Совместное празднование этих двух святых установлено в благодарность за их многолетние труды в борьбе с ересями. Сегодня мало кто знает, в каких боях выковывалась в III–IV веках православная догматика и как на самом деле рождались христианская философия и теология.
У врат учености
Жизнь Афанасия Александрийского (Афанасия Великого) похожа на сценарий блокбастера с бесконечными погонями и приключениями. С ним постоянно происходили какие-то «сальто-мортале»: то он возглавлял Александрийскую кафедру, то его с нее свергали и он оказывался вне закона, одни его разыскивали, другие спасали.
Родился он в Александрии, по мнению большинства исследователей, между 296 и 298 годом (в одном коптском тексте говорится, что ко времени поставления на Александрийскую кафедру в 328 году ему было 33 года). До рукоположения в свой первый сан — диакона — он шесть лет был чтецом и помощником архиепископа Александра, ставшего в 313 году Александрийским Патриархом.
В то время Александрийская кафедра была одним из важнейших богословских центров христианского мира. Правда, оттуда вышли не только святители, но и другие известные личности, в частности Ориген и дьякон Арий, ставший родоначальником ереси, получившей название «арианство».
«Дом, разделившийся сам в себе, не устоит»
Первая четверть IV века стала для христиан переломной. В 324 году император Константин одержал победу над своим соправителем Лицинием и стал единовластным правителем Римской империи. Он взял курс на превращение христианства в государственную религию, поэтому был заинтересован в консолидации Церкви. Однако при вступлении в Никомидию получил множество взаимных жалоб сторонников и противников учения Ария, который утверждал, что Христос сотворен Богом и, следовательно, во-первых, не предвечен (имеет начало своего бытия) и, во-вторых, не равен, то есть не единосущен Богу.
В Египте их споры уже стали переходить в ожесточенные уличные стычки, участники которых «в пылу исступления покушались на дела нечестивые, осмеливались оскорблять изображение василевса». А ведь в римском праве покушение на изображение императора было тяжким преступлением — оскорблением величества.
В конце концов по приказу императора в Никее в 325 году был созван Первый Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено, в качестве Символа веры было принято учение о единосущной Троице, а сам Арий изгнан. Афанасий в качестве секретаря сопровождал Патриарха Александра на этот собор и активно участвовал в спорах о природе Христа — Ария и всю его аргументацию он отлично знал.
И один в поле воин
А через год Патриарх Александр умер и Афанасия избрали его преемником. Впереди были 46 лет епископского служения, за время которого его много раз изгоняли и возвращали обратно.
Арий, некогда также претендовавший на это место, в то время был уже в ссылке, но значительная часть клира по-прежнему разделяла его взгляды. А один из ярых ариан, Евсевий Никомидийский, возвращенный императором из изгнания, сумел сделать все, чтобы тот поддержал именно арианскую версию христианства. В 330 году вернулся из ссылки и сам Арий. Константин же, действуя прежде всего как государь, пытался примирить враждующие партии.
Единственным, кто отказывался признавать равноправие истинного христианства и арианской ереси и принимать ариан в свою общину, был Афанасий Александрийский. Поэтому, имея огромное влияние в высших кругах, ариане сделали все, чтобы добиться осуждения своего непримиримого противника. В 335 году Тирский Собор обвинил его ни много ни мало в убийстве мелитианского епископа Арсения. При этом вещественным доказательств служила отрубленная рука Арсения, хотя, по некоторым данным, он вообще был на тот момент жив. И все-таки, несмотря на абсурдность обвинения, Афанасия сослали на задворки империи, в Трир (недалеко от границы между нынешними Германией и Люксембургом), откуда он вернулся только после смерти императора Константина.
Битва титанов
Однако не успели Афанасия снова избрать на Александрийскую кафедру, как в 340 году опять изгнали — ариане сделали для этого все возможное. Его место в Александрии занял арианин Григорий. А в 341 году Антиохийский Поместный Собор, изначально не признанный Вселенским западным епископатом, закрепил арианство как официальное учение. Но в 345 году Григорий умер, и епископом в Александрии снова стал Афанасий. Причем каждый раз, когда его свергали, арианам удавалось добиться решения о заточении его в тюрьму, и с помощью близких людей святителю приходилось скрываться, пока его по всей империи искали как опасного преступника.
Надо сказать, Арий пользовался такой огромной поддержкой не только за свои богословские взгляды. Он был человеком харизматичным, ярким, умеющим убеждать. Но Афанасий ему в этом не уступал. И каждый раз он возвращался на кафедру из очередной ссылки потому, что был любим клиром и народом. Он был аскетом, человеком, которого было сложно обвинить в заигрывании с властью. Именно его харизматичность убеждала ариан в том, что только уничтожение Афанасия приведет к окончательной победе арианства.
«И нашел сердце его верным пред Тобою…»
Удивительно, но своим возвращением из изгнания Афанасий был обязан антихристианину. Святитель бежал из Александрии в верхний Египет, где скрывался у монахов-отшельников, пока на трон не взошел Юлиан, вошедший в историю с прозвищем Отступник. Он объявил о свободе вероисповедания, уравняв в том числе язычество и любые ветви христианства, и опальный епископ вернулся в Александрию. Юлиан был уверен, что таким образом он сможет усилить раскол в Церкви.
Но власть в Константинополе в те времена менялась часто, и вскоре Юлиан погиб, и к власти пришел император Валент, убежденный арианин. Он издал эдикт об изгнании епископов, возвращенных его предшественником, и Афанасий, опасаясь преследования, опять бежал из Александрии. Но через четыре месяца эдикт был отменен, и он вернулся на свою епископскую кафедру, теперь уже навсегда.
Через несколько лет православные христиане полностью восстановили свои позиции. В 381 году император Феодосий I, сам убежденный противник арианства, потребовал созыва нового Вселенского Собора в Константинополе, на котором арианство было осуждено.
Последние годы святителя Афанасия прошли мирно. Скончался он в 373 году, не дожив всего восьми лет до окончательной победы над арианством.
Борьба с ним продолжалась более шестидесяти лет. За это время сформировалось православное монашество, а Церковь закалилась, усвоила античное наследие, разобравшись, что оттуда брать, а что не нужно, достигла вершин богословия. Афанасий был на целое поколение старше Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Ему не было дано создать богословскую терминологию, но можно с уверенностью сказать, что отцы-каппадокийцы шли по его стопам.
Несторий и его ересь
Точных сведений о дате рождения святителя Кирилла также нет. Неизвестно где и у кого он учился. Зато известно, что дядей его был Александрийский Патриарх Феофил, а сам Кирилл в юности ушел в Нитрийские горы, вступил в скит святого Макария и пробыл там шесть лет, после чего дядя посвятил его в сан диакона и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди.
После смерти Патриарха Феофила Кирилла избрали главой Александрийской кафедры, в IV—V веках соперничавшей с Константинопольским патриархатом по важнейшим догматическим вопросам. Вот и святителю Кириллу предстояла борьба с Константинопольским Патриархом Несторием и идеями, которые тот отстаивал.
Суть их состояла в том, что в едином богочеловеческом лице Христа с момента зачатия неслитно соединены две ипостаси и две природы — Бога и человека, поэтому одни Его действия совершал человек, а другие (чудеса) — Божество. Поэтому для несториан подвиги Христа как человека — вплоть до смерти на кресте — были особо важны. А Богородица была для них «Христородицей», родившей не Бога, а человека Христа.
Кирилл же настаивал на исповедании единой Ипостаси воплощенного Бога и на важности слова «Богородица», так как именно от Девы Бог родился как человек, а не соединился с родившимся от Нее человеком.
«Пусть взвесят меня на весах правды»
Когда пресвитер Антиохийской церкви Несторий в 428 году был избран на Константинопольскую кафедру, он начал открытое гонение на православных. В его присутствии один из его приверженцев, епископ Дорофей, с церковной кафедры провозгласил анафему тем, кто именует Пресвятую Деву Марию Богородицей. Это вызвало возмущение, тем более что Божия Матерь считалась покровительницей византийской столицы. Заволновались монахи. От них к Несторию явилась депутация, но он, даже не поговорив с ними, отдал их под суд за непослушание, бросил в тюрьму и подверг бичеванию.
Мало того, в Константинопольской епархии он самочинно начал реформирование литургии, настроив против себя клириков. С церковной кафедры он анафематствовал театры, пение, концерты, танцы, атлетические состязания, чем нажил себе врагов в лице многих жителей столицы.
Опровергая его лжеучение, святитель Кирилл писал увещевательные послания самому Несторию, письма императору Феодосию Младшему, папе Целестину I и в разные монастыри.
Несторий, в свою очередь, писал на Кирилла доносы и называл его еретиком. Положение обострилось настолько, что пришлось созвать Третий Вселенский Собор, который открылся в 431 году в Ефесе. На него приехали 200 епископов от всех Поместных Церквей. А председательствовал на нем Александрийский Патриарх Кирилл.
Время говорить и время молчать
Учение Нестория Собор осудил как ересь. Несторий не подчинился. А прибывший с опозданием Антиохийский епископ Иоанн открыл свой параллельный Собор, который провозгласил еретиком уже святителя Кирилла. Смута разрасталась, и, чтобы положить ей конец, император велел арестовать Кирилла Александрийского и Мемнона Ефесского. Но они бежали в Египет, где Кирилл нашел убежище у коптов.
Параллельный собор епископов Константинопольской и Антиохийской церкви Нестория оправдал, но, чтобы закончить смуту, тот сам отошел от дел и удалился в монастырь святого Евпрепия близ Антиохии. А потом подписал текст вероисповедания, отправленный ему Иоанном Антиохийским. Но через три года его, по приказу императора, все равно сослали в Петру, в Аравии, а затем в отдаленный египетский оазис Ибис, где около 451 года он скончался, пережив своего главного оппонента на 7 лет и до конца веря в свою правоту.
А о Кирилле никто ничего не слышал с 433 года — должно быть, и для него настало время отрешиться от вражды. Скончался он в 444 году, оставив потомкам множество богословских трудов и полемических сочинений.
«Все это, конечно, интересно и познавательно, но какое отношение к нам в XXI веке имеют все эти богословские баталии чуть ли не двухтысячелетней давности?», — заметит современный скептик. И будет неправ.
Вот что писал об этих спорах их активный участник святитель Григорий Назианзин, прозванный Богословом за свои трактаты о Троице, Боге-Слове – Спасителе мира и о Духе Святом:
«Всего опаснее, чтобы нам, из опасения многобожия, (…) не оставить в учении своём одних голых имён, признав за одно Отца и Сына, и Святого Духа, а также, чрез уклонение в противное, разделив Божество на трёх (…) противоположных Богов, не впасть в равное первому зло (…) Ныне в учении о Боге — три недуга: безбожие, иудейство и многобожие».
Иными словами, от результатов этих споров зависело все будущее христианской Церкви: стоило уклониться в одну или другую крайность, и либо она утратила бы верное представление о Христе, либо впала бы в чистое язычество. В любом случае, в ней уже не было бы Истины. А зачем тогда нужна Церковь?