Великий Пост
/игумен Диодор (Соловьев) настоятель храма Покрова Божией Матери с. Новое Акшино Старошайговского района/
Великий Пост – это особый промежуток времени в году, выделенный Святой Матерью-Церковью своим чадам перед Светлым праздником Воскресения Христова – Пасхой для молитвы, раскаяния, самоосмысления (осмысления своей личности, своего «я»), анализа своих положительных и отрицательных поступков, искреннего прощения своим близким и врагам взаимных обид, оскорблений и ссор. Поэтому в Великий Пост мы вступаем после Масленицы, в день Прощеного Воскресенья за Божественной Литургией которого читается в Евангелии: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мат. 6:14-15).
По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Пост и молитва, если они не связаны с покаянным состоянием духа, если они не сопровождаются прощением тех, с кем мы во вражде или конфликте, не достигают престола Божия» (Патриарший календарь на 2015 г, с.15).
Собственно, сам Пост существовал еще в Ветхом завете. Во времена опасностей или бедствий у иудеев было в обычае и считалось религиозной обязанностью налагать на себя пост, т.е. воздерживаться от пищи, молиться и приносить жертвы (Суд. 20,26). То же самое соблюдалось и частными лицами перед важными событиями в их жизни или если их постигал какой-либо несчастный случай. Например, Моисей на горе Синай перед получением 10-ти заповедей от Господа (Исх.24,18), царь Давид, когда узнал о смерти Саула (2 Цар. 1,12) и др.
В Новом Завете пост установлен в память 40-дневного поста Господа нашего Иисуса Христа в пустыне (Матф. 4:2), поэтому Великий Пост называется также по-другому Великая Четыредесятница. В Православной Церкви существуют и другие посты, а именно: пост святых апостолов или Петровский, в память поста апостолов перед их отправлением на проповедь Святого Евангелия (Деян. 13,3). Из истории древней Церкви известно о посте в среду и пятницу. Положено поститься в среду в воспоминание предания Господа Иисуса Христа на страдания, а в пятницу в память страданий и смерти Господа. Посты Рождественский и Успенский установлены для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за ними великие праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Кроме этих постов в Православной Церкви существуют ещё и однодневные посты: в Крещенский сочельник, в дни праздников Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Но все же самым главным постом остается Великий Пост.
Весь строй богослужений Великого поста и смысловое содержание их молитвословий настраивает нас очистить свои души от грехов и этим мы готовим себя к принятию Царства Божия. Совершение грехов, наше укоренение в тех или иных грехах ввергает нас во власть бесовских сил. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17:14-21) .
Пост и молитва – это два крыла, необходимые нам для очищения нашей души, которые ведут нас ко спасению и жизни вечной с Господом. Их невозможно разделить, т.к. на одном крыле не получится никуда улететь. Постящийся человек проявляет подвижнические усилия, а без подвига, смирения, терпения, самоотречения и любви немыслима духовная жизнь православного христианина. Есть вероятность подвергнуться тяжелым грехам гордыни и превозношения над окружающими и, как следствие, раздражительности и злобе. Но следует помнить слова Самого Господа нашего Иисуса Христа «когда поститесь, не будьте унылы как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Матф. 6:16). Воздержание от той или иной пищи в Великий Пост является не главным его смыслом (иначе он превращается в обычную диету), а именно подражание Христу через любовь к ближним, дела милосердия, мирный настрой духа, раскаяния в своих грехах и прощения согрешившим против тебя. Святой преподобный Ефрем Сирин говорил: «Если ты, человек, не прощаешь всякого, кто согрешил против тебя, не утруждай себя постом и молитвой, ибо не услышит тебя Бог» (Патриарший календарь 2015 г., с.45).
Есть несколько составляющих для достойного прохождения Великого Поста, а именно:
- Пост следует обязательно совмещать с молитвой. Каждый православный христианин должен стараться ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, а также Священное Писание.
- Регулярно причащаться Святых Тайн, т.к. Евхаристия, Святое Причастие является центром нашей духовной жизни и самым великим даром Божьим человечеству.
- Воздерживаться не только от пищи, но и о гордыни, злобы, раздражительности, ненависти, зависти, сквернословия и, особенно, от осуждения людей.
- Не следует посещать увеселительные мероприятия, танцевать, употреблять спиртное.
- Немаловажно поститься по своим силам, не нанося вред своему здоровью.
Тогда наш пост будет Богоугоден и мы явимся «постящимися не пред людьми, но пред Отцом… который в тайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:18)