«Христос победил в этой битве, и мое сердце сделалось православным»
Православие.Ru, 12 марта 2015 г. http://www.pravoslavie.ru/put/77834.htm |
С иереем Джоном Мастером беседовал Дмитрий Лапа |
Иерей Джон (Иоанн) Мастер (John Musther), православный англичанин, служит в миссионерском приходе во имя святых Беги, Мунго и Герберта в городе Кезик, что в графстве Камбрия на северо-западе Англии. Его приход (в юрисдикции Константинопольского Патриархата) продолжает древнюю традицию Православной Церкви. Эта община – живое свидетельство истины Святого Православия для местных жителей.
В I тысячелетии, до Норманнского завоевания, Церковь Британии и Ирландии была в полном общении с Православной Церковью – единой как на Востоке, так и на Западе. В то время различия между восточным и западным Православием были незначительны и касались в основном лишь местных традиций. Однако стремление к святости было везде одинаковым.
В ту эпоху народы, населявшие Британию и Ирландию, дали миру несколько тысяч святых: мужчин и женщин, королей и королев, мучеников, епископов и игуменов, пустынников и миссионеров. И по сей день вся Британская земля хранит память о древних святых этих островов. Множество ранних святынь и святых мест разбросаны по всей Британии и Ирландии.
Камбрия, где живет и служит отец Джон, – одно из самых больших по территории графств страны и при этом одно самых малонаселенных. Частью графства Камбрия является знаменитый Озерный край – живописнейший район Англии, с холмов которого открываются захватывающие виды. Изумительная по красоте природа здешних мест на протяжении многих столетий вдохновляла писателей и поэтов, музыкантов и живописцев.
В I тысячелетии Камбрия развивалась весьма изолированно – она не входила в состав ни одного из семи исторических англо-саксонских королевств и даже имела больше связей с Шотландией и Уэльсом, чем с Англией. Христианская жизнь камбрийцев с самых первых веков находилась под влиянием разных традиций: римской (точнее – римо-британской), кельтской (валлийской, ирландской и шотландской), а позднее – саксонской и даже норвежской. Видимые следы и остатки всех этих традиций можно найти в Камбрии и в наши дни. По преданию, апостол ирландцев святитель Патрик родился на северо-западе Англии – скорее всего именно в Камбрии. Этот регион притягивает людей своей волшебной красотой и тишиной, а также своим богатым древним христианским наследием. Слава Богу, возрождение православной веры и открытие древних и почти забытых святых и святынь этого края сегодня становится реальностью благодаря таким людям, как отец Джон Мастер.
***
– Отец Джон, расскажите, пожалуйста, как вы стали православным.
– Я познакомился с отцом Софронием (Сахаровым), когда учился на юридическом факультете в Университетском колледже Лондона. Если правильно помню, это было начало 1961 года. Примерно за два года до этого отец Софроний приехал в Толшент-Найтс графства Эссекс и основал там Иоанно-Предтеченский монастырь. Я тогда лишь немного знал о христианстве через церковь Англии, но ничего не знал о Православии. Однажды воскресным днем после службы девятого часа он пригласил меня к себе в кабинет и, пока готовился чай, спросил: в чем заключается смысл христианской жизни? Он говорил так кротко… И когда я ответил, что не знаю, отец Софроний просто сказал: «Смысл христианской жизни в том, чтобы просить Господа Иисуса послать Святого Духа в наши сердца, чтобы Он нас очистил и сделал подобными Христу». Я так и сел, будучи крайне ошеломленным. У меня просто волосы встали дыбом. Никогда до этого я не слышал ничего подобного. У меня не было никаких вопросов. Я знал лишь одно – что его слова были истиной, произнесенной из глубины сердца. И я должен был откликнуться на них и принять тот бесценный дар, которым он со мной делился.
Сказанное отцом Софронием полностью изменило направление моей жизни. Сила этих слов не перестает вдохновлять меня
Сказанное отцом Софронием было кратким изложением Священного Писания. Для меня это было истинным словом Божиим. То, что он говорил, полностью изменило направление моей жизни. Сила этих слов не перестает меня вдохновлять с того дня.
Архимандрит Софроний посоветовал мне прочитать его книгу «Неискаженный образ: старец Силуан» (Она к тому времени уже была переведена на английский. – Д.Л.). И снова я был крайне поражен, что не мог сказать ни слова. Это было как смерть. «Как же человек может жить такой жизнью?» – думал я.
В то время я обнаружил в себе протестантский дух, и мне потребовалось еще много лет, чтобы окончательно его побороть. Но прошли годы, и однажды я проснулся и сразу почувствовал, что все мои возражения отпали сами собой. Христос победил в этой битве, и мое сердце сделалось православным. В то же время я узнал, что живу недалеко от маленького прихода протоиерея Сергия Гаккеля, который находился в городе Льюис графства Восточный Сассекс. Отец Сергий подготовил меня и мою жену Дженни к миропомазанию и переходу в Православную Церковь в 2003 году.
Работа над фресками завершилась до того, как мы смогли въехать в наш дом – и было ощущение, что святые «поселились» здесь до нас
– Расскажите, пожалуйста, о вашем приходе.
– Мы с Дженни переехали в Камбрию в 2007 году, когда меня уже рукоположили во диакона и поручили найти православных христиан в этом регионе. В Камбрии мы купили маленький дом в городке Кезик. Этот домик нуждался в основательном ремонте. Поскольку ежедневное совершение богослужений к тому времени стало частью нашей жизни, мы приспособили чердак под часовню, которая сверху донизу была расписана фресками (работа была проделана православным иконописцем-англичанином Айданом Хартом). Работа над фресками завершилась до того времени, когда мы смогли въехать в дом: было такое ощущение, что святые «поселились» здесь до нас.
Оказалось, за первыми православными не надо было далеко идти: они нашлись в 80 ярдах от нас в ближайшем магазинчике, торгующем горячей едой. Тогда мы узнали, что православные семьи владеют такими магазинчиками по всему северу графства. У нас сразу же составилась община. Но очень скоро наша домашняя часовня перестала вмещать всех верующих. К счастью для нас, местная методистская церковь в то время закрыла свою часовню в деревне Брейтуэйт в двух милях по дороге вниз от Кезика. Здание этой часовни прекрасно удовлетворило наши нужды. Нам официально разрешили переоборудовать и использовать ее в качестве православного храма для совершения еженедельных воскресных Литургий. Но мы продолжили использовать и нашу домашнюю часовню для совершения вечерни и утрени.
Первыми пришедшими к нам православными христианами были киприоты, но вскоре у нас стали появляться и англичане, которые просили принять их в Православие через миропомазание. Так что уже с самого начала у нас была необходимость совершать Божественную Литургию по воскресным дням на английском языке. К нам на службы приезжают гости со всех концов графства Камбрия, но куда больше народу бывает в сезоны отпусков, из числа отдыхающих, поскольку Озерный край – магнит для туристов. При нашей часовне есть и кухня, и помещение, где после Литургии прихожане могут собраться, вместе вкусить трапезу и пообщаться. Очень часто людям даже не хочется уходить!
Мы так счастливы, что у нас есть люди, искренне желающие что-то делать. Женщины нашего прихода, например, переоборудовали комнаты бывшего молодежного центра при часовне в спальни. Теперь у нас есть возможность размещать гостей на какое-то время! По Божиему благословению, в нашем приходе появились и православные семьи с детьми. Это так здорово, что они просят крестить своих детей. У нас в настоящий момент 30–50 постоянных прихожан.
Часовня стоит на деревенской зеленой лужайке, и летом прихожане после службы сидят на открытом воздухе, а дети бегают вокруг и наслаждаются деревенской атмосферой.
Чуть выше находится чудесное горное озерцо. Вода в нем холодная, и на праздник Богоявления только несколько человек отваживается в него окунаться. Но летом это безупречное место для крещения взрослых.
– Вы автор уникальной книги «Живая традиция святых и значимость их учения для нас» («The Living Tradition of the Saints and Significance of their Teaching for Us»), где более 350 страниц, отражающих мудрость как святых, живших на Православном Востоке, так и святых, живших на Православном Западе в I тысячелетии христианства. Это плод 45-летних трудов, исследований и молитв. Не могли бы вы рассказать, как создавалась эта книга?
– Отец Софроний написал для меня рекомендательное письмо и тем самым помог попасть на Святую Гору Афон. Я пробыл там 11 дней – и тогда это не было таким уж подвигом, ибо монашеская жизнь в то время была в упадке (это примерно 1963 год). Но у меня был большой пробел в знании того, что я называю живой традицией. Я понимал, что отцы-пустынники – корень этой традиции. К тому времени я был знаком с двумя из них: с преподобным Силуаном Афонским (благодаря книге и рассказам старца Софрония) и с самим старцем Софронием. Но что же происходило за те 1500 лет, что прошли от первых отцов-пустынников до них? Тогда еще почти ничего не печаталось о Православии на английском языке. Но у меня был регулярный доступ к большой библиотеке в Шеветонь, где я читал всё, что только мог, зачастую на французском языке. Мой пробел в знании начал заполняться. Но мне понадобилось примерно 40 лет, чтобы заполнить его.
Когда люди узнали, чем я занимаюсь, то и они очень захотели услышать о святых, особенно о том, что святые отцы говорили о молитве. И они попросили меня написать об этом. Вот как появилась эта книга. Она оказалась весьма полезной, поскольку люди смогли получить общее представление о едином пути к святости во Христе. К ней нужно обращаться снова и снова. Книга никогда не рекламировалась – я предпочел обойтись без этого. Это еще и история нашего обращения в Православие.
– Отец Джон, вы также создали два уникальнейших и очень значимых онлайн-проекта. Первый из них – это «Синаксарь британских святых», для которого вы собрали различного рода информацию о великом множестве святых угодников Британии и Ирландии: краткие жизнеописания святых, связанные с ними места, иконы и молитвы этим святым, а также многочисленные фотографии и иллюстрации. Искать по сайту и даже «путешествовать» можно, используя разные критерии: чины святости, дни памяти святых, иконы, тропари и кондаки, святые места и святыни, чудеса, места для паломничества. Была проделана огромная работа. Второй проект –«Раннее христианство в Ирландии»: здесь можно найти сведения, проиллюстрированные фотографиями, обо всех раннехристианских местах в Ирландии вплоть до 1100 года, включая святые источники, деревья и горы, связанные с тем или иным святым (кельтская традиция), кельтские «высокие» кресты и круглые башни, гробницы святых и так далее. Как вы собирали информацию о святых и святынях Британских островов?
Нет слов, чтобы передать наше изумление, когда мы узнали, как богата святыми местами наша страна!
– Однажды мы оказались в Ирландии, где посещали некоторые святые места этой страны. Нет слов, чтобы передать наше изумление, когда мы узнали, как многочисленны и как богаты эти места. Но было тяжело получить информацию о многих из них. Так я стал составлять базу данных, чтобы другие тоже смогли находить эти места. И люди очень благодарны за это. Иногда меня даже просят составить двухнедельный маршрут по святым местам для паломничества во время отпуска!
Мы уже дважды проехали по святым местам всей Ирландии, но у нас всё еще есть пробелы в знании. Мы за это время точно стали страстными охотниками за отдаленными островками, кельями-ульями, отшельническими домиками и могилами святых. Даже невозможно выразить наш восторг от посещения этих мест! Как близко мы оказываемся со святыми отцами-пустынниками!
Люди стали просить нас «сделать» Уэльс, Корнуолл, Шотландию и оставшуюся часть Англии[1]. И я был крайне рад воспользоваться этой возможностью и получить такой ничем не заменимый опыт. Мы чувствуем, что живем в окружении стольких многих невидимых друзей, молящихся за нас и вдохновляющих нас каждый день.
Когда наша домашняя часовня украшалась фресками и иконами, под деисусным рядом иконостаса у нас появились большие изображения четырех местных святых, тесно связанных с Камбрией: святых Мунго (он же Кентигерн), Кутберта, Беги и Герберта. Небесными покровителями нашей общины стали святые Бега, Мунго и Герберт. По трем остальным сторонам часовни у нас идут святые Антоний Великий, Пимен Великий, Макарий Великий, Варсонофий Великий, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Максим Исповедник, Исихий, Григорий Синаит, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама и Силуан Афонский.
Вот наши «многочисленные свидетели». Мы служим утреню и вечерню каждый день, и счастливы быть рядом со всеми ими. Зная, где мы есть, поистине продолжаем спасаться каждый день.
– В ваших иллюстрированных статьях об этих подвижниках и святых местах, которые опубликованы на приходском сайте «Православная Камбрия», вы пишите, что посетили вместе с матушкой почти все эти места сами. Должно быть, это принесло великое вдохновение и утешение вашей душе. По одним лишь фотографиям сразу можно сказать, что это поистине «святые ландшафты», преображающие душу едва ли не каждого путешественника… Кто ваши любимые святые? Какие святые места особенно дороги вам?– Любимые святые – это покровители нашего прихода, о них мы уже упомянули. Что касается святых мест, то трудно выделить самые любимые, хотя к некоторым, действительно, отношение особое. Это первозданная пещера святого отшельника Колмана Килмакдуахского в лесу Буррен ирландского графства Клэр; пещера святого Ниниана в Галлоуэе (Шотландия); пещера преподобного Колумбы Айонского в местечке Эллари шотландской области Аргайл; остатки монастыря, основанного святым Сеаннахом на островке Иллаунтанниг близ побережья полуострова Дингл ирландского графства Керри; монашеский остров Иллаунлохан рядом с деревней Портмаги того же графства; «Церковный остров» на озере Лох-Карран около деревни Уотервил того же графства; остров в честь святого Макдары близ ирландского города Голуэй; «скальные столбы» (то, что осталось в результате эрозии) в море среди Оркнейских островов в Шотландии; церковь и источник святого отшельника Иссуи в местечке Партришоу близ города Абергавенни, среди гор «Блэк-Маунтинс» в Уэльсе; церковь святого Молуага в одинокой деревушке Эйнорт на шотландском острове Скай; часовня святой Тридуаны на острове Папа-Уэстрей (Оркнейские острова, Шотландия).
Мы уже сделали 17 буклетов, каждый примерно из 40 страниц, обо всех святых местах Британии и Ирландии, которые нам удалось посетить
Все они – ярчайшее свидетельство о серьезной аскезе и отшельнической молитве. Мы уже сделали 17 буклетов, каждый примерно из 40 страниц, обо всех святых местах Британии и Ирландии, которые нам удалось посетить до настоящего времени.
В чем мы после этого нуждались, так это в синаксаре святых Британских островов, чтобы имена многих из них вновь призывались на православных богослужениях. Конечно, к тому времени уже существовал крайне значимый календарь святых, изданный Братством святого Иоанна Крестителя. Но хорошо бы, чтобы имена угодников Божиих сопровождались информацией о них, изложенной в легко усвояемой форме. Что может быть лучше, чем иметь это всё на одном сайте, посвященном этой теме? Поэтому мы выбрали всех святых, сыгравших важную роль в истории Церкви в каждом регионе. И святые не просто появляются в списке, а располагаются в правильном историческом и географическом контексте. Используя кнопку «Следующий» (Next) весь синаксарь можно «пройти» от начала до конца. Это не только красивое чтение, но и получение обильной информации. Последний успешный «маневр» заключался в снабжении каждой статьи о святых не только иконой (где это возможно), но и фотографиями самых значимых святых мест, связанных с подвижником или подвижницей. Это, в свою очередь, вдохновит большее число людей на совершение паломничеств к святым местам. Люди могут скачивать, что им нужно, или им может быть выслана полная версия календаря. Мы понимаем, что это не совсем то же самое, что предыдущий календарь, но современные технологии позволяют предложить что-то, что, отвечая всем необходимым требованиям, дает возможность узнавать и ценить святых совершенно по-новому.
Познакомившись с нашими сайтами, люди вдохновятся на совершение паломничеств к святым местам
– Расскажите немного о Камбрии и православных святынях этого графства. Какие места вы бы посоветовали посетить православным паломникам?
– Церковь пришла в Камбрию очень рано. Как минимум две ранние часовни были обнаружены рядом с Адриановым валом: Виндоланда и Бирдосвальд, причем Виндоланда, возможно, датируется IV веком. Неподалеку есть островок Ардвалл в области Галлоуэй (Шотландия), где ранние ирландские монахи поселились еще в V столетии. Святой Ниниан трудился в Камбрии, сделав себе центром город Карлайл, и, возможно, основал отшельнические кельи в пещерах, находящихся поблизости церкви Найнкеркс, освященной сегодня во имя святого Ниниана в городе Бруэм. Святой Кентигерн (Мунго), по преданию, проповедовал в местечке Кростуэйт, где в его честь по сей день освящена церковь (ныне пригород Кезика Грейт-Кростуэйт. – Д.Л.). Святитель Кутберт Линдисфарнский был частым гостем в этих западных краях. Святой Герберт (также Херберт) был близким духовным другом Кутберта – он жил на островке, ныне носящем его имя, на озере Деруэнт-Уотер – как раз в черте города Кезик. Святая Бега построила себе отшельническую келью на берегу озера Бассентуэйт – совсем рядом с Кезиком. Это очень богатое наследие для такой сравнительно небольшой территории, как Камбрия; сам город Кезик имеет четырех святых-покровителей! Чего еще мы можем себе желать?
– Можно ли сказать, что сегодня всё больше коренных жителей Камбрии и страны в целом открывают для себя древнее православное наследие? Чем ваш героический приход занимается сейчас, чтобы внести свою лепту в дело возвращения этого богатого и некогда почти забытого наследия?
В Камбрии мы обнаружили 70 святых источников!
– В 2007 году мы предприняли восьмидневную паломническую поездку по святым местам Камбрии. Мы особенно «выслеживали» святые источники и к нашему величайшему изумлению обнаружили 70 таких источников! Это оказалось гораздо больше, чем считалось раньше, хотя несколько источников из их числа уже навсегда потеряны. Поистине такая высокая концентрация святых источников на севере Камбрии является настоящим откровением. Имея столь огромное количество источников, Камбрия в этом отношении теперь может сравниться с Уэльсом или Корнуоллом. В 2014 году мы начали работать над восстановлением и освящением этих источников. Надеемся с Божией помощью продолжить эти труды в 2015 году и далее. В настоящее время мы делаем один проект, из которого, как надеемся, выйдет милая книга обо всех наших святых источниках.
Тут встает более глубокий вопрос: если Православие с недавнего времени постепенно возвращается в эту древнюю часть Британии, если мы возвращаем своих святых и святые места, то будет ли столь же значимым возвращение источников? Люди могут быть связанными со святыми, с «британскими» исконно монашескими местами (а таковых есть несколько в одной лишь Камбрии), высокими крестами (такими как в Бьюкасле и Госфорте), но как насчет источников? Являются ли они частью нашего культурного богатства или нет? Нам придется ответить на этот вопрос. Иначе получается, что мы просто отыскиваем романтические находки из прошлого, но это имеет мало общего с реальностью. Культурное наследие Камбрии остается единственным выжившим «экономическим ресурсом» графства, и здесь Православная Церковь, как нам видится, сохраняет почти забытую часть этого наследия. Мы надеемся, знание духовного ландшафта Камбрии чрезвычайно возрастет благодаря паломничествам, ежегодному освящению вод источников и, разумеется, благодаря публикуемым нами материалам.
– Каким вы видите будущее Православия у себя на родине? Трудятся ли вместе различные православные юрисдикции (греческая, русская, сербская, антиохийская и прочие)?
– Камбрия не входила в состав Англии до X–XI веков, а потом была поглощена Католической церковью после Норманнского завоевания, как и остальная часть страны. Голос Православия был заглушен на очень долгое время. Люди совсем ничего не знают об этом, потому что у них нет опыта православной жизни. Это было своего рода шоком на первых порах, когда мы сюда переехали.
По евангельским заповедям можно жить, а стяжание святости – достижимо. Это самая суть Православия, и она никогда не может измениться
Первым делом нужно было служить Божественную Литургию каждое воскресенье, вторым делом – служить на английском языке. Мы должны говорить о наших святых отцах: грекам нужно рассказывать, что у нас есть святые, о которых они ничего не знают; англичанам – что у них есть свои святые, о которых они почти забыли. Царство Небесное «работает» через молитвы святых, по евангельским заповедям можно жить, а стяжание святости – достижимо. Это самая суть Православия, и она никогда не может измениться.
Но религиозная культура Англии (и других стран) отвернулась от Божией Матери, от всех святых и ангелов. Общение Неба с землей было отвергнуто вместе с Божественной Литургией как преображающей реальностью. Эта культура потеряла путь святости в центре живой традиции. Но люди не знают, что они потеряли.
Трудности православных не должны увеличивать эту трагедию. Поколения молодых православных уже потеряны из-за отсутствия надежд на будущее. Разделения между юрисдикциями очень осложняют наше свидетельство. Какими мы будем через 15–20 лет? Возможно, даже более малочисленными, чем сейчас, но, надеюсь, более мудрыми и осведомленными.
[1] Хотя Корнуолл является графством Англии, в этом районе в I тысячелетии процветало христианство преимущественно кельтской традиции, близкое Уэльсу, Ирландии, Шотландии и Бретани, поэтому Корнуолл в отношении древних святых часто рассматривается исследователями и агиологами вне Англии как отдельный регион.