Служение Преосвященного Климента
20 июля 2014 года, в канун праздника явления иконы Пресвятой Богородицы в граде Казани, Преосвященный Климент, Епископ Краснослободский и Темниковский, совершил Всенощное бдение в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Краснослободска.
Его Преосвященству сослужили: иерей Борис Самсонов, иеромонах Августин(Монастырев), старший диакон епархии иеродиакон Филарет (Иванцов).
По окончании богослужения Преосвященный Владыка поздравил всех молящихся с воскресным днем и преподал архипастырское благословение.
ИСТОРИЯ ПОЧИТАНИЯ
До 1630-х годах икона почиталась местно, в казанской епархии. Будущий патриарх Гермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом казанским, составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Если верить этому источнику, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.
В 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). Однако её общенациональная известность и почитание связаны с событиями Смутного времени. Когда под стенами Москвы, занятой интервентами, стояло в 1611 году первое ополчение, протопоп казанского Благовещенского собора привёз список с главной святыни своего родного города. Казаки встретили образ без должного почтения, что описано в «Новом летописце» 1630-х годов. Тем не менее именно его помощи приписывалось то, что ополченцы отбили у «литвинов» Новодевичий монастырь.
Осенью того же года протопоп находился с иконой в Ярославле в ожидании возможности сплавиться вниз по Волге в Казань. Прибывшая в это время из Нижнего Новгорода рать князя Дмитрия Пожарского (второе ополчение) «пожелала иметь икону с собою, а в Казань послали список с неё». История перемещений списков иконы в это время достаточно запутанна и не может быть восстановлена с точностью. В описываемое время в Ярославле уже существовал женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери, где имелся собственный список с чудотворной иконы, явленный ещё в 1588 году.
Общегосударственное почитание иконы стало вводиться в конце 1620-х годов в связи с подготовкой к новой войне с поляками за освобождение Смоленска (чьей небесной покровительницей считалась другая икона типа «Путеводительница»). В это время на средства князя Пожарского на Красной площади был построен новый храм в честь иконы, куда был перенесён с Лубянки её «московский» список. После разрушения Казанского собора в 1936 году этот почитаемый список был перенесён в Богоявленский Елоховский собор.В начале сентября 1612 года ополчение взяло в осаду польский гарнизон Московского кремля, который через два месяца капитулировал. От того времени не сохранилось «ни одной записи о реальных чудотворениях — каком-то исцелении или что икона явилась во главе какого-то отряда в дни решающих сражений с корпусом Ходкевича в конце августа». Икона была поставлена в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах и, видимо, особо почиталась именно Пожарскими, чьи хоромы стояли неподалёку. По инициативе князя в Москве было установлено местное празднование иконе.
В 1649 году по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы». В подтверждение нового статуса иконы при Коломенском царском дворце была заложена домовая церковь в честь Казанской иконы.
В продолжение последующих 150 лет десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы распространились по многим епархиям Русской церкви (см. ниже). Казанской иконе ныне посвящены сотни храмов, разбросанных по бывшим провинциям Российской империи. В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы вКазанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. К XIX веку казанский образ почитался в России не меньше, чем древние иконыВладимирская и Смоленская.
В конце XX века получили распространение мифы, связывающие икону с митрополитом Гор Ливанских Илиёй, и об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.
Кража и уничтожение
Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство авторов склонялось к тому, что он оставался в Казанском Богородицком монастыре[14].
В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.
В Казанской епархии существует предание, согласно которому последняя игуменья Казанского Богородицкого монастыря (после нескольких попыток похищения чудотворного образа грабителями) имела обычай на ночь подменять под окладом подлинную икону точным списком, и что похищенная ночью Стояном-Чайкиным икона была всего лишь точным списком иконы, а подлинник сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Однако искусствовед Н. Н. Чугреева по стилистическим критериям не подтверждает атрибуцию этой иконы как явленной.
Списки и праздники
В начале XVII века в Ярославле создаётся «Сказание вкратце о новом девичьем монастыре, что в Ярославле в остроге Большой Осыпи, и о чудотворном образе Пречистой Богородицы». В этом памятнике рассказывается, что городской Казанский монастырь возник после снятия с Ярославля осады интервентов (весна 1609 года), за которое ярославцы благодарили явление Богородицы местному священнослужителю. Главной святыней обители сталаикона Казанской Богоматери, явившаяся в 1588 году в Тетюшах романовскому купцу Герасиму Трофимову и хранившаяся до начала Смуты на берегу Волги в городе Романове.
В 1657 году патриарх Никон преподнёс Маркову мужскому монастырю в Витебске его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.
При Петре I, в 1721 году, один из списков чудотворной иконы из Москвы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года в Казанском соборе.
Другие местночтимые списки иконы — Вязниковская (год обретения 1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661), Тамбовская (1695), Высочиновская (XVIII век), Вышенская (1812) Празднование в честь Казанской иконы и всех упомянутых её списков установлено 8/21 июля (см. Казанская летняя).
Московский список, находившийся в Казанском соборе на Никольской улице, чествуется (по состоянию на XX-XXI вв.) 22 октября/4 ноября. С 2005 года этот день отмечается в России как общегосударственный праздник — День народного единства.
По гораздо более позднему преданию, в 1621 году в селе Богородском под Уфой состоялось явление ещё одной версии Казанской иконы, которая именуется ныне Богородско-Уфимской. Празднование в честь этой иконы установлено 6/19 июля.
Каплуновская икона явилась 11 сентября 1689 года во сне священнику села Каплуновка харьковской епархии, после чего была приобретена им в материальной форме у проезжего иконописца. Местное предание приписывает этой иконе победу в Полтавской битве. С 1766 года эта икона чествуется в день её явления 11/24 сентября.
«Ватиканский» образ Казанской
Один из образов Казанской хранился с марта 1993 года в личных покоях папы Иоанна Павла II. Передача этой иконы Русской православной церкви в 2004 году была интерпретирована в России как дипломатическая уловка с целью получить согласие РПЦ на приезд папы в Россию. Искусствовед Н. Н. Чугреева даёт такую характеристику Казанского образа из Ватикана:
«Казанская икона, находящаяся в Ватикане, представляет собой список с явленного в Казани образа, который по стилю письма можно отнести к живописной традиции Поволжья и датировать первой половиной — серединой XVIII века. Иконография образа отличается от ранних списков с явленного образа: тип Лика Богоматери не „грекофильский“, а более „русифицированный“, взгляд Её и Лик более, чем на древних образах, обращён к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное. Драгоценный оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесён по характеру орнаментики к началу (первой трети) XIX века»[24].
«Ватиканская» икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером и 28 августа 2004 года в Успенском соборе Московского Кремля преподнесена Патриарху Алексию II, который поместил её в своей резиденции.
Доставка образа в Казань вызвала протесты со стороны некоторых националистических татарских организаций, в частности, Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), президиум которого обратился с открытым письмом к понтифику римско-католической церкви, где говорилось, что вокруг иконы «раздуваются сомнительные страсти».
Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме бывшего Богородицкого монастыря.
Казанская икона Божией Матери в космосе
13 марта 2011 года, в первую неделю Великого поста и праздник Торжества Православия, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кириллприветствовал присутствовавших на богослужении представителей Федерального космического агентства и вручил руководителю Роскосмоса генерал-полковнику А. Н. Перминову и членам экипажа космического корабля «Юрий Гагарин» российским летчикам-космонавтам А. М. Самокутяеву и А. И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери. Предстоятель сказал:
|
7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Икона будет храниться в российском сегменте станции.