Биография Преосвященного Климента, Епископа Краснослободского и Темниковского

 

ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ КЛИМЕНТ,

Епископ Краснослободский и Темниковский

big  DSC0372-2c

Епископ Климент (в миру Родайкин Виктор Тимофеевич), родился 9 февраля 1971 года в селе Старое Шайгово Республики Мордовия в крестьянской семье. С 1978 по 1986 год обучался в Старошайговской средней школе. С 1986 по 1990 год обучался в Саранском музыкальном училище имени Л.П. Кирюкова по классу скрипка-альт. С 1990 по 1992 год нес послушание иподиакона у архиепископа Пензенского и Саранского Серафима. С 1992 по 1995 год обучался в Московской духовной семинарии. С 1995 по 1999 год обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, где защитил кандидатскую диссертацию по Новому Завету на тему: «Символика знамений в Евангелии от Иоанна».

11 сентября 1999 года архиепископом Пензенским и Кузнецким Серафимом был рукоположен в сан диакона, а 12 сентября того же года — в сан пресвитера. 24 августа 2003 года принял монашество с именем Климент, в честь священномученика Климента Анкирского. В Пензенской епархии нёс послушания: настоятеля храма Александра Невского при Артиллерийском институте города Пензы, настоятеля Вознесенского кафедрального собора города Кузнецк, исполняющего обязанности ректора Пензенского духовного училища. В 2006 году возведён в сан игумена.

В июне 2009 года по приглашению архиепископа Варсонофия перешёл в клир Саранской епархии, далее в соответствии с постановлением Священного Синода от 27 июля 2009г. назначен наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря города Саранска. 8 августа 2009 года архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием был возведён в сан архимандрита.

10 октября того же года по просьбе Владыки Варсонофия Священным Синодом архимандрит Климент избран епископом Рузаевским, викарием Саранской епархии. 27 ноября в Троицком Соборе Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Климента во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии.

2 декабря 2009г., в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, и праздника иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили: архиепископы Саранский и Мордовский Варсонофий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии; Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Симбирский и Мелекесский Прокл, Истринский Арсений, Орехово-Зуевский Алексий; епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, Саратовский и Вольский Лонгин, Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; Нарвский Лазарь; Павлово-Посадский Кирилл; благочинные и члены Епархиального совета города Москвы. За Литургией молились клирики Москвы и Саранской епархии.

На богослужении присутствовали Глава Республики Мордовия Н.И. Меркушкин, заместитель постоянного представителя Республики Мордовия в Москве С.В. Чиндяскин, представители органов власти и православной общественности Мордовии, заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы В.С. Шукшин, председатель Законодательного собрания Пензенской области А.Д. Гуляков.

Предстоятель Русской Церкви и сослужившие Его Святейшеству архипастыри совершили хиротонию архимандрита Климента (Родайкина) во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии. По традиции Святейший Владыка вручил новохиротонисанному Владыке архиерейский жезл и произнес напутственное слово, после чего епископ Рузаевский Климент преподал богомольцам первое архипастырское благословение.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2011 года (журнал № 41) Преосвященнейшему Клименту определено быть епископом Краснослободским и Темниковским. Определеним Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал № 95) епископ Краснослободский и Темниковский Климент освобожден от обязанностей наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря города Саранска Республики Мордовия.

31 июля 2011 года Преосвященный Климент, епископ Краснослободский и Темниковский, совершив Божественную Литургию, простился с братией Иоанно-Богословского Макаровского мужского монастыря и отбыл на место своего нового служения в качестве правящего архиерея Краснослободской и Темниковской епархии Русской Православной Церкви.

СЛОВО ПРИ НАРЕЧЕНИИ ВО ЕПИСКОПА

Ваше святейшество! Святейший наш Владыко и Отец!

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри!

 

Благословением и неизреченной милостью Бога Вседействующего и Всепромышляющего в этот знаменательный для меня день я, грешный, удостоился посвящения Вашим Святейшеством и всем Освященным Собором на архиерейское служение. Понимаю – это ответственное и страшное призвание (см. Ин. 20, 21), на которое указывает мне десница Божия, но вспоминаю утешительные слова Спасителя: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15, 16). С великой верой предаю себя Божественной воле и с благодарным сердцем сочетаюсь с сонмом Российских архипастырей, которые будут мне верными помощниками и наставниками на предстоящем служении.

По тщательном испытании совести в сердце моем родились священные благоговение, страх и трепет (см. Пс. 54, 6), сходные с теми, что охватили великого Иоанна Златоуста, когда он был призван к священнослужению. Мне хочется вместе со святителем сказать: «Я знаю свою душу, немощную и слабую; знаю важность этого служения и великую трудность этого дела…» Не может естество человеческое его понести, не может грешный человек, каким я являюсь, вместить невместимое, исполнить неисполнимое, но сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор. 12, 9). Также знаю: Церковь жива не силой человеческой, а силой Божией. Поэтому немощное человеческое, с надеждой и всецелым доверием отдающее себя в жертву Живому Богу (см. Флп. 2, 17), непременно встречает Всемогущего и Вседеющего в сердце своем по слову апостола Павла: и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). Благоговейно взирая на пройденный мною до сего дня жизненный путь, не могу не возблагодарить Бога за Его промыслительную десницу, исправляющую пути и возводящую горé, и Его Пречистую Матерь за благодатный покров, сопутствующий мне, недостойному.

Сегодня я мысленно переношусь в годы моего детства, когда первые мои молитвы были обращены к возлюбленному ученику Христову Иоанну Богослову. Особый смысл для меня приобретает значение его имени «Иоанн» – благодать Божия – поэтому верю, что на протяжении всей моей жизни и служения Церкви он является незримым проводником Божественной благодати, поддерживающей и ведущей меня.

Родился я в Мордовии в многодетной верующей семье. В самом раннем детстве родители окрестили меня с именем Виктор и стали приучать к храму Божиему. Нужно заметить, что, хотя мордовский народ всегда отличался особой религиозностью и богобоязненностью, в годы, когда по всей стране свирепо насаждалась атеистическая идеология, многие святыни Мордовии были попраны и поруганы. Действующие храмы можно было перечесть по пальцам, и одной из таких живых святынь нашего края был Иоанно-Богословский собор г. Саранска. Именно туда особенно часто я был приводим своими родителями и именно тогда горячо проникся в молитве к святому апостолу и наперснику Христову Иоанну.

В 1990 году, по окончании музыкального училища г. Саранска, по благословению приснопамятного владыки Серафима (Тихонова), бывшего архиепископом Пензенским и Саранским (в то время Пензенская область и Республика Мордовия представляли собой одну епархию), я отправился в город Пензу, где стал иподиаконом владыки. Под его чутким отеческим руководством и стало происходить мое осознанное церковное становление. Мудрым решением владыки Серафима свое богословское образование я получил последовательно в Московской семинарии, а затем в Санкт-Петербургской духовной академии. Эта уникальная возможность позволила мне во всей полноте, насколько я мог вместить, познакомиться с русской богословской мыслью и духом русского монашества и учености.

Глубоко традиционное воспитание, образование и соработничество бок о бок с боголюбивым русским монашеством в стенах Троице-Сергиевской лавры у мощей преподобного Сергия, игумена земли Русской, под духовным руководством архимандрита Кирилла (Павлова), продолжилось в миссионерски открытой, динамичной, всегда готовой к самому оживленному диалогу с современным обществом Санкт-Петербургской духовной академии. Владыка Серафим, ученик митрополита Никодима (Ротова), с особой радостью направлял меня в это учебное заведение, которое до сего дня хранит великое наследие Человека Церкви – митрополита Никодима. Здесь вновь покровительство возлюбленного ученика Христова, в честь которого освящен академический храм, видимо вспомоществовало моему возрастанию в учебе и богомыслии. Под научным руководством архимандрита Ианнуария (Ивлиева) я успешно завершил свое духовное образование, защитив кандидатскую работу по писаниям святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

По возвращении в Пензу, я был рукоположен сначала в диакона, а затем в священника и назначен ректором Пензенского православного духовного училища. К сожалению, недолго пришлось нести послушание под мудрым руководством владыки Серафима, которого Господь призвал в Свои небесные обители в 2000-м году. С этого момента началось мое соработничество с владыкой Варсонофием, бывшем тогда временно управляющим Пензенской епархией. Именно он открыл Пензенское духовное училище, исполнив давнее желание безвременно скончавшегося владыки Серафима.

Имея сильное желание не только целиком и полностью посвятить себя служению Церкви, но и испытать тесный путь аскезы, отбросив мирские попечения, 24 августа 2003 года я принял монашеский постриг с именем Климент в честь священномученика Анкирского.

Помимо заботы о духовном училище, на меня было возложено послушание настоятеля воинского храма св. Александра Невского при Артиллерийском институте г. Пензы. Впоследствии я был назначен настоятелем Вознесенского кафедрального Собора города Кузнецка, а также помощником управляющего Пензенской епархией по делам благочиний. Тщательно исполняя возложенные на меня послушания в Пензенской епархии, я всегда сохранял в моем сердце надежду когда-нибудь послужить своей малой родине – Мордовии. Поэтому я с горячим сердцем откликнулся на возникшую потребность в помощи владыке Варсонофию, вверившему мне в управление Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь г. Саранска. С великим благодарением Богу и Его святому угоднику Иоанну Богослову воспринял я новое послушание, потому что Господь исполнил сокровенное желание души моей – потрудиться в родной Мордовии.

И вот теперь я призван Вашим Святейшеством и всем освященным Собором к епископскому служению. С чем можно сравнить дар Святого Духа, изобильно изливающийся со времен апостольских на избранных служить архипастырями и учителями народа Божиего блюсти единство Тела Христова, Святой Матери-Церкви? Святитель Киприан Карфагенский говорит: «Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере». Поставленный на такую свещницу церковного служения, по слову святителя Иоанна Златоуста, епископ должен «… содержать Церковь в великом благосостоянии и превосходной красоте, всюду наблюдать, чтобы ничто не повредило доброты и благолепия этой Церкви…», не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного (Ефес. 5, 27). Епископ должен представлять это Тело достойным блаженной Его Главе – Христу – по мере сил человеческих. Именно за Церковь, собирающую расточенные чада Божия, Господь наш Иисус Христос пролил Свою драгоценную кровь. И это сокровище Он вверил апостолам и их преемникам – епископам.

Как блюсти Церковь в мире и единомыслии, верности преданию, и в тоже время сохранять ее открытой к миссии в современном мире, где тонкий яд секуляризма ищет проникнуть в самую сердцевину нашего общества, подточить самые глубинные основы человечности и нравственности, оторвать наш народ от христианских корней? Думаю, что все также горячо актуальны слова сщмч. Игнатия Богоносца, наставлявшего пастырей II века: «Вникай в обстоятельства времени. Блюди место свое со всяким тщанием – плотским и духовным. Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви… Пребывай в непрестанных молитвах. Проси большего разумения, чем то, какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым, как поможет Бог. Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Где больше труда, там больше и приобретения» (Игнатий к Римлянам, гл.1).

Но каким трудом можно образ Христа на себе носить и каким трудом можно превзойти немощь человеческую, если только не сила Божия приложится к нашим усилиям?! Нет выше и ответственнее служения епископского на земле, нет суда строже, чем тот, перед которым надлежит предстать архиерею, когда «истязан будет», когда Самому Богу Живому будет давать отчет о вверенном ему: «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е апост. правило). Поэтому у архиерея нет и не должно быть своей личной жизни и своих личных интересов, но вся его жизнь, все его мысли и заботы – это заботы о Церкви. В этом Вы, Ваше Святейшество, всегда будете для меня живым примером.

Я благодарю Вас, Ваше Святейшество, Преосвященные владыки, за то высокое доверие и отеческую любовь, которые Вы проявили, призвав меня в круг апостольский. Особо благодарю владыку Филарета и владыку Варсонофия, мудрых отцов и архипастырей. Мое сердце всегда исполнено сыновней благодарностью моему наставнику и учителю, приснопамятному архиепископу Серафиму.

Изъявляю готовность, по примеру Пастыреначальника Христа, вместе с Ним душу свою положить за овцы (см. Ин. 10, 11), но молю Вас, Ваше Святейшество, всечестные владыки, сугубо помолиться обо мне в этот великий для меня день, потому что огонь благодати Всесвятого Духа – тот же огонь, что излился на апостолов во Святую Пятидесятницу – по неизменному слову Божию снизойдет через возложение ваших святых рук и на мою грешную главу. Да не попалит он меня, но да будет милостью Господней молитв ваших ради. Да обновит и укрепит Он меня на ниве служения Церкви Христовой. Аминь.