Смерть близкого человека — всегда огромная трагедия, горе. Нередко реакция на утрату бывает настолько сильной, что угрожает нашей психике. В этом случае запускаются процессы, которые в психологии называются защитными механизмами, или психологическими защитами, задача которых — минимизация отрицательных переживаний.
Это может быть, например, вытеснение, когда невыносимая информация вытесняется из сознания, а негативные переживания подавляются; отрицание, когда произошедшее может полностью отвергаться нашим восприятием как несуществующее; регрессия, при которой человек как бы спускается на предыдущую ступень в развитии личности и пытается решить проблемы наиболее легким путем — например, просто засыпает, чтобы не чувствовать горя. Перечень защит можно продолжать.
После такого включения защитных механизмов мы по прошествии некоторого времени либо возвращаемся к нормальному процессу переживания утраты или любого другого стрессового события, либо это искаженное восприятие действительности закрепляется в нашей психике и может привести к негативным последствиям. Тогда человеку требуется помощь психолога.
После смерти тех, кого мы любили, возникает чувство острого горя, которое выражается в печали, плаче, непривычных эмоциях, озабоченности мыслями и воспоминаниями об усопшем, иногда даже в нарушении нейровегетативных функций. Внешняя форма, выражение этого горя называется трауром. В различных культурах он имеет разную продолжительность, включает особые обряды и ритуалы, предписанные обычаями и традицией. Все это помогает легче пережить утрату, компенсирует внутреннюю растерянность и пустоту необходимостью выполнять определенные действия, которые помогают осознать произошедшее и сепарироваться от покойного и одновременно сохранить ощущение связи с ним.
В трауре происходит переход от острого горя к интегрированному, когда человек, переживший утрату, постепенно возвращается к полноценной жизни. Утрата интегрируется в автобиографическую память, мысли и воспоминания об усопшем уже не поглощают все внимание, не лишают трудоспособности и не отнимают волю к жизни.
Но сам траур может быть как наполненным смыслом, позитивным процессом, так и представлять собой абсолютно бессмысленный, сумбурный набор манипуляций, цель которых не столько осмыслить и принять произошедшее, сколько отвлечь внимание от происходящего.
В православии смерть и последующие похороны проникнуты верой в жизнь после смерти, надеждой на спасение души усопшего и ожиданием встречи с ним в ином мире. И самое главное во время траура — молитва о душе почившего. Христианство уделяет много внимания и телу, которое есть храм души, ведь один из столпов нашей религии — вера в воскресение мертвых, в то, что мертвое и истлевшее тело снова оживет в новом качестве.
Церковная традиция похорон предусматривает правила и ритуалы, которые включают в себя приготовление тела к погребению, отпевание — богослужебный чин, которым Церковь провожает умершего в вечную жизнь, прощание и предание тела земле. После погребения обычно устраивается поминальная трапеза. Период траура предусматривает особые дни молитвенного поминовения — третий, девятый и сороковой, когда по усопшему обычно совершается панихида.
Важно понимать, что все это является выражением учения Церкви о смерти и посмертном существовании человека, веры в Бога, перед Лицом Которого все живы, потому что, как говорит Спаситель в Евангелии, Он не есть Бог мертвых, но Бог живых (Мк 12:27). Близкие люди, испытывающие горе, не просто компенсируют его выполнением определенных действий, но и получают в них духовное утешение, обретают смысл и находят ресурс для переживания утраты.
Совсем противоположный эффект дает следование различным приметам и суевериям, связанным со смертью и похоронами. Вроде тех, по которым нужно занавешивать зеркала, останавливать часы, не стирать и не убираться в доме до похорон и, наоборот, сразу после выноса гроба помыть все полы, не переходить улицу перед траурной процессией и использовать на поминках только ложки, но ни в коем случае не ножи или вилки. Список примет огромный.
Такая практика не только не имеет ничего общего с христианством, но и вредит людям, которые ей следуют. Приметы не помогают принятию произошедшего и конструктивному переживанию периода горевания. Они лишь отвлекают на себя внимание, так что после того, как все хлопоты по умершему закончились, горе наваливается на испытавшего утрату человека с новой силой, припечатывает его к земле и лишает сил.
Такое поведение способствует пролонгации действия психологических защит, о которых упоминалось выше, и способно вызвать психические нарушения. Оно же может привести и к патологическому варианту переживания утраты, когда у человека наблюдается искаженное отсроченное, хроническое или подавленное горе. Подробнее об этом можно почитать в психологической литературе. Страдает от этого механического следования приметам и усопший, душа которого нуждается в наших молитвах, а вместо этого наблюдает бессмысленную суету вокруг похорон.
Позаботиться о душе умершего родственника и одновременно помочь себе пережить горе можно совсем другими способами — верой в вечную жизнь и воскресение мертвых, молитвой за усопшего и милостыней в память о нем. А зеркала, ножи и вилки лучше оставить в покое.