабощает людей, в том числе в наше время. Вера и свобода – это ценности, которые нам дал Господь и которые мы с вами должны не просто принять умом и сердцем, но пронести через всю нашу жизнь. Давайте хранить Богом данную свободу, которую получили через Евангелие, ту самую мудрость, которую Господь нам передал, а вместе с тем способность построить мирную, справедливую и счастливую жизнь.

Из выступления
в Поволжском православном институте
имени святителя Алексия,
митрополита Московского,
г. Тольятти, 26 сентября 2019 г.

О силе и мудрости Креста

Патриарший визит в Самарскую митрополию. Всенощное бдение с чином Воздвижения Креста Господня в Спасо-Преображенском соборе г. Тольятти. Фото: Сергей ВласовПатриарший визит в Самарскую митрополию. Всенощное бдение с чином Воздвижения Креста Господня в Спасо-Преображенском соборе г. Тольятти. Фото: Сергей Власов

Мы совершаем празднество в честь Креста Христова. Многие на протяжении всей истории, в том числе разного рода мудрецы, задавались вопросом: «Для чего же Богу Всемогущему, Который из ничего создал вселенную, Который может все, отдавать Своего Сына, то есть Самого Себя, в жертву? В жертву человеческой злобе, в жертву человеческой неправде? Зачем являть такой странный образ Божественного всемогущества?» Действительно, человеческое всемогущество никогда не бывает связано со слабостью, но только с силой. Исторические герои всегда славны либо своими воинскими подвигами и победами, либо политическими достижениями, либо невероятным мужеством и силой. А здесь Христос – распятый, поруганный, являющий образ слабости человеческой. Конечно, в этом нет никакой ошибки, даже нет ничего нелогичного – только не с точки зрения нашей бытовой, человеческой логики, но с точки зрения логики Божественной. Ведь Господь посылает Сына Своего Единородного в мир, чтобы спасти этот мир. Это Бог нас спасает. Не герой, не политический лидер, не человек огромных способностей – Бог спасает, потому что человек, находящийся в рабстве греха, не может самого себя спасти. Господь через страшные истязания, через крестную смерть являет нам Свою человеческую слабость, дабы каждый, взирая на Крест Христов, мог понять: не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой, Божественной волей.

Не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой

Крест есть великое явление мудрости и любви Творца к роду человеческому. Вот почему все праздники, связанные с Крестом, мы окружаем особым почитанием, особым торжеством, как и праздник, установленный в честь Воздвижения Креста, который был сброшен в ров рядом с Голгофой и в течение столетий покрывался слоем земли и многими другими крестами, потому что Голгофа была местом казни. В этом рву, в этом месте мерзости запустения и был явлен Животворящий Крест Господень. Его явление, его вознесение над людьми, благословение им всего народа и стали основой того праздника, который мы так торжественно совершаем. Совершаем, потому что знаем силу, исходящую от Креста Господня. Знаем, как эта сила спасает младенцев и отроков, которых благословляет любящая рука матери или отца. Знаем, как эта сила спасает и ограждает от гибели воинов, которых любящая рука матери благословила на ратный подвиг, которые сами с верой возлагают на себя образ Креста.

Всякий раз, когда нам трудно, – даже тем из нас, кто не вполне воцерковлен, – мы крестимся, иногда поспешно, иногда не совсем правильно, ибо понимаем, что тем самым привлекаем к себе силу спасающей Божественной благодати. И уж если Господь спас мир от силы диавола, то Он может и нас спасти от искушений, соблазнов, от разного рода тяжких испытаний, с которыми мы сталкиваемся.

Из слова в канун праздника
Воздвижения Креста Господня
после всенощного бдения
в Спасо-Преображенском соборе
г. Тольятти, 26 сентября 2019 г.

Какою любовью нас любит Бог?

Патриарший визит в Самарскую митрополию. Освящение Софийского собора г. Самары. Фото: Сергей Власов / foto.patriarchia.ruПатриарший визит в Самарскую митрополию. Освящение Софийского собора г. Самары. Фото: Сергей Власов / foto.patriarchia.ru

Он любит каждого из нас, Он любит род человеческий, а у любви нет границ. Как мать способна отдать жизнь свою за ребенка, так и Бог был готов жизнь Свою отдать за людей, за их спасение и исправление. Но бессмертный Бог не мог и не может умереть. И в мир приходит Сын Божий и Сын Человеческий, Который Своим человеческим естеством страдает бесконечно – и душевно, и физически – и Который физически погибает на Кресте, чтобы все мы имели жизнь вечную.

Тайна Божественного искупления, тайна крестного страдания Спасителя никогда не будет до конца понята, осмыслена – по крайней мере в пределах нашей земной жизни. Но через опыт Церкви мы приближаемся к пониманию того, что всякая жертва, которая приносится во имя высших интересов, во имя жизни, во благо других людей, имеет огромное духовное значение, некую искупительную силу. А если бы не так, то действительно были бы непонятны пути истории, непонятна гибель миллионов людей, защищавших свою Родину. Почему умирает один ради другого, чем жизнь одного лучше жизни другого? Но ведь никто не задавался этим вопросом, когда шел в атаку на грозного врага и погибал на поле брани! Это казалось само собой разумеющимся. И понимание того, что жертва есть нечто необходимое для полноты человеческого бытия, что без жертвы во имя другого человека не может состояться человеческая жизнь, наполняет смыслом наше бытие и наши межличностные отношения.

Вот и сегодня, взирая на Крест Христов, мы можем сказать, что всему этому мы научились не от человеческой мудрости. Мы научились от Самого Господа и Спасителя, Который пришел в мир сей, пострадал и умер на Кресте ради нас с вами, ради нашего спасения, ради того, чтобы грех человеческий не был средостением между Богом и человеком, чтобы каждый из нас мог обращаться к Богу со словами «Отец», «Авва Отче». Не далекий неведомый царь, а Отец, Который связан с нами узами любви. Каждый, кто имеет детей, знает, что означают эти родительские узы, насколько они сильны, насколько они превозмогают всякую человеческую слабость и всякую человеческую скорбь. Вот такой любовью Господь любит всех нас.

Ну а что же мы? Ужасно, когда на любовь родителей дети не отвечают любовью. Трагедия, когда на любовь одного из супругов другой не отвечает любовью. Чаще всего такой союз, такой брак распадается. А что происходит, когда мы на любовь Божию не отвечаем своей любовью? Для нас этот союз тоже распадается. Мы отделяемся от Бога, от Его истины, от Его силы, от Его благодати. Мы предаемся стихиям мира сего. Господь не перестает нас любить, но, поскольку мы все созданы свободными, Он предоставляет нас нашей собственной свободе, которая нередко уводит нас на очень опасные жизненные пути.

Как полюбить ближнего?

Патриарший визит в Самарскую митрополию. Освящение Софийского собора г. Самары. Фото: Сергей Власов / foto.patriarchia.ruПатриарший визит в Самарскую митрополию. Освящение Софийского собора г. Самары. Фото: Сергей Власов / foto.patriarchia.ru

Сегодня, размышляя пред Крестом Спасителя о тайне Его жертвы, о тайне Его любви по отношению ко всем нам, тайне, в которую невозможно проникнуть ограниченным человеческим умом, мы должны сделать только один важный вывод: Бог нас любит. И если мы хотим быть в союзе с Богом, если мы хотим, чтобы наши молитвы были услышаны, мы должны ответить Богу той же любовью – не в той мере, в которой Он способен любить, но в той, в которой человек способен любить хотя бы другого человека.

В этой любви Господь от нас мало что требует. Он нам больше дает, чем требует от нас. Человеческие союзы, в том числе самый, может быть, ясный для понимания сказанного союз между мужем и женой, всегда требуют огромных усилий с обеих сторон. А Бог Своими усилиями во многом превосходит нашу способность ответить на Его любовь. Но, тем не менее, Бог ищет нашей любви, ждет нашей любви. А эта любовь должна проявляться не в малоубедительных словах «я люблю Тебя, Господи». Эта любовь должна проявляться в том, чтобы мы оказались способными любить наших ближних.

Любовь к Богу проявляется в способности любить наших ближних

Это удивительные слова – любить ближнего. Это не значит любить самого родного и близкого человека, а значит любить всякого другого человека, который и есть наш ближний.

Но как же воспитать в себе это чувство? Оно просто так не дается. Нет ни одного человека, который бы на ровном месте вдруг воспылал любовью к ближнему. Такого в жизни не бывает. Любовь всегда связана с жертвой, и пример Спасителя, распятого на кресте, иллюстрирует эту истину. Если, находясь в супружеском союзе, муж не жертвует собой ради жены, а жена не жертвует собой ради мужа, то подлинной любви нет, а есть лишь некие договоренности, в том числе юридические. Но на самом деле любовь только там, где один отдает себя другому. И если мы не научимся так любить ближних, в первую очередь родителей, мужа или жену, детей, родственников, затем коллег по работе, учителей, людей, с которыми Господь помог нам встретиться на жизненном пути и которые многое нам дали, если мы не научимся им отдавать часть своего сердца, то напрасно нам ожидать того, чтобы кто-то нас по-настоящему полюбил.

Из проповеди после Литургии
в соборе Софии Премудрости Божией
г. Самары, 27 сентября 2019 г.,
в праздник Воздвижения Креста Господня