НЕТ ВРЕМЕНИ НИ НА ЧТО!

 

 

 

«Многие думают, что придёт время, а время только уходит»

Народная мудрость

https://blog.sellingenergy.com/hubfs/Sales_Ninja_Blog_Images/Jan_18-24/How_to_Condition_Your_Mind_for_Higher_Productivity.jpg

Знакомое состояние, когда нет времени ни на что? Дом, семья, работа, заботы, проблемы, а о духовной жизни и говорить нечего – какие уж тут каноны перед Причастием или чтение Библии, хорошо хотя бы раз в месяц в церковь на богослужение попасть. И вот тут-то многие и думают: «вырастут дети, и вот тогда...», «закончим ремонт, а уж затем…», «сведу годовой отчет, а после…». Только вот удивительно, что «тогда, затем и после» так и не наступают.

Стоит заметить, что нам никто не обещал легкой жизни – в Евангелии об этом ничего не сказано. У многих складывается впечатление, что сверхзанятость присуща только нашему времени, на самом деле люди были очень заняты всегда. Во времена жизни Христа, чтобы накормить семью, женщина должна была встать до рассвета, принести из колодца воды, развести огонь, размолоть зерно в каменных жерновах, приготовить незатейливые хлебные лепешки… Это же колоссальный ежедневный труд! Но даже тогда женщина могла оставить свой труд ради того, чтобы послушать Учителя, ходить за Ним, служить Ему и в конце концов пойти с ароматами ко Гробу Господнему. Почему был сделан именно такой выбор? Она знала, что в человеческой жизни главное, а что второстепенное. 

Наше время отличается обилием суеты, в которой теряется понятие о вечном и временном. Но как же совместить с духовной жизнью эти хлопоты, зарабатывание на хлеб насущный, заботу о близких – все то, от чего нас никто не освобождал, и заметьте, Господь тоже. Нужно просто понимать: если Бог на первом месте, то все остальное на своем. Тогда мы сразу заметим, что «нет времени молиться» – это отговорка, а может и бесовская уловка, которая подталкивает заняться «важными домашними делами» или «решить срочный рабочий вопрос». Такие уловки прекрасно отражены у К.С. Льюиса в «Письмах Баламута», когда говорится, что закоренелый атеист, читая книгу, вдруг начинает развивать мысль в «очень опасном направлении» с риском вот-вот уверовать в Бога. «Если бы я потерял голову и прибегнул к доводам, все пошло бы насмарку. Но я не настолько глуп. Я тотчас сыграл на той струнке моего подопечного, которая больше всего была под моим контролем, и намекнул, что сейчас самое время пообедать!», –  поучает старый бес своего начинающего племянника. Так и в нашей жизни: только собрался уделить время Богу, как вдруг одна мысль зацепилась за другую и о том, что планировал ежедневно читать по главе из Евангелия уже не идет и речи. 

Вот и получается, что эти 10-15 минут ничего не решат ни в семье, ни на работе, но в духовном состоянии мы очень многое сможем изменить. Порой человек специально загружает себя делами, чтобы быть «очень занятым», «востребованным», «находиться на гребне волны». Ему кажется, что он незаменим, без него никак! Это ложное самоутверждение, из которого человека может резко выбросить то или иное непредвиденное обстоятельство: болезнь, несчастье, что угодно, что делает прошлую бурную деятельность невозможной. Подобные ситуации показывают, насколько неправильно человек жил. Вдруг становится видно, что ничего катастрофического, например, на работе без него не произошло, а то пространство, которое он занимал и без него вполне неплохо организуется, а может, и лучше. 

Подобное «разочарование» в собственной заменимости способно подтолкнуть к мыслям о подлинном значении жизни, сподвигнуть избавиться от гордыни и заставить задать себе вопрос: а что Богу нужно от меня – вот это просиживание, уткнувшись в монитор с мелькающими exel-таблицами или молитва? Удовлетворение массы требований начальника или жизнь с Господом? Так, совершенно неожиданно при помощи болезни или скорбей Бог исторгает нас из нашей же суеты, ложных занятий. 

Разумеется, лучше без бед постараться выстроить для себя иерархию ценностей и не идти на поводу у суеты. Кто-то может сказать, что это возможно только в теории. Но чтобы получилось и на практике требуется самодисциплина и участие в богослужении. Божественная Литургия – это наш опыт жизни вне времени, приобщение к вечности. В каком бы ритме человек ни жил, но на Литургии от него отсекается все лишнее и он уже покидает храм совершенно другим – успокоившимся, с твердой опорой внутри себя. Нужно только научиться пользоваться этим бесценным сокровищем. 

Ожидать каких-то идеальных условий для духовной жизни – признак духовной незрелости. Даже если человека поместить в совершенно «стерильные условия», то совсем не факт, что он заживет другой жизнью. Бог настолько премудро все устраивает, что мы даже не ведаем в какой момент и в каких обстоятельствах откроется Ему наше сердце. Взгляните на святых подвижников. Преподобный Амвросий Оптинский принимал людей до изнеможения, будучи больным, не в силах даже с кровати встать. А праведный Иоанн Кронштадтский или уже наш современник старец Иоанн Крестьянкин? Их тайм-менеджменту позавидовал бы любой современный руководитель, но их успех обусловлен не модными стратегиями и лайфстайлом, они отдали Богу сердце! «Будешь жить для Бога, ради Бога и во славу Божию – вот и спасение, вот и истинный, а не эфемерный смысл жизни», – говорил отец Иоанн Крестьянкин.

Многие из нас порой неосознанно прячутся за работой и бытом, надумывают свою сверхзанятость и зарываются от духовно-нравственных проблем, которые годами не решаются. Но вот что нам нужно понять: жизнь, которая дана нам Богом, не может быть недуховной. «Время всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1), –  говорит премудрый Соломон. Что ж, пришел час расставить приоритеты и всем нам.

Автор: Виктория Колтыга