Великий Пост

1 2949 18012013214320 1/игумен Диодор (Соловьев) настоятель храма Покрова Божией Матери с. Новое Акшино Старошайговского района/

Великий Пост – это особый промежуток времени в году, выделенный Святой Матерью-Церковью своим чадам перед Светлым праздником  Воскресения Христова – Пасхой для молитвы, раскаяния, самоосмысления (осмысления своей личности, своего «я»), анализа своих положительных и отрицательных поступков, искреннего прощения своим близким и врагам взаимных обид, оскорблений и ссор. Поэтому в Великий Пост мы вступаем после Масленицы, в день Прощеного Воскресенья за Божественной Литургией которого читается в Евангелии: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мат. 6:14-15).

По словам  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Пост и молитва, если они не связаны с  покаянным состоянием духа, если они не сопровождаются прощением тех, с кем мы во вражде или конфликте, не достигают престола Божия» (Патриарший календарь на 2015 г, с.15).

  Собственно, сам Пост существовал еще в Ветхом завете. Во времена опасностей или бедствий у иудеев было в обычае и считалось религиозной обязанностью налагать на себя пост, т.е. воздерживаться от пищи, молиться и приносить жертвы (Суд. 20,26). То же самое соблюдалось и частными лицами перед важными событиями в их жизни или если их постигал какой-либо несчастный случай. Например, Моисей на горе Синай перед получением 10-ти заповедей от Господа (Исх.24,18), царь Давид, когда узнал о смерти Саула (2 Цар. 1,12) и др.

В Новом Завете пост установлен  в память 40-дневного поста Господа нашего Иисуса Христа в пустыне (Матф. 4:2), поэтому Великий Пост называется также по-другому Великая Четыредесятница. В  Православной  Церкви существуют и другие посты, а именно: пост святых апостолов или Петровский, в память поста апостолов перед их отправлением на проповедь Святого Евангелия (Деян. 13,3). Из истории древней Церкви известно о посте в среду и пятницу. Положено поститься в среду в воспоминание предания Господа Иисуса Христа на страдания, а в пятницу в память страданий и смерти Господа. Посты Рождественский и Успенский установлены для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за ними  великие праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Кроме этих постов в Православной Церкви существуют ещё и однодневные посты: в Крещенский сочельник, в дни праздников Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна  Предтечи. Но все же самым главным постом остается Великий Пост.

Весь строй богослужений Великого поста и смысловое содержание их молитвословий настраивает нас очистить свои души от грехов и этим мы готовим себя к принятию Царства Божия. Совершение грехов, наше укоренение в тех или иных грехах ввергает нас во власть бесовских сил. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17:14-21) .

Пост и молитва – это два крыла, необходимые нам для очищения нашей души, которые ведут нас ко спасению и жизни вечной с Господом. Их невозможно разделить, т.к. на одном крыле не получится никуда улететь. Постящийся человек проявляет подвижнические усилия, а без подвига, смирения, терпения, самоотречения и любви немыслима духовная жизнь православного христианина. Есть вероятность подвергнуться тяжелым грехам гордыни и превозношения над окружающими и, как следствие, раздражительности и злобе. Но следует  помнить слова Самого Господа нашего Иисуса Христа «когда поститесь, не будьте унылы как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Матф. 6:16). Воздержание от той или иной пищи в Великий Пост является не главным его смыслом (иначе он превращается в обычную диету), а именно подражание Христу через любовь  к ближним, дела милосердия, мирный настрой духа, раскаяния в своих грехах и прощения согрешившим против тебя. Святой преподобный Ефрем Сирин говорил: «Если ты, человек, не прощаешь всякого, кто согрешил против тебя, не утруждай себя постом и молитвой, ибо не услышит тебя Бог» (Патриарший календарь 2015 г., с.45).

Есть несколько составляющих для достойного прохождения Великого Поста, а именно:

  1. Пост следует обязательно совмещать с молитвой. Каждый православный христианин должен стараться ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, а также Священное Писание.
  2. Регулярно причащаться Святых Тайн, т.к. Евхаристия, Святое Причастие является центром нашей духовной жизни и самым великим даром Божьим человечеству.
  3. Воздерживаться не только от пищи, но и о гордыни, злобы, раздражительности, ненависти, зависти, сквернословия и, особенно, от осуждения людей.
  4. Не следует посещать увеселительные мероприятия, танцевать, употреблять спиртное.
  5. Немаловажно поститься по своим силам, не нанося вред своему здоровью.

Тогда наш пост будет Богоугоден и мы явимся «постящимися не пред  людьми, но пред Отцом… который в тайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:18)