Благодатный огонь

Светлое Христово Воскресенье – Пасха – главнейший праздник христиан, «праздников праздник и торжество из торжеств», являющий собой знамение победы Спасителя над грехом и смертью и начало нового бытия мира, искупленного Господом Иисусом Христом. /Настоятель храма в честь Покрова Божией Матери с. Новое Акшино Старошайговского района игумен Диодор (Соловьев)/


Светлое Христово Воскресенье – Пасха – главнейший праздник христиан, «праздников праздник и торжество из торжеств», являющий собой знамение победы Спасителя над грехом и смертью и начало нового бытия мира, искупленного Господом Иисусом Христом.

Событие снисхождения Благодатного огня происходит каждый год накануне Православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения Господня. Под кровлей этой величайшей для христиан святыни находится Голгофа и пещера,  где был положен снятый с креста Господь, и затем произошло славное Его Воскресение, а также сад, где святая равноапостольная Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином (272-337) и его матерью царицей Еленой (ок.250-337) в IV веке.

Благодатный огонь нисходит уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания об этом событии в канун Воскресения Христова мы встречаем у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются они IV веком.   В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: "Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя – чувственно и душевно", – читаем мы у церковного историка Григория Нисского. "Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся", – пишет Св. Иоанн Дамаскин . Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков. Латинский монах Бернард (865 г.) пишет в своем итинерарии: "В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом".

В наши дни это событие происходит следующим образом. Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия достигает храма и направляется к Кувуклии (Часовня над Гробом Господним), и, трижды обойдя ее, останавливается перед вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, коптов, греков, русских, грузин, армян, ассирийцев, сербов, французов, немцев, итальянцев и других паломников со всего света находятся в храме (вмещающем до 10 тысяч человек) и за его пределами на площади и в близлежащих сооружениях, зданиях. Среди присутствующих также всегда много мусульман и даже атеистов. За церемонией следит израильская полиция. Иерусалимский Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и саму Кувуклию, они ищут хоть что-нибудь, что может произвести огонь. Во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы. В одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель  церкви входит внутрь. Кувуклия закрывается и опечатывается по сложившейся традиции местным ключником-мусульманином.  Предстоятель на коленях перед Гробом молит о ниспослании  Святого огня. На Гробе ставится лампада, наполненная маслом. По всей поверхности Живоносного ложа раскладываются кусочки ваты.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие является обязательным условием снисхождения Благодатного огня. Когда Иерусалим находился под Британским мандатом (1922-1948), английский губернатор попытался  однажды запретить  эти неподобающие «дикарские пляски». Патриарх молился в Кувуклии два часа, но огонь не сошел. Тогда патриарх своей волей приказал впустить арабов, и огонь сошел. С того времени присутствие в храме арабской молодежи обязательно.  Молодые люди сидят на плечах друг у друга и скандируют: «Нет веры, кроме веры Православной. Христос – истинный Бог». Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы Он даровал Православным Благодатный Огонь. 

В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина - ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем, в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен. Поэтому, паломники обычно причащаются, перед тем как прийти в святое место.

Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов. Перед схождением, храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма – от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаютсялампады находящиеся по бокам Кувуклии.  На мраморной плите внутри Кувуклии появляется как бы роса в виде шариков голубого цвета. Патриарх прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем он зажигает лампаду и свечи. Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются, и выходит православный Патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный огонь.

Ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь предается от одного пучка свечей  к другому, и через минуту весь храм в огне.

Вначале Благодатный огонь имеет особые свойства – он не обжигает. Хотя у каждого в руке горит по 33 свечи (по числу лет Спасителя). Находящиеся в храме люди умываются этим пламенем, проводят им по волосам. Через некоторое время огонь приобретает естественные физические свойства.

Святой огонь нисходит в храме Воскресения только в Великую Субботу, накануне Православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни. И еще одна особенность, на которую необходимо обратить внимание – Благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

В истории был случай, когда в 1579 году другая христианская община, жившая в Иерусалиме, – Армянская Апостольская Церковь,  подкупила турецкие власти (султана Мурада III Правдивого (1546-1595), с целью, в Великую Субботу  самим получить Благодатный огонь, и не допустить в Кувуклию Православного Патриарха.  Долго и безуспешно молились армянские иерархи, а православный Иерусалимский Патриарх вместе со своей паствой находился на улице у запертых дверей храма. Неожиданно как бы молния ударила в мраморную колонну, она рассеклась, и  из неё вышел  столп огня, который зажег свечи у православных. Рассеченная колонна до сих пор стоит у одного из входов в храм. С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решается оспаривать у православных право молиться в этот день у Гроба Господня.

После снисхождения Благодатного огня зажигаются лампады по всему  Иерусалиму. Специальными авиарейсами огонь доставляется на Кипр и в Грецию, откуда развозится по всему миру.

В мае 1992 года, впервые после 79-летнего перерыва  Благодатный огонь был вновь доставлен на русскую землю. Группа паломников: священнослужителей и мирян, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Стамбул и все славянские  страны до Москвы. С тех пор этот неугасимый  огонь горит на Славянской площади у подножия памятника – святых учителей словенских Кирилла и Мефодия. Ежегодно специальным авиарейсом огонь доставляется и в Мордовию. Он доставляется и в нашу епархию, где его встречает наш правящий архиерей  – Его преосвященство Преосвященнейший Климент, епископ Краснослободский и Темниковский.

Игумен Диодор (Соловьёв)