«МЛАДЕНЦУ, КОТОРЫЙ ПРИШЕЛ СПАСТИ МИР, ПРЕДСТОЯТ КРЕСТНЫЕ МУКИ»

 

«МЛАДЕНЦУ, КОТОРЫЙ ПРИШЕЛ СПАСТИ МИР, ПРЕДСТОЯТ КРЕСТНЫЕ МУКИ»

Иконописец Анатолий Алешин об иконографии Рождества Христова

Мы продолжаем вглядываться в иконографию двунадесятых праздников вместе с теми, кто изучает ее не просто умозрительно, а опытно, во время работы. Об иконографии праздника Рождества Христова рассказывает иконописец Анатолий Алешин, преподаватель иконописного факультета Московской духовной академии, один из ведущих специалистов в области фресковой росписи.

Рождество Христово. Икона из Благовещенского собора Московского Кремля, начало XV векаРождество Христово. Икона из Благовещенского собора Московского Кремля, начало XV века    

– Давайте начнем разговор об иконографии Рождества Христова на примере известной иконы из Благовещенского собора Московского Кремля начала XV века.

– Смысловой и композиционный центр здесь – спеленутый Младенец в яслях, Богородица, лежащая на одре. Младенец в пещере, рядом вол и осел, согревающие своим дыханием Новорожденного.

Студенты и просто интересующиеся иконой люди нередко спрашивают, почему в подобном изводе Богородица показывается отвернутой от Своего Сына, а Ее лик сосредоточен и даже скорбен. Я не находил специального толкования на эту тему, но мне кажется, что здесь можно рассматривать две трактовки:

  1. Богородица отворачивается от Богомладенца, как раз переводя акцент внимания и поклонения на Новорожденного Спасителя
  2. Есть намек на грядущие страдания Спасителя.

Мы привыкли воспринимать Рождество Христово как светлый домашний уютный праздник, но Младенцу, Который пришел в этот мир, чтобы спасти его, предстоят крестные муки. Потому на иконе младенческие пелены напоминают пелены погребальные, а Его Мать находится в задумчивости, словно предвидя страдания Своего Сына. Хотя есть изводы, где Богородица смотрит на Младенца.

– Да, и изображается рядом с Ним внутри пещеры. А в этом изводе пещера напоминает гроб, а во гробе Христос был Один.

– Можно сказать и так, но именно как об акценте, более подчеркивающем Ее жест – отвернутую от Младенца голову – символическое указание на грядущие крестные страдания. Часто в иконе бывает, что изображённое на фоне чего-то находится внутри этого – здания или пещеры. Как, например, на иконе «Покров Богоматери» происходящее изображается на фоне храма, а подразумевается, что показывается событие, произошедшее внутри. Как и на иконе Рождества Христова понятно, что Богородица рядом со Своим Сыном.

– А если говорить про животных вокруг Младенца. Есть разные толкования по этому поводу. Как вы считаете, какие стоит рассматривать?

– Принято мнение, что животные символизируют поклонение сотворенного природного мира, также есть и прямая отсылка к пророчеству пророка Исайи: «...вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис., 1:3)».

Вол и осел своим дыханием согревали Младенца, для появления на свет Которого не нашлось другого, более теплого места. Это еще одно из проявлений «умаления» Бога, Его жертвы, Творца, Христа, пришедшего спасти мир.

В верхней части иконы мы видим волхвов, следующих за звездой. Вспомним слова тропаря:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока».

«Звездам служащии звездою учахуся» – то есть волхвы, астрологи, звездочеты, которые по звездам пытались постичь тайны Вселенной, тайны бытия. Мы, сегодняшние люди, воспринимаем подобное как не совсем здоровую мистику. Однако Господь так устроил, что именно они пошли за звездой поклониться Младенцу. Он никого не оставляет, дает возможность познать Себя, в том числе через дела, которыми люди занимаются, предоставляет возможность прославить Господа, Творца, получить толчок к вере.

– А дальше изображаются ангелы...

– Ангельский мир, славящий родившегося Спасителя, причем один из ангелов благовествует пастухам.

В иконе есть и литургическое звучание: люди, изображенные на иконе идущими поклониться новорожденному Спасителю, – такие же, как и те, кто собрался сегодня в храме на литургии. Ведь и те, и другие пришли ко Христу. И в этом контексте ясли начинают мыслиться как престол, и все, кто находится вокруг, в том числе ангельские силы, присутствуют при таинстве.

– У ангелов, которые находятся прямо у пещеры, – прикровенные руки, что является знаком того, что они приближаются к Святыне.

– Именно. В XV и даже в XIV веке две композиции – Рождество Христово и Успение Божией Матери – изображались на южной и северной стенах храма напротив друг другу. Что как раз подчеркивало литургический аспект, когда пришедшие в храм на богослужение люди уподоблялись изображенным в композициях персонажам: в Рождестве Христовом – пастухам и волхвам, пришедшим поклониться Младенцу, в Успении Божией Матери – слетевшимся со всех концов света апостолам. И в обеих композициях есть предстоящие ангельские силы...

– Внизу изображен праведный Иосиф, рядом с ним в данном изводе – некто, напоминающий пастуха, о котором тоже нет единого толкования.

– Да, я тоже постоянно сталкиваюсь с вопросами, что это за персонаж. Встречал толкования, что это искуситель, который искушает праведного Иосифа сомнениями. Но в богослужебных текстах нигде не встречается, что Иосифа искушал старичок в виде пастуха. В некоторых изводах он не изображается. Иногда изображают пастушка, играющего на свирели, но тут уже вспоминается стихира:

«Волхвы поклоняются, Ангелы воспевают, Ирод волнуется, Что Бог явился во плоти, Спаситель душ наших. Царство Твое, Христе Боже, Царство всех веков, и Владычество Твое во всяком роде и роде, воплотивыйся от Духа Святаго и от Приснодевы Марии вочеловечивыйся, свет нам возсия, Христе Боже, Твое пришествие; Свет от Света, Oтчее сияние, всю тварь просветил eси, всякое дыхание хвалит Тя!»

А про дедушку в шкуре я упоминаний не припомню.

Справа внизу на иконе – купание Младенца, в этой сцене изображаются служанка и повитуха Саломея из апокрифа, которая усомнилась в девстве Богоматери. После чего у Саломеи отсохла рука, но после прикосновения к Приснодеве она исцелилась.

Получается, что в верхней части иконы – акцент на Божественное, на чудо рождения Спасителя – Сына Божия. А внизу какими-то бытовыми деталями подчеркивается истинность, реальность Его воплощения здесь, на земле, в человеческом естестве.

– Овечки в нижнем центре иконы имеют какую-то смысловую нагрузку?

– Рядом с Богомладенцем были, в основном, простые люди, пастухи, ведь именно им благовестили ангелы. Так что овечки вполне логичны. Если в этом какой-то символический смысл, не знаю. Возникают мысли об овцах, нуждающихся в пастыре. Можно, наверное, и так толковать, но это все дополнительные смыслы. Главный смысл – в великом таинстве Боговоплощения, когда, говоря словами Афанасия Великого, «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом».

Рождество – с одной стороны тихий праздник, когда после богослужения все празднуют в семейном кругу, но одновременно мы все понимаем его вселенскую грандиозность, и это передается в иконе.   

– Бывают и более распространённые изводы.

– Икона Рождества Христова многосюжетна: на ней одновременно изображаются несколько событий помимо главного – Рождества. Бывают более лаконичные изводы, есть более расширенные. Пример расширенного извода – икона начала XII века из собрания синайского монастыря святой Екатерины. Там изображены и другие события, в том числе бегство в Египет, праведная Елизавета, мать Иоанна Предтечи, прячущаяся в пещере от воинов, избиение младенцев в Вифлееме.

Рождество Христово. Икона нач. XII века из собрания монастыря святой Екатерины, СинайРождество Христово. Икона нач. XII века из собрания монастыря святой Екатерины, Синай    

– Икона Рождества Христова – всегда хорошая яркая иллюстрация в разговорах о времени в иконах. Ведь здесь одновременно показываются события, которые происходили в разное время, в разных местах, при этом они выводятся в другое измерение – Вечности.

– Да, и это практически невозможно в обычной картине. В иконе же композиция многосюжетна, и все сюжеты связываются Главным. Иконография, которую вывели древние иконописцы, позволяют показать всю полноту происходящего.

– Какое место сюжет Рождества Христова занимает в программе росписи храма?

– Если храм Рождественский – одно дело, тут эта композиция будет занимать особое место. Если программа росписи строится исходя из исторической логики, то композиция тоже будет размещена на значимом месте. Возьмем росписи византийских храмов, например, мозаики первой четверти XI века из монастыря Осиос Лукас (Фокида, Греция). Там сцена Рождества Христова расположена на одном из тромпов (также на тромпах могли располагать Благовещение, Крещение).

Рождество Христово. Никольский храм в с. Ближняя Игуменка под Белгородом. Иконописец: Анатолий Алешин, 2006 г., эскизРождество Христово. Никольский храм в с. Ближняя Игуменка под Белгородом. Иконописец: Анатолий Алешин, 2006 г., эскиз

Хочу еще раз напомнить, что и в византийских, и в древнерусских храмах два праздника – Рождество Христово и Успение Божией Матери – располагалось друг напротив друга, не очень высоко, ближе к молящимся, отдельно от других праздников. Были разные толкования на эту тему. Например, одно (возможно, не совсем точное, но заслуживающее внимания): что здесь мы имеем некую зеркальность. В первом сюжете Бог воплощается в Человека, спускается с Небес, а во втором человек, Богородица, восходит на Небеса. В первой композиции Богородица спеленала Младенца, а во второй Спаситель держит спелёнутую душу Своей Матери.

Но все-таки главное, что обе композиции имеют сильное литургическое звучание, ведь, как уже было сказано раньше, люди в присутствии ангельских сил собираются на таинство, т.е. прямая аналогия с литургией.

– В каких храмах вы писали композицию Рождества Христова?

– В Троицком соборе Нерехты, где я как раз использовал эту идею зеркальности двух композиций – Рождества Христова на одной стене и Успения Богородицы на другой. Также в Нерехте, в Пахомиевом приделе, я пока не завершил еще одну композицию Рождества Христова, и мне предстоит это сделать.

Шествие в Вифлеем, Пахомиев придел, Нерехта. Иконописец: Анатолий АлешинШествие в Вифлеем, Пахомиев придел, Нерехта. Иконописец: Анатолий Алешин

Рождество Христово. Троицкий собор, Нерехта, 2005 г. Иконописец: Анатолий АлешинРождество Христово. Троицкий собор, Нерехта, 2005 г. Иконописец: Анатолий Алешин    

Есть у меня композиции, которые связанны с Рождеством: Шествие в Вифлеем, когда Праведный Иосиф с Богородицей идут на перепись, и Бегство в Египет уже после Рождения Младенца и предостережения ангела. Еще я делал эскиз, по которому потом писали другие художники для Никольского храма в селе Ближняя Игуменка под Белгородом.

Вообще иконография Рождества Христова кажется простой в том смысле, что там всё понятно, всё считывается, в то же время она насыщена сюжетами, богословской глубиной, что помогает проникнуть в суть Праздника.

 

Беседовала Оксана Головко