Обращение Владыки. Необычная паства.
Необычная паства.
На территории нашей епархии находятся 22 колонии, в которых за совершённые преступления отбывают наказания около 13000 человек. Многие из них являются крещёнными людьми. Их охрану осуществляют сотрудники колоний, которые тоже в большинстве своём, христиане. Таким образом, все эти люди являются, по крайней мере, по факту крещения, членами Церкви Христовой, а значит, они являются паствой окормляемой духовенством Краснослободской и Темниковской епархии.
Об особенностях духовного окормления этой паствы мы попросили рассказать правящего архиерея епископа Краснослободского и Темниковского преосвященнейшего Климета.
– Владыка, здравствуйте.
– Здравствуйте.
– Так чем вышеупомянутые христиане отличается от других христиан нашей епархии, в чем, быть может, трудность их окормления?
– Главное отличие состоит в том, что это – заключённые, люди, которые за совершённое преступление по решению суда отбывают положенный срок наказания в местах лишения свободы. Если кому-либо из читателей доводилось служить в армии, или жить в общежитии, или коммунальной квартире, то есть находиться длительное время в тесном общении с другими людьми, то для таких читателей нетрудно будет представить, как должны ощущать себя заключённые, которые вынуждены, подчёркиваю вынуждены (когда просто некуда деться) ежедневно, в течении многих лет, встречаться, общаться, видеться, мягко говоря, с мало симпатичными им людьми. Полагаю, для Вас не является новостью, что места лишения свободы – это не клуб по интересам, где собираются единомышленники, и объединяет, всех находящихся там людей, только одно – они признанные законом преступники.
Однако вы редко встретите там людей, кто бы был согласен с таким решением суда. Как правило, большинство осужденных, либо считают себя невиновными, либо полагают, что степень их вины не идёт ни в какое сравнение с тяжестью их наказания. Переживание этой «несправедливости» вызывает озлобление, которое в специфических условиях лишения свободы (где существуют свои жёсткие правила, регламентирующие взаимоотношения между заключёнными) отнюдь не способствует налаживанию коммуникационных связей. Как следствие, люди постоянно находятся в стрессовой ситуации, в любую минуту ожидая по отношению к себе «противоправных действий» либо со стороны администрации, либо от своих же товарищей по несчастью. Вот в преодолении такой озлобленности, настороженности и недоверия, как раз и состоит главная трудность «окормления» этой паствы.
– Как Церковь относится к заключенному, как смотрит на методы наказания узника, ведь это унижает достоинство человека, что допустимо, а что нет?
– Ну почему же унижает? Осужденный ограничен в своих правах на основании закона, и если он не нарушает режим, следуя правилам пребывания в местах лишения свободы, то не подвергается (по крайней мере, не должен) никаким унижениям. Если же он не желает следовать этим правилам, то на основании того же закона, в отношении него могут и должны быть применены методы принуждения. В противном случае, в результате такого поведения могут пострадать другие заключённые.
– Владыка, а допустимо ли, с точки зрения христианства применять к заключенному, физические методы воздействия?
– Частично мы уже ответили на этот вопрос. Хотелось бы только подчеркнуть, что никогда Церковь не поддерживала, по меткому выражению И. Ильина «сентиментальных моралистов» – последователей чудовищного учения графа Толстого «непротивление злу насилием». Злу, в какой бы форме оно себя не проявляло, надо обязательно ставить заслон. Единственное условие, чтобы все принудительные меры в отношении заключённых применялись в рамках существующего законодательства.
– Сейчас обсуждаются поправки в Закон о применении силы к заключенным, который дает больше прав ФСИН в отношении применения физического воздействия и спецсредств к осужденным. Что Вы думаете по этому поводу?
– Мне кажется, в нашем обществе уже сложилось понимание того, к чему приводит «игра» в демократию и во что выливается следование «либеральным ценностям». Подавляющее число осужденных – это жертвы того беспредела (по-другому не скажешь) что творится у нас в СМИ, включая интернет. Культ наживы, реклама пороков, фетишизация произвола и насилия – вот главные продвигаемые «либеральными» СМИ идеи. Наглотавшись этой отравы, молодые люди уже потенциально готовы к реализации этих идей в повседневной действительности. Как следствие, там, где появляется малейшая возможность, пусть даже в нарушения закона, заполучить желаемое (а все имущественные преступления и являются, по сути, осуществлением этих идей на практике), у молодого человека уже не остаётся сомнения в том, как ему надо поступать.
Попадая в места лишения свободы, люди продолжают находиться в плену внедрённого в их сознание представления о норме бытия, и должно пройти ещё немало времени, прежде чем разум освободится от последствий отравления. Но, до тех пор, пока этого не произошло, призывать таких людей к дисциплине и порядку, часто бывает бесполезно. К сожалению, они признают и понимают только силу. Поэтому, если правоохранительные органы считают, что необходимо ужесточить некоторые законы в отношении применения их к заключённым, значит, они имеют для этого основания. Другое дело, ещё раз повторяю, всё должно быть в рамках закона.
– Может ли Церковь совместно с ФСИН подключиться к системе исправления заключенных?
– Церковь не только может, но давно уже подключилась к «системе исправления заключенных». Практически на каждой зоне имеются часовни или молитвенные комнаты, где могут и осуществляются богослужения. Правда специфика этих учреждений и здесь вносит свои коррективы, но пока нам удаётся преодолевать все трудности.
Однако хотелось бы отметить, в связи с предстоящими изменениями в законе, что в «пастырском окормлении» нуждаются не только, а может быть и не столько осужденные, сколько сотрудники исправительных учреждений. Принуждать человека, кем бы он ни был, с помощью силы к выполнению требований закона, это не простая психологическая задача. Очень трудно не переступить черту, которая отделяет сотрудника, выполняющего свои служебные обязанности, от жестокого мстителя, а в некоторых случаях и изощрённого садиста, упивающегося своей безнаказанностью, властью и силой над беззащитным человеком. Но, даже избежав этой опасности, сотрудник исправительного учреждения обязательно вступает в конфликт со своей совестью, которая осуждает его за применение силы по отношению к другой личности. Не переступить опасной черты, найти компромисс между долгом и совестью можно только в рамках христианского учения, где грех – зло и человек – образ Божий, не сливаются в одно целое. Человек может или в силу своего заблуждения, или плохого воспитания, или целенаправленного воздействия со стороны противных ему сил быть носителем зла, но сама личность человека не перестаёт быть при этом образом Божиим. Поэтому, как это не покажется парадоксальным, даже насилие в отношении человека можно применять с любовью, чтя в нём именно этот образ Божий и всеми силами стремясь избавить его от зла, которое незаконно, воспользовавшись его невежеством, на время завладело его сердцем и сознанием.
– Какова ситуация со взаимодействием между ФСИН и Церковью сегодня?
– С момента подписания соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Федеральной службой исполнения наказаний в 2011г., взаимодействия в этом направлении приобрели узаконенный характер. Это тем более важно для учреждений такого типа, где закон регламентирует не только внутреннюю жизнь учреждения, но и само учреждение является гарантом соблюдения закона.
– Спасибо Владыка, благословите наших читателей.
– Божие благословение да пребывает со всеми вами.