СЛОВО ОБ АЛЧНОСТИ

 

СЛОВО ОБ АЛЧНОСТИ

 

Протодиакон Владимир Василик
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Вниманию читателей предлагается впервые переведенная проповедь святителя Зинона Веронского (конец III в. – 370 г.) «Об алчности». О святителе Зиноне, к сожалению, сохранилось немного свидетельств, – в основном, из поздних источников. Мы знаем, что он боролся с арианством во времена императоров Констанция, Валентиниана I и Валента. Святитель Петроний Бононский сообщает, что святитель Зинон прославился добродетелями и многочисленными чудотворениями, совершавшимися как при его жизни, так и на могиле этого «блаженнейшего пророка» и «священнейшего исповедника». Поэма «Стихи о Вероне» рассказывает о святителе Зиноне, что он, сокрушил идолов, привел к христианству граждан Вероны и крестил их; изгнал нечистого духа из дочери императора Галлиена (260-268); вернул унесенных рекой Атес быков вместе с возницей; избавил Верону от нашествия врагов; воскресил мертвого, утонувшего в реке. От мощей святителя Зинона в V–VI веках происходило множество чудес и исцелений. Святитель Григорий Великий в Третьей книге своих знаменитых «Диалогов» рассказывает, как веронская церковь святителя Зинона во время сильного наводнения не пострадала, но вода уподобилась стене, ставшей рядом с храмом.

От святителя Зинона дошло 92 замечательные проповеди, многие из которых посвящены злободневным социальным вопросам, один из которых – алчность (лат. «avaritia»).

Алчность и сопровождавшая её коррупция стали настоящим бичом позднего Рима. Стоит вспомнить хотя бы один эпизод: в 376 г. вестготские племена, переселившиеся с санкции императора Валента в пределы Римской империи, взбунтовались только потому, что их нещадно обирали римские чиновники, продававшие жизненные припасы по чудовищно высоким ценам, а в конце понуждавшие готов продавать своих детей в рабство за кусок хлеба. Последствием этого бунта был страшный разгром императорской армии и гибель императора Валента в 378 г., а в долгосрочной перспективе – и завоевание вестготами Рима.

Алчность рассматривается святителем Зиноном как вселенское зло, которое уродует все человеческие отношения:

«Посему и происходит то, что супруги, отвергнув святейшее иго брака, сражаются каждый за себя из-за излишней любви к себе, и один похищает наследие у другого, и поэтому родители ненавидят детей, а дети – родителей, и вот почему дружба скорее играет на лице, чем пребывает в сердцах, поэтому весь род человеческий забавляется своей погибелью и своими несчастьями, имея душу дешевле, чем монету».

Алчность несет человечеству грех, хаос и погибель:

«Ради нее средние предаются обманам, богатые – невоздержанности, судьи – не должной снисходительности, ученые – продажности и двойному языку, цари – надменности, торговцы – спекуляции, бедняки – пустой клятве, почитатели Бога – возбуждению ненависти, все же роды и все народы – мечу».

Желая смягчить горечь обличения, святитель Зинон хвалит свою паству за деятельную помощь бедным. И все же его проповедь является грозным предупреждением человечеству на все времена, в том числе, и нашему времени, погрязшему в стяжательстве, алчности и коррупции.

Перевод с латинского языка сделан протодиаконом Владимиром Василиком по изданию: Zenonis Veronensis Tractatus. Corpus Christianorum. Series Latina. T.22. Ed. B. Löfstedt, B.Turnhout, 1971.

Зенон Веронский
ОБ АЛЧНОСТИ

Святитель Зенон ВеронскийСвятитель Зенон ВеронскийНасколько легко обличать всем алчность! О, если бы ее столь же легко могли бы не любить! Она – искусница и сладостное зло, и всегда – несчастье для всех людей. Ведь не имеющим богатств оно внедряет жажду имения, а у имеющих отнимает насыщение. И таким образом она всех ввергает в бешенство единым вихрем, чтобы ты не знал, где она является большей. Она подобна огню, опустошающему сухие пастбища, который не прекратится, пока они не закончатся. Ради нее средние предаются обманам, богатые – невоздержанности, судьи – не должной снисходительности, ученые – продажности и двойному языку, цари надменности, торговцы – спекуляции, бедняки – пустой клятве, почитатели Бога – возбуждению ненависти, все же роды и все народы – мечу. По всему миру свирепствует она, неистовая, разгораясь из-за новых и разнообразных искусств, никогда не успокаиваясь, ни днем, ни ночью, ни во время войны, ни во время мира, никогда не насыщаясь, при огромности добычи становясь еще более нищей.

Не имеющим богатств алчность внедряет жажду имения, а у имеющих отнимает насыщение

Это – род нового бедствия, поскольку она только растет, а стареть не умеет. Ее не сломает ни почтение перед родителями, ни сладостная привязанность к детям, ни брачная любовь, ни дорогое братство, ни право дружбы, ни детская нежность, ни суровое вдовство, ни достойная жалости бедность, ни созерцание Бога. Все это, насколько может, она извращает и повреждает для того, чтобы похитить то, что они имеют. А кого пощадит, над тем торжествует, как над непотребной и постыдной добычей.

Что же, несчастный человече, ты мучаешься, загоревшись пустой жаждой металла, золота или серебра? Что же ты собираешь великие потоки талантов[1]? Что же ты сохраняешь неприкосновенным то, что останется здесь, бодрствуя, отягченный заботой, не давая себе ни в чем поблажки? И еще ты жалуешься на бедность, ты, не знающий того, что имеешь. Что бы ты ни делал, ты не унесешь из этого ничего с собой в преисподнюю. То, что принадлежит природе, может быть перенесено из одного места в другое, а это с собой перетащить невозможно. Ведь золото и серебро, которое с большим трудом вырывается из недр земли, затем вновь покрову земли вверяется. Ведь правда состоит в том, что имение – ложная радость, а обнародование его – самая настоящая опасность.

Что бы ты ни делал, ты не унесешь из этого ничего с собой в преисподнюю

Но не стоит входить в подробности, когда через один пример познается его вселенское зло. Пророк говорит: «Идолы язычников – серебро и золото» (Пс. 113, 4). Отсюда явствует, что тот, кто любит золото и серебро, не только почитает богов, но подражает их нравам и делам, ведь одобрение такого дела легко. Рассмотрим то, что относится к нам.

О христианин, если сказать правду, ты проклинаешь золото и серебро только в идолах, а не в глубинах твоих сокровищниц. Ведь и там, как ты знаешь, подобно им (т.е. идолам) в бесчисленном золоте и серебре, как в неких храмах, находятся выбитые на монетах лики и знаки царей. И единственное различие в том, что они в твоем доме меньше размером, а в храме – больше. Ибо если ты их испрашиваешь, то они – деньги, а если сохраняешь, то – идолы. Служительница Христа, ты плюешь на ложного идола, но, поверь мне, ты почитаешь в себе того, чье украшение, чей образ ты не отлагаешь в сторону. Ты идешь в Церковь Божию, позолотив различными украшениями всё тело и нагруженная проклятым металлом, некогда изящная, под грузом ожерелий. Посему ты в молитве не будешь сурово оплакивать это идолопоклонство, не будешь простирать руки, брезгуешь простираться на земле грудью, распухшей от ожерелий. Конечно, ты склоняешь шею, но не из-за благочестия, а из-за груза. Когда ты совершаешь исповедь, разве ты не заботишься больше о красоте, чем о спасении? Как же ты веришь, что можешь испросить у Бога прощения, когда ты испрашиваешь у Него то, на что Он гневается? Открой очи сердца – и ты увидишь, что ты скорее оскорбляешь Его, чем умоляешь. А посему, братья, не может бояться мужа та, которая не боится Христа.

Если ты испрашиваешь монеты, то они – деньги, а если сохраняешь, то – идолы

Посему и происходит то, что супруги, отвергнув святейшее иго брака, сражаются каждый за себя из-за излишней любви к себе, и один похищает наследие у другого, и поэтому родители ненавидят детей, а дети – родителей, и вот почему дружба скорее играет на лице, чем пребывает в сердцах, поэтому весь род человеческий забавляется своей погибелью и своими несчастьями, имея душу дешевле, чем монету. Посему и происходит то, что погибают справедливость, честь, благочестие, вера, истина, что каждую секунду претерпевает оскорбления Сам Бог, чьи заповеди презираются, Которому предпочитают служение миру и любовь к нему, поскольку охотно допускают жертвы, злодеяния, позор, нечестие те, чьи сердца беспощадная жадность наполнила губительным огнем.

Но эти слова не к вам, братья, чья щедрость известна всем провинциям, чьи благочестивые семена рассеиваются по частям всего мира. Вами многие выкуплены, многие освобождены от жестоких эдиктов, многие, освобожденные от суровых условий, приносят вам благодарность. Ваши дома открыты для всех странников: живой или мертвый у вас никогда не был виден обнаженным долгое время. Нашим бедным не приходится просить на пропитание. Наши вдовы и неимущие составляют завещания. Я бы многое мог сказать к похвале вашего блаженства, если бы вы не были моими. Об одном не могу умолчать: для прокормления бедных вы все богатства, отобранные у алчности, без скупости представляете на ваше общее обозрение. Что может быть богаче человека, чьим должником становится Сам Бог, благословенный во веки веков!