Обращение Владыки. Ответственность
Обращение Владыки
Ответственность
Дорогие друзья, в жизни нашей Церкви наступает очередное событие – Великий пост. Событие, потому что человек, называющий себя христианином, причисляющий себя к Церкви – Телу Христову, и на этом основании регулярно или время от времени, прибегающий к Её спасительным таинствам, сталкивается с необходимостью или возможностью подтвердить или заслужить (в зависимости кто, что о себе думает) своё право на звание члена Церкви Христовой. Это право обеспечивает или предоставляет человеку только одно преимущество – возможность положить душу свою за друзей своих (Ин.15, 13). И пост – это испытание и в то же время тренировка самого себя на предмет способности к реализации такой возможности. Потому что раз за разом на протяжении 40 дней, ограничивая свои душевно-телесные потребности в пользу духа, человек приобретает способность воспринимать окружающий его мир, из состояния своей духовности. И первое, что он замечает при таком восприятии – это возникновение живого чувства ответственности за всё, что в этом мире происходит.
Вот об «ответственности
– Владыка здравствуйте.
– Здравствуйте.
– Владыка, так как пост может спровоцировать возникновение у человека чувства ответственности?
– В этом нет ничего удивительного. Хочу только обратить ваше внимание на одно немаловажное обстоятельство – это чувство возникает только при правильной установке на пост. Вспомните: "...когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6:16-18). Иными словами, у верующего человека вообще, а у христианина в частности, образ жизни отличается от образа жизни других людей в первую очередь тем, что главным мотивом всех его поступков является желание угодить своему Божеству. Для христианина – это значит всё делать, что называется: Христа ради. А время поста – это время, когда такой образ жизни становится не просто «главным мотивом всех поступков», а наиглавнейшим и единственно возможным. Вот только при таком отношении к религиозной жизни налаживаются и укрепляются личные взаимоотношения межу Богом и человеком – в чём и состоит цель религии вообще и поста в частности. И чем крепче, вернее, явственней ощущается человеком эта связь со своим Отцом Небесным, с тем большим желанием стремится он сохранить и укрепить эту связь, опасаясь каким-нибудь своим неосторожным действием её нарушить. Отсюда и бережное отношение к Богом созданному миру, и изделиям рук человеческих, и к самим людям – братьям и сестрам по Отцу Небесному. Вот от ощущения, реальной связи с Богом, где бы ты не находился и возникает живое чувство ответственности за всё, что бы ты не делал.
– Владыка, значит ли это, что когда человек решается стать христианином и принимает таинство Святого Крещения, он тем самым делает выбор в пользу ответственной жизни?
– Сейчас приходится говорить, что, к сожалению, чаще всего человека лишают возможности такого выбора его же родители. К «сожалению», потому что, крестив младенца, в дальнейшем родители не заботятся о том, чтобы их ребёнок рос христианином, полагая, что сам по себе факт Крещения – уже достаточное основание…. для чего? И вот тут мало кто из родителей сможет внятно объяснить для чего же нужно Крещение. И в этом смысле, родители уподобляются евангельским персонажам, о которых Христос сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23:13). Как правило, в своё оправдание родители приводят один и тот же аргумент: мол, вырастит сам или сама разберётся, что к чему, а мы своё дело сделали – Крестили, а там уж как Бог даст. Такая безответственнос
Впрочем, родителей можно понять. Ежедневная борьба за существование отнимает столько физических и душевных сил, что их просто не остаётся на то, чтобы целенаправленно и систематически заниматься воспитанием своих детей. Что же делать? А ведь выход из этой ситуации, что называется, лежит на поверхности. Все же понимают, что тяжело становится тогда, когда человек берёт на себя дополнительную нагрузку, то есть, делает то, что не входит в круг его привычных дел и обязанностей. Поэтому для родителя, который ни разу не открывал молитвослов, о Библии знает только то, что есть такая Книга, а в храм заходит раз в полгода, чтобы поставить свечку, будет очень трудным делом учить ребёнка быть христианином. Но, если же сами родители «отдали свой талант в рост» – активно стремятся любовью к объективно лучшему – к Богу, со всеми вытекающими из этого стремления действиями, то им и не потребуется дополнительного времени и сил, для того чтобы заниматься религиозным воспитанием своих детей. Дети сами, глядя на родителей, будут всё усваивать без всяких понуканий в их адрес наилучшим образом. Причём, вне всякого сомнения, если оба родителя верующие люди, и вступили в брак на основании своих религиозных убеждений, то семейная атмосфера любви и дружбы между всеми домочадцами будет активно способствовать духовному росту, как детей, так и их родителей. Но ведь духовно зрелые люди – это люди способные брать на себя груз ответственности. А ответственность – это внимательное и бережное отношение ко всему тому, что поручено и с чем соприкасается человек в своей жизни.
Отсюда и хорошее отношение к учёбе, и успехи в спорте, и в различных видах искусства к чему у ребёнка есть предрасположенно
Однако при таком настрое и таком целеполагании, родители сами того не желая, готовят и себе и своим детям жизнь полную горьких разочарований, а может быть и драм. Поскольку очевидно, что на всех желающих ни власти, ни больших денег не хватит, а чада ни в учёбе, ни в спорте, ни в искусстве успехами не блещут. А почему? Потому что растут безответственные
– Владыка, но ведь не все власть предержащие – религиозно-верую
– Ну, во-первых, не будем забывать, что СМИ и в первую очередь телевидение, откуда к нам и поступает вся информация – это инструменты формирования, так называемого, «общественного мнения» которые используются «неведомыми силами» в интересах же этих «неведомых сил». А, если говорить открытым текстом, то инструменты для манипуляции сознанием доверчивых граждан. Это надо помнить. А потому делать выводы о том или ином человеке, явлении, событии на основании телевизионных сюжетов – дело бесперспективное
Другое дело, что его достигши, люди часто не справляются сами с собой, желая всё больше власти, всё больше богатства, и как итог – утрачивают чувство ответственности, превращаясь либо в алчных стяжателей, либо в безответственных политиканов, стремящихся только к своей выгоде – которая опять же сводится к преумножению богатства. И опять, единственная возможность для этих людей спасти себя от самих же себя – это возродить в себе живое чувство ответственности, которое может быть восстановлено только на религиозной основе, как осознание того, что придётся дать отчёт за всю свою жизнь перед «Вышестоящими инстанциями». Только страх перед предстоящим испытанием совести на предмет верного использования дарованного таланта, может привести человека в чувство, помочь ему найти в себе силы «вырыть спрятанное сокровище», и пустить богатство веры в рост. Чтобы услышать в свой адрес: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф.25:21).
Но чтобы услышать в свой адрес такие слова от нашего Господина – Иисуса Христа Господа, надо ответственно подойти к таланту веры, попытавшись, сколько в наших силах, приумножить дарованное богатство. И нет лучшего времени для начала реализации такого желания, чем предстоящий Великий пост, с чем вас всех и поздравляю. Пользуясь случаем, прошу у всех наших читателей прощения за принесённую мной кому-либо обиду, за разочарование, которое, может быть вас постигло, при виде моего несовершенства.
– Спасибо Владыка, благословите наших читателей.
– Божие благословение да пребывает со всеми вами.