Что нужно знать христианину?
Настоятель Покровского прихода
села Новое Акшино игумен Диодор (Соловьев)
Бог – есть Любовь (Ин.4,8). Сотворение и существование Вселенной является следствием любви Бога к миру и человеку, который является венцом творения Божьего и создан по образу и подобию Бога (Быт.1,26).
Образ Божий – это наша душа (душа – главная часть человека, то, что мы называем личностью, человек со всеми его качествами, привычками, характером, – собственно, сам человек, являющийся не набором клеток, тканей и органов, а бессмертным разумным существом), подобие же достигается нами на протяжении всей нашей жизни через любовь к Богу, ближним, прощение врагов, добрыми делами, милосердием, раскаянием в своих грехах.
Самые тяжкие грехи – гордыня, зависть, ненависть, уныние, отчаяние, а самые распространенные – осуждение, сквернословие, воровство, игромания, наркомания, компьютерная зависимость.
***
Силу и поддержку для раскаяния мы получаем через благодать, преподаваемую нам в Таинствах Крещения, Миропомазания и черпаем в дальнейшем в Таинствах Евхаристии (Причастия), исповеди, соборования и других таинствах и обрядах Церкви, совершаемых рукоположенным священником (т.е. принявшим благодать священства от правящего епископа. В свою очередь епископ получил благодать епископства через преемство рукоположений от самих апостолов).
Человек призван к вечной жизни с Богом. Наша жизнь скоротечна и коротка. Всех людей: бедных и богатых, добрых и злых, хороших и плохих, объединяет одно – неминуемая смерть, которая наступает независимо от нас, и является временным разделением Души и тела. Человек при этом, не утрачивая самосознания, переходит в иной мир. Переход этого рубежа и наследование Царства Небесного осуществляется с помощью Церкви.
Православное Христианство – единственная религия, которая открывает человеку Истинного Великого Бога и объясняет смысл и цель жизни человека.
Мы исповедуем Пресвятую Троицу: Бога-Отца, пришедшего в мир Бога-Сына Иисуса Христа и явившегося миру Святого Духа (Мф.16) и, пребывающему с нами до конца земного существования человечества.
Главной и священной книгой христиан является Библия, состоящая из Ветхого завета (50 книг), Нового завета (27 книг).
***
Главнейшим Таинством Церкви является Евхаристия, совершаемая за самым главным богослужением – Божественной Литургией (по-простонародному, обедней). Причащение под видом хлеба и вина Тела и Крови Господа Иисуса Христа – это величайший дар Бога человечеству.
Бог таинственным образом входит в нас, мы становимся причастниками Его славы и вечной жизни. «Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Ин.6,56). Причастие – залог нашего спасения. Как это происходит человеческий разум понять не может, как и другие истины, как то: Бог Един, но Троичен в Лицах; Пресвятая Богородица является Девой и до и после Рождества Иисуса Христа. Для христианина это не удивительно, ведь мы часто не можем объяснить своих поступков, своего поведения и характерных особенностей. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу – делаю» (Рим. 7,17).
***
Важное место в жизни христианина занимает молитва. В ней мы обращаемся к Господу, Божией Матери, святым Ангелам, святым людям – угодникам Божьим. Матери Божией мы молимся, потому что Она ближе всех к Богу, и вместе с тем близка так же и к нам. Ради Её материнской любви и Её молитв Бог нам многое прощает и во многом помогает. Ангелы ( с греч. вестники) – это бестелесные и бессмертные духи, одаренные умом, волею и могуществом. Они безгрешны.
Каждому христианину Бог дает при крещении Ангела - хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и по смерти. Святых людей мы называем угодниками Божьими, потому что они, живя на земле, угодили Богу своей праведной жизнью и ныне, пребывая на небе с Богом, молятся о нас, помогая нам, живущим на земле.
Поэтому в доме у нас есть иконы (с греч. образ) наших покровителей и молитвенников. Поклоняемся же мы не доскам и краскам, а первообразам, изображенным на иконах.
Христиане молятся не только за себя, но и за своих ближних, друзей, врагов. Люди связаны между собой неразрывными узами, и часто молитва одного человека спасает другого от большой опасности. Важна молитва за умерших, так как умерший продолжает жить, но только в ином мире и наша связь с ним не прекращается. В ином мире он встречается с Богом и несет ответ за свои добрые и злые дела, нераскаянные грехи. Мы можем и должны просить Бога о том, чтобы он облегчил участь этого человека. И Церковь верует, что посмертная участь облегчается по молитве тех, кто молится за него здесь, на земле: друзья, родственники, знакомые. Поэтому мы пишем в храме записки на обедню о здравии и упокоении, а также молимся о здравии близких за молебном и о упокоении за панихидой. Молитва в церкви – это общая молитва, в которой участвует невидимым образом Божия Матерь, святые Ангелы,
угодники Божьи и видимым образом - находящиеся в храме люди, т.е. вся полнота Церкви.
***
Символом нашей искренней молитвы, надежды, веры является церковная свеча. За умерших, свечи ставят у Распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба твоего (имя) и прости его согрешения вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное». О здравии или в какой нужде обычно ставят свечи Спасителю Иисусу Христу, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеймону, а также другим святым. Поставив свечу перед избранным тобой угодником Божьим, мысленно произнеси: «Святой Угодниче Божий (имя), моли Бога о мне грешном (ой) (или имя, за кого просишь)». Затем надо подойти и приложиться к иконе (т.е. поцеловать её). Надо помнить, чтобы молитва возымела силу, молиться святым угодникам Божьим надо с верой в силу их ходатайства перед Богом, со словами, идущими от сердца.
Каждый человек заботится о чистоте своего тела, ухаживает за ним. Душу же омыть и очистить мы можем посредством молитвы, поста, в Таинствах исповеди, Причащения, соборования. Если мы не причащаемся, то не можем называться полноценными христианами, а это возможно только в храме Божьем, за совместной молитвой с другими членами Церкви Христовой, нашими братьями и сестрами во Христе. Поэтому не должна быть какой-либо стеснительности, предубеждения, преграждающих нам дорогу в храм. Они заведомо ложны.
Многие мыслители Древнего мира, Новейшего и Нового времени, пытались дать ёмкое и исчерпывающее определение любви. Но, самое лучшее определение любви, дал Первоверховный Апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1Кор.13:4-8).
Можно задуматься, дорогие друзья, соответствует ли наше понимание любви этому критерию, когда мы утверждаем, что кого-то любим.
Будем помнить об этом, дорогие друзья, и Божие благословение да пребывает со всеми вами.
Настоятель Покровского прихода
села Новое Акшино игумен Диодор (Соловьев)