Весна покаяния

Пост

         Дорогие друзья! Вновь мы с вами вступили на поприще Великого поста. Это особое время в жизни каждого христианина. И сколько бы раз не проходил человек этот отрезок своего бытия, как бы он не был уверен, на основании уже имеющегося опыта, что вполне способен его преодолеть, в глубине души всегда остаётся место для волнительного сомнения: а вдруг в этот раз не получится? С вопросом о том, с каким настроем нужно вступать на поприще Великого поста, мы обратились к преосвященному Клименту, Епископу Краснослободскому и Темниковскому.

– Здравствуйте Владыка.

– Здравствуйте.

– Владыка, так с каким чувством надо приступать к посту?

– Конечно с покаянным.

– А в чём оно выражается?

– Безусловно, в смирении.

– Владыка, но часто слова «покаяние», «смирение», воспринимаются людьми по-разному. Почему так происходит и есть ли универсальный критерий, при помощи которого, можно было бы определить, правильно ли интерпретируются эти понятия?

– Да, процесс христианизации, или, если угодно, духовного возрастания, у людей протекает неодинаково. Кто-то идёт, что называется, семимильными шагами, а кто-то топчется на месте, а бывают случаи, когда люди духовно деградируют. Из-за разного духовного возраста христиан, и происходит разное отношение к одним и тем же понятиям.

– Владыка, а от чего зависит «духовный возраст», как он достигается на практике?

– Началом его становится желание разобраться в себе и в окружающем нас мире. Это желание обязательно приведёт человека к поискам Бога. А эти поиски, как правило, заканчиваются встречей с Божественной личностью Иисуса Христа, со всеми вытекающими отсюда последствиями, то бишь – необходимостью следовать Его учению, и быть членом Его Церкви.

– Владыка, но что значит: «следовать Его учению» и быть «членом Его Церкви»?

– Это значит, будучи твёрдо уверенным в том, что нас ждёт Вечность, где главным законом и условием бытия является Любовь, уже здесь, на Земле стараться жить по этому закону – вот, что значит: «следовать Его учению». Но так как, в реальных условиях земного пребывания, жить по духовному закону любви, человеку очень сложно, потому что задавленный, порабощённый нашей плотью даже не дух, а душок, не способен на такой подвиг, то возникает необходимость в освобождении духа из этого плена. Такую свободу, наш дух получает после Таинства Святого Крещения. Однако редко кому удаётся сохранить эту духовную свободу в полной мере – не хватает духовных сил. А потому, необходимо поддерживать возможность поступать по духовному закону любви, при помощи другого церковного Таинства – Евхаристии – принятия Тела и Крови Христовых. Вот что значит быть «членом Его Церкви».

– Но почему так важно именно поступать по духовному закону любви?

– Во-первых, потому, что тело всё же является орудием духа, посредством которого дух себя проявляет. Поэтому, поступая тем или иным образом, для самого же человека становится понятно, каким законом он руководствуется, и в каком состоянии пребывает его духовная свобода.

      Во-вторых, приобретается такая важная составляющая человеческого естества, как «навык», при помощи которого, чувства приучаются к различению добра и зла, что является свойством «совершенных» (Евр.5:14) христиан – людей, для которых закон любви становится нормой жизни.

– Владыка, как всё «просто»! Но Вы же ничего не сказали ни о покаянии, ни о смирении, как эти понятия увязать с жизнью по «закону любви»?

– Ещё раз напоминаю, что покаяние, греческое слово «метанойя»,  означает «перемена ума» – изменение, или, что чаще всего, появление мировоззрения в сознании человека. Когда, в своих поисках Бога и смысла бытия, он доходит до однозначного ответа – Бог есть, и Бог есть – Иисус Христос, и Бог есть Любовь (1Ин.4:8). После чего, сравнивая своё состояние, с той нормой, которая открылась ему после изучения Евангелия и, пытаясь выстроить свою жизнь по «закону любви», следуя заповедям Христовым, человек убеждается в своей полной беспомощности и неспособности жить согласно этому закону. Как следствие, он перестаёт надеяться на свои силы, «мечтать о себе» (Рим.12:16) и полностью уповает лишь на милость и помощь Божию – это состояние смирения. И понятно, что видя реальное положение дел, познав самого себя, человек перестаёт претендовать на исключительное положение в этом мире, пытаясь за счёт других людей либо обустроить свою жизнь, либо утвердить своё «я». Вот вам первые проявления духовного становления, начало жизни по «закону любви».

– Владыка, а какое место во всём этом процессе духовного становления занимает пост?

– Цель ограничения в еде, питье, развлечениях и других утешениях плоти только одна – это сохранять в своём естестве, предоставленную Крещением и поддерживаемую Причастием, свободу духа.

– А когда становится ясно, что цель поста достигнута?

– Когда человек, обнаруживает в себе способность, жить по закону любви.

– Спасибо Владыка, благословите наших читателей.

– Божие благословение да пребывает со всеми вами.