Обращение Владыки. Ответственность

Обращение Владыки

Ответственность

Дорогие друзья, в жизни нашей Церкви наступает очередное событие – Великий пост. Событие, потому что человек, называющий себя христианином, причисляющий себя к Церкви – Телу Христову, и на этом основании регулярно или время от времени, прибегающий к Её спасительным таинствам, сталкивается с необходимостью или возможностью подтвердить или заслужить (в зависимости кто, что о себе думает) своё право на звание члена Церкви Христовой. Это право обеспечивает или предоставляет человеку только одно преимущество – возможность положить душу свою за друзей своих (Ин.15, 13). И пост – это испытание и в то же время тренировка самого себя на предмет способности к реализации такой возможности. Потому что раз за разом на протяжении 40 дней, ограничивая свои душевно-телесные потребности в пользу духа, человек приобретает способность воспринимать окружающий его мир, из состояния своей духовности. И первое, что он замечает при таком восприятии – это возникновение живого чувства ответственности за всё, что в этом мире происходит.

Вот об «ответственности», мы бы и хотели поговорить с Преосвященнейшем Климентом, епископом Краснослободским и Темниковским.

– Владыка здравствуйте.

– Здравствуйте.

– Владыка, так как пост может спровоцировать возникновение у человека чувства ответственности?

– В этом нет ничего удивительного. Хочу только обратить ваше внимание на одно немаловажное обстоятельство – это чувство возникает только при правильной установке на пост. Вспомните: "...когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6:16-18). Иными словами, у верующего человека вообще, а у христианина в частности, образ жизни отличается от образа жизни других людей в первую очередь тем, что главным мотивом всех его поступков является желание угодить своему Божеству. Для христианина – это значит всё делать, что называется: Христа ради. А время поста – это время, когда такой образ жизни становится не просто «главным мотивом всех поступков», а наиглавнейшим и единственно возможным. Вот только при таком отношении к религиозной жизни налаживаются и укрепляются личные взаимоотношения межу Богом и человеком – в чём и состоит цель религии вообще и поста в частности. И чем крепче, вернее, явственней ощущается человеком эта связь со своим Отцом Небесным, с тем большим желанием стремится он сохранить и укрепить эту связь, опасаясь каким-нибудь своим неосторожным действием её нарушить. Отсюда и бережное отношение к Богом созданному миру, и изделиям рук человеческих, и к самим людям – братьям и сестрам по Отцу Небесному. Вот от ощущения, реальной связи с Богом, где бы ты не находился и возникает живое чувство ответственности за всё, что бы ты не делал.

– Владыка, значит ли это, что когда человек решается стать христианином и принимает таинство Святого Крещения, он тем самым делает выбор в пользу ответственной жизни?

– Сейчас приходится говорить, что, к сожалению, чаще всего человека лишают возможности такого выбора его же родители. К «сожалению», потому что, крестив младенца, в дальнейшем родители не заботятся о том, чтобы их ребёнок рос христианином, полагая, что сам по себе факт Крещения – уже достаточное основание…. для чего? И вот тут мало кто из родителей сможет внятно объяснить для чего же нужно Крещение. И в этом смысле, родители уподобляются евангельским персонажам, о которых Христос сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23:13). Как правило, в своё оправдание родители приводят один и тот же аргумент: мол, вырастит сам или сама разберётся, что к чему, а мы своё дело сделали – Крестили, а там уж как Бог даст. Такая безответственность в важнейшем вопросе, являющимся краеугольным камнем всей жизни человека, говорит лишь о душевном нездоровье людей, пускающих процесс становления личности на самотёк.

Впрочем, родителей можно понять. Ежедневная борьба за существование отнимает столько физических и душевных сил, что их просто не остаётся на то, чтобы целенаправленно и систематически заниматься воспитанием своих детей. Что же делать? А ведь выход из этой ситуации, что называется, лежит на поверхности. Все же понимают, что тяжело становится тогда, когда человек берёт на себя дополнительную нагрузку, то есть, делает то, что не входит в круг его привычных дел и обязанностей. Поэтому для родителя, который ни разу не открывал молитвослов, о Библии знает только то, что есть такая Книга, а в храм заходит раз в полгода, чтобы поставить свечку, будет очень трудным делом учить ребёнка быть христианином. Но, если же сами родители «отдали свой талант в рост» – активно стремятся любовью к объективно лучшему – к Богу, со всеми вытекающими из этого стремления действиями, то им и не потребуется дополнительного времени и сил, для того чтобы заниматься религиозным воспитанием своих детей. Дети сами, глядя на родителей, будут всё усваивать без всяких понуканий в их адрес наилучшим образом. Причём, вне всякого сомнения, если оба родителя верующие люди, и вступили в брак на основании своих религиозных убеждений, то семейная атмосфера любви и дружбы между всеми домочадцами будет активно способствовать духовному росту, как детей, так и их родителей. Но ведь духовно зрелые люди – это люди способные брать на себя груз ответственности. А ответственность – это внимательное и бережное отношение ко всему тому, что поручено и с чем соприкасается человек в своей жизни.

Отсюда и хорошее отношение к учёбе, и успехи в спорте, и в различных видах искусства к чему у ребёнка есть предрасположенность. Отсюда и дальнейший карьерный рост, в какой бы области деятельности не реализовывал себя человек. Отсюда в дальнейшем любящий муж и внимательный отец или верная жена и заботливая мать. Не об этом ли мечтает каждый родитель, желающий счастья своему ребёнку? Ни с целью ли, подготовки ребёнка к взрослой жизни со всеми её трудностями, стремятся родители устроить дитя в школу попрестижнее, где лучше учат; определить в спортивную секцию или музыкальное училище для более гармоничного развития; нанять репетиторов для лучшего усвоения учебного материала? Ведь все эти усилия и соответствующие расходы, связанные с ними, прикладываются родителями только с одной целью – они хотят, чтобы их дети смогли получше устроиться в этом мире. Чтобы они оказались умнее, сильнее, проворнее других людей в погоне за благами, которые предоставляют либо власть, либо деньги, а, как правило, там, где одно, там и другое.

Однако при таком настрое и таком целеполагании, родители сами того не желая, готовят и себе и своим детям жизнь полную горьких разочарований, а может быть и драм. Поскольку очевидно, что на всех желающих ни власти, ни больших денег не хватит, а чада ни в учёбе, ни в спорте, ни в искусстве успехами не блещут. А почему? Потому что растут безответственные, безвольные стремящиеся только к удовлетворению животных инстинктов и развлечению, люди. Вот и приходится родителям либо самим продолжать кормить и одевать своих выросших деточек, либо подыскивать им место потеплее, занятие попроще, работу полегче, где ответственности поменьше. Однако нет никакой гарантии, что и там их повзрослевшие дети удержатся. При любой деятельности требуется, прежде всего, ответственность. Но ответственность, как мы уже заметили – это следствие развитого духа. Но дух в человеке растёт и развивается только посредством его постоянного взращивания – воспитания, через преодоления в себе животного начала. Где, как не в религиозной жизни, особенно в Православной вере, со всеми её постами, молитвами, правилами и Заповедями, ограничивающими в человеке звериные инстинкты, возможна такая тренировка духа? А потому, даже если предположить невероятное – что сами родители-христиане не стремятся к духовному совершенству, а желают лишь того, чтобы их дети выросли, как сейчас принято выражаться – конкурентоспособными, даже в этом, повторяюсь невероятном случае, лучшего способа для достижения этой цели, чем религиозное воспитание детей, найти трудно. Потому что именно при таком воспитании у детей развивается чувство ответственности и ранга, что в дальнейшем позволяет им, чем бы они не занимались и где бы не оказывались, относиться наилучшим образом – с вниманием и заботой – как к людям, находящимися с ними рядом, как делу, им порученному, так и к вещам их окружающим. А такое отношение к жизни не может остаться незамеченным, и как следствие, людям такого склада дают более ответственные задания, назначают на более высокие посты, доверяют более ответственные поручения.

– Владыка, но ведь не все власть предержащие – религиозно-верующие люди. По крайней мере, такое впечатление складывается на основании заявлений и поведения некоторых из них. В то же время, из Ваших слов, с которыми трудно не согласиться, вытекает, что это ответственные или более ответственные люди, чем остальные. Значит, чувство ответственности может быть выработано и вне религиозных убеждений?

– Ну, во-первых, не будем забывать, что СМИ и в первую очередь телевидение, откуда к нам и поступает вся информация – это инструменты формирования, так называемого, «общественного мнения» которые используются «неведомыми силами» в интересах же этих «неведомых сил». А, если говорить открытым текстом, то инструменты для манипуляции сознанием доверчивых граждан. Это надо помнить. А потому делать выводы о том или ином человеке, явлении, событии на основании телевизионных сюжетов – дело бесперспективное. По своему статусу мне доводится общаться как с представителями власти, так и с представителями крупного бизнеса – богатыми людьми, могу вам однозначно заявить: в большинстве своём – это верующие люди. Другое дело, что вера их нуждается в корректировке и объяснении им же самим – если это православные христиане – ну тут беда всего нашего общества. Есть среди них и не христиане, и даже люди вообще не причисляющие себя к какой бы то ни было религии. Однако всех их объединяет одно важное свойство – наличие крепкой веры (в себя, в своё дело, правильность своих решений), дающей им способность достигать намеченных целей. Иными словами, это люди с более высоким духовным потенциалом, по сравнению с другими гражданами. Талант веры у них большего размера, что и позволило им в своё время достичь определённого положения.

Другое дело, что его достигши, люди часто не справляются сами с собой, желая всё больше власти, всё больше богатства, и как итог – утрачивают чувство ответственности, превращаясь либо в алчных стяжателей, либо в безответственных политиканов, стремящихся только к своей выгоде – которая опять же сводится к преумножению богатства. И опять, единственная возможность для этих людей спасти себя от самих же себя – это возродить в себе живое чувство ответственности, которое может быть восстановлено только на религиозной основе, как осознание того, что придётся дать отчёт за всю свою жизнь перед «Вышестоящими инстанциями». Только страх перед предстоящим испытанием совести на предмет верного использования дарованного таланта, может привести человека в чувство, помочь ему найти в себе силы «вырыть спрятанное сокровище», и пустить богатство веры в рост. Чтобы услышать в свой адрес: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф.25:21).

Но чтобы услышать в свой адрес такие слова от нашего Господина – Иисуса Христа Господа, надо ответственно подойти к таланту веры, попытавшись, сколько в наших силах, приумножить дарованное богатство. И нет лучшего времени для начала реализации такого желания, чем предстоящий Великий пост, с чем вас всех и поздравляю. Пользуясь случаем, прошу у всех наших читателей прощения за принесённую мной кому-либо обиду, за разочарование, которое, может быть вас постигло, при виде моего несовершенства.

   – Спасибо Владыка, благословите наших читателей.

   – Божие благословение да пребывает со всеми вами.