ПРИЯТНЫЙ ПОСТ: КОМУ ОН ПРИЯТЕН И КЕМ ОН ПРИНИМАЕТСЯ?

 

ПРИЯТНЫЙ ПОСТ: КОМУ ОН ПРИЯТЕН И КЕМ ОН ПРИНИМАЕТСЯ?

Матушка Ольга Назарова

Идет и радует нас Рождественский пост, призванный подготовить христианина к такому любимому и по-детски радостному празднику Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Православные шлют друг другу поздравления и традиционное пожелание: «Постимся постом приятным!»

Признаться, на заре нашего с Алешей, будущим о. Алексием, воцерковления это пожелание меня всегда как-то смущало. С одной стороны, при всей своей дремучести во всем, что касалось церковной жизни, я понимала, что пост – это время строгое, время самоограничения и попыток приобрести хотя бы малый опыт православной аскезы. Ограничивать себя ох как не хотелось! Честно говоря, и спустя много лет приходится делать усилие, чтобы поставить свои хотения, в том числе гастрономические, хоть в какие-то рамки. Поэтому высказывание «Постимся постом приятным» поворачивалось тогда ко мне другой, утешительной стороной: пост, оказывается, может быть приятным, то есть приносящим мне, любимой, удовольствие. В подтверждение этой догадки на прилавках церковных лавок и даже светских магазинов в преддверии поста появлялось множество изданий, от скромных брошюрок до подарочных альбомов, со множеством рецептов «православной постной кухни» (вопрос на «засыпку»: чем постное блюдо православной кухни радикально отличается от постного же блюда кухни мусульманской или иудейской?).

На прилавках в преддверии поста появлялось множество изданий со множеством рецептов «православной постной кухни»

Навсегда запомнился наш первый пост. Правда, это был Великий пост, а не Рождественский, но это – детали. Главное – мы отважились! Как начинающие аскеты, имеющие двух небольших детей, мы позволяли себе рыбу по воскресеньям, а в остальные дни – только растительная пища.

Как ни долго тянулись постные дни, но пришел конец марта, а с ним и школьные каникулы. Все сложилось так удачно, что у нас появилась возможность провести их на даче под Лугой (небольшой городок в Ленинградской области), где мы снимали небольшую, но уютную времяночку с печкой, что позволяло ездить нам на дачу круглый год, каждые выходные. А еще из Одессы позвонила моя младшая сестра Иришка и сказала, что на недельку приедет в гости и с радостью проведет это время с нами на даче.

Поистине щедрость и милость Божия безграничны! Мы только небольшое усилие приложили, а нам столько радости: и на дачу на целую неделю едем, и погода стоит солнечная с легким морозцем, и снег еще не растаял, а, значит, можно будет и по лесу погулять, и на лыжах-санках-снегокате с горок покататься, да еще и Иришка в гости приедет. Красота!

Встретили мы Иришку и в тот же день поехали на дачу. А надо сказать, что Иришка в то время ждала ребенка, и срок был уже серьезный – заканчивался восьмой месяц беременности. Чувствовала она себя хорошо, мы все были молоды и вполне беспечны. Но, несмотря на нашу беспечность, мы понимали, что будущей маме нужно питаться полноценно и пост не для нее.

Ехать на электричке до Луги примерно два с половиной часа. По дороге мы рассказывали Иришке наши новости и не без некоторой гордости сообщили, что мы – постимся. Впрочем, она может не обращать на это внимания и есть все, что ей захочется. Иришка изумилась нашей смелости и стала расспрашивать, что можно есть в пост, а чего нельзя. Услышав, что разрешена только растительная пища, и только в воскресенье мы позволяем себе рыбу, сердобольная Иришка воскликнула: «Бедные! Как мне вас жалко!» – но тут же решительно заявила, что она не хочет от нас ни в чем отставать и будет есть то, что едим мы. Мы не стали ей перечить.

Каникулы прошли замечательно! Погода нас баловала. Мы много гуляли по лесу, катались на лыжах и санках, но особенно всем нравилось катиться с лесной горки на снегокате прямо к речке, еще покрытой льдом. Самое интересное, что Иришка каталась так же лихо, как и мы.

После трапезы, с трудом переводя дыхание, мы благодарили Бога и устраивали общий «тихий час»

К себе во времяночку мы возвращались веселые, румяные и зверски голодные. На столе быстренько появлялись заранее приготовленные постный борщ (варианты: кислые или свежие щи, грибной суп, постный суп-харчо…) и тушеная картошка (варианты: постный плов, гречка, макароны, пирожки «на бочок», картофельные котлеты или деруны…) в сопровождении домашней квашеной капусты, соленых огурчиков, баклажанной или кабачковой икры, соленых и маринованных грибов. Запивалось это домашним компотом (клубничным, яблочным, сливовым) или клюквенным морсом с домашним постным пирогом или магазинным печеньем (пряниками).

После трапезы, с трудом переводя дыхание, мы благодарили Бога и устраивали общий «тихий час». Иришка, животом кверху, покачивалась на старомодной пружинной кровати и стонала: «Мне вас НЕ ЖАЛКО! Мне НАС НЕ ЖАЛКО!» Ее восьмимесячный живот придавал словам особую выразительность и убедительность. Эти слова стали семейной поговоркой.

***

Прошло немало лет, прежде чем я догадалась, что слова «Постимся постом приятным» означают совсем не то, что пост должен быть приятен для постящегося, а то, что он должен быть таким, чтобы его мог принять (приять) Бог. Чтобы проверить свою догадку, я открыла Полный словарь церковнославянского языка прот. Г. Дьяченко, выпущенный Издательским советом Московского Патриархата в 1993-м году. На стр. 506 черным по белому написано: «Прiятный (с двумя точками) – принятый, достойный принятия… (Лев.1, 3; Вт. 33, 16, 24)». Что и требовалось доказать! Кому? Самой себе. А кто мешал? Лень и нерадение. С которыми, кстати, в посту бороться так же необходимо, как с чревоугодием.

В посту еда должна быть простой, и ее должно быть мало. К такому очевидному, но неутешительному выводу подталкивает нас определение, данное в словаре. Дело за малым – следовать этим выводам.

В посту еда должна быть простой, и ее должно быть мало

А что же делать с уже купленными брошюрками и подаренными альбомами с рецептами «православной постной кухни»? Можно, конечно, сказать, как профессор в «Собачьем сердце»: «В печку их, Зина!» – но как-то жалко. Пусть уж лежат на полке – на случай, если какой-нибудь семейный праздник придется на постное время. Главное, не надо ими увлекаться. И не надо стараться готовить в пост повкуснее, да так, что «с закрытыми глазами от мяса не отличишь!» Как сказал однажды один знакомый священник из Вологды, обладавший прекрасным чувством юмора: «что, пост – продукты только, что ли? Да если хотите знать, я просфорами так обожраться могу, что хоть святых выноси! А я не святой почему-то».

И мы – не святые. Совсем. Мы давно уже уяснили, что пост – не диета; главный акцент должен быть сделан на усилиях души очиститься, хоть чуточку оторваться от земли и приблизиться к Богу. Но за чревом тоже нужен глаз да глаз. Ведь даже отобрав для приготовления еды самые наипостнейшие продукты, можно впасть в обжорство и чревоугодие. Да не будет этого, и да постимся мы постом Богу приятным!