«Кризис – это когда человек живет не по Евангелию»
Православие.Ru / Интернет-журнал, 31 марта 2015 г. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/78269.htm |
Падение рубля, увеличение цен, для кого-то сокращение на работе – всё это отражается на внутреннем состоянии человека, порой доводя его до уныния. Но всё ли так плохо, как кажется? Священники Русской Православной Церкви Артемий Владимиров, Владимир Гамарис, Николай Булгаков, Димитрий Шишкин и Димитрий Фетисов поделились размышлениями о том, можно ли извлечь из кризиса духовную пользу.
***
«Достоинство христианина познается в испытании»
Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного и Российского православного университетов, член Союза писателей России:
– Конечно, дорогие друзья, это «рукотворный» кризис, связанный с инфляцией и удешевлением рубля. И только потому мы ощущаем эти болезненные изменения, что Россия искусственно интегрирована в мировую экономику и рубль не является, как некогда, самостоятельной валютой (он привязан к золотому запасу и полезным ископаемым, но пока связан с бумажным царством долларов.) Сегодня имеет место некая стагнация в движении финансов, многие теряют работу; нет свободного циркулирования денежных средств, соответственно – и товаров; предприниматели чувствуют, что не справляются с трудностями и вынуждены сокращать персонал. У людей возникает обеспокоенность, как прокормить детей, как выжить в этих обстоятельствах, когда у всех волнения, тревоги, напряжение душевных и телесных сил… Но можно ли извлечь из кризиса духовную пользу?
Прежде всего, если мы сравним положение России с Украиной (всё познается в сравнении!), если поймем, что «цивилизация моря» ведет войну против «цивилизации суши», Атлантика – против Русского мира, то «на войне как на войне». Люди, прошедшие войну, воспринимают жизнь как самый драгоценный дар и рады жить в стесненных условиях, «лишь бы не было войны». Так, после Великой Отечественной, в годы разрухи жили дружно в очень стесненных условиях и радовались тому, что есть возможность созидать, радовались каждому наступившему дню.
Промысл Божий, пекущийся о нашем спасении, постоянно поставляет нас перед необходимостью взывать к Богу, просить Его о помощи
Поэтому, чувствуя, насколько хрупко равновесие, как легко темные силы могут устроить всемирный пожар, мы должны уметь благодарить Бога за всё и не роптать, не смущаться в этих обстоятельствах. Слава Богу, мы живем в мирных городах, хоть и не всё нам дается легко. Главное – уметь сохранять присутствие духа и быть вместе со всей страной. Когда ты объединяешься с жителями Донецка и Луганска, Дебальцева и Горловки, полностью разрушенных, тогда по-иному смотришь на собственные невзгоды и трудности. «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». И говорят, что Промысл Божий, пекущийся о нашем спасении, постоянно поставляет нас перед необходимостью взывать к Богу, просить Его о помощи, призывать Его святое имя.
«Без Бога не до порога», по очень точной и глубокой русской поговорке. Господь не дает нам заплыть жиром в комфорте, в расслаблении, но, попуская нам страдания, переживания, держит нас в спортивной форме, в боевой готовности. Мы открыты навстречу Божией благодати. «Сытое брюхо к учению глухо». Человек, умеющий довольствоваться малым, радующийся тому, что он провел этот день и не остался без Божией милости, живет трезвенно, не уходя в мечтательную сферу.
Действительно, мы должны извлекать духовную пользу из всего, подражая апостолу Павлу, который говорил: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» (Флп. 4: 12). Думается, что в 1990-е годы мы переживали куда более тяжелые времена после разрушения Советского Союза, терпя унижение и порабощение страны. Сейчас всё-таки мало-помалу наша экономика развивается. И не только в экономике, но и в области культуры, в области духовного просвещения есть положительные изменения. Враг без борьбы места своего не уступит, но нам дана свобода бороться со всеми напастями, подтачивающими нашу государственность, нашу нравственность, и поэтому необходимо сохранять равновесие ума и сердца.
Самое, наверное, неправильное и печальное – это состояние безотчетной тревоги, страха, паникерства. Очень легко приобрести определенный склад неврастеника, человека, не умеющего пребывать в спокойном, благодушном, трезвом состоянии духа. Человек, внутренне кипятящийся, в котором идет «вулканический процесс», сам себе враг, он наживает несчастную склонность раздражаться по пустякам, терять самообладание, когда что-то происходит не по его воле; такой человек разрушает свою психику и сокращает годы, отпущенные ему на покаяние.
Нужно прилежно учиться самообладанию и спокойствию
И поэтому в кризисные времена, когда затормаживаются определенные социальные, экономические процессы, нужно прилежно учиться самообладанию и спокойствию. Ведь вокруг люди раздражены, обеспокоены собственным положением в мире, тем, как бы вытянуть лямку, как бы не порвалась лента маховика. Скудеют гостеприимство, бескорыстие, сегодня мало людей теплых по сердцу, умеющих приветливо и радушно пообщаться хотя бы три минуты. Морщины на лбу, взор настороженный, эгоизм возрастает: «своя рубаха ближе к телу», «моя хата с краю», «не нужно на меня навешивать ваших проблем, своих хватает…» Люди становятся жесткими, неразговорчивыми, скудеет любовь, предполагающая противоположное умонастроение: умение спокойно выслушать человека, потерпеть его; скрепя собственный дух, сказать ему теплое слово. И те, кто выработает в себе олимпийское спокойствие, умение не терять мирного настроения из-за перечисленных мною неприятностей, сохраняют благожелательность, не смущаются, не соблазняются чужими недостатками, говоря: «Всё бывает, хозяин барин, каждый проживает свою жизнь, делает свой выбор, я не должен лезть на стенку из-за таких странностей характеров, меня окружающих». Если человек действительно ставит своей целью стяжать ясность ума и мирное сердце, Бог ему помогает. Незаметно количество переходит в качество; душа видит, как на голый скелет Он наращивает плоть, и душа чувствует, что ей приоткрывается тайна спасения. А в чем она? В наших личностных качествах, в устроении нашей души, в направлении наших помыслов.
Мне, например, очень тревожно за людей, которые 30 лет ходят в храм, для них нет секретов в церковной жизни, они участвуют в таинствах, но сделайте продольный срез, загляните за пазуху – а там всё, кроме Христовых добродетелей. Эти добродетели суть молитвенная обращенность к Богу, скромное суждение о самом себе, умение тайно укорять себя в неприятных обстоятельствах, теплота, благожелательство. Жалость, сострадание – это самое спасение, если человек укоренен в подобной атмосфере сердечной. Радость – плод благодарения Бога за скорби, вера в то, что Бог о тебе печется и восполняет недостающее.
К сожалению, сейчас мало людей, кто действительно, а не притворно работает над спасением своей души, кто свою душу любит и почитает ее сокровищем в очах Божиих. Больше фразеологии, больше стремления учить, назидать, просвещать, но при этом удивительное легкомыслие относительно своего бессмертного духа. По чему мы можем об этом так строго судить? По плодам. Потому что человек – это дух, человек – это определенный стиль и образ мышления, это определенная атмосфера, которую он так или иначе распространяет вокруг себя. И поэтому мало избирающих узкий путь. Как говорит апостол Павел, некоторые «поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Фес. 3: 11).
Достоинство христианина познается в испытании: когда тяжело – тогда наружу вылезают твои подлинные, тебе присущие свойства и качества
Кризис, я думаю, нам должен помогать. Достоинство христианина познается в испытании; когда тяжело, тогда наружу вылезают твои подлинные, тебе присущие свойства и качества. Каждый из нас в течение жизни их проявляет, в них утверждается и сам подводит знаменатель. А под знаменателем – либо погибель, либо спасение. Поэтому будем, друзья, радоваться тому, что живем в России. Россия у всех на виду, у нее много врагов, но с нами Бог! Поэтому с христиан сегодня особый спрос.
***
«Смирение перед Промыслом Божиим –
самое точное и полезное для нас
отношение к происходящему»
Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово (Московская епархия):
– Эта замечательная пословица – «Счастью не верь, а беды не пугайся» – напоминает нам о том, что в жизни всё меняется. День и ночь, зима и лето, будни и праздники… «Время плакати и время смеятися…» (Еккл. 3: 4). Так Господь положил. Белую полосу в жизни сменяет черная полоса. И не только у отдельных людей, но и у народов.
Когда, как говорят, всё хорошо, дела идут как по маслу, нам иногда кажется: наконец-то всё устоялось, пошла нормальная жизнь, пусть теперь так и будет. Но это не так. Нужно, во-первых, ценить такие моменты, не воспринимать их как что-то само собой разумеющееся, как должное, благодарить Бога. А во-вторых, не забывать, что всё рано или поздно заканчивается: и хорошее, и плохое. Вот это как раз и есть нормальная жизнь. Другой не бывает. Господь делает так для нашей духовной пользы – отнимает достаток и комфорт. Хочет, чтобы мы преодолевали трудности с Божией помощью и становились сильнее. Старается нас разбудить, заставляет задуматься о своей жизни. Когда приходят скорби, идет черная полоса, это значит, что Господь хочет, чтобы мы что-то меняли в своей жизни. Выверили свой курс: туда ли мы идем, какова наша главная цель?
Возьмем, к примеру, семейную жизнь. Есть такое понятие: возбудительная Божия благодать. Встретившись, полюбив друг друга, молодые люди никого и ничего вокруг себя не замечают. Для них весь мир в розовом цвете, они, можно сказать, летают на крыльях своей любви, ни о чем больше не думают и никого не слушают. Что это такое? Это чудо Божие. Влюбленные получили от Бога в дар это чувство, без труда. Господь нам Сам его дает, чтобы мы почувствовали эту благодать, ощутили вкус этого счастья. Влюбленным, молодым супругам важно знать, что через какое-то время это чувство окрыленности проходит. Особенно, если мы грешим… Наступает некое охлаждение в отношениях – у кого раньше, у кого позже. В своем любимом мы начинаем видеть какие-то недостатки, которые раньше казались нам даже достоинствами. Оказывается, он не совсем такой, она не совсем такая… Да еще, бывает, нам «откроют глаза»… Почему? Что, оба они действительно изменились? Нет. Просто Господь через какое-то время в какой-то степени отнимает Свою благодать.
Когда мы не унываем, а трудимся, мы получаем духовный опыт, становимся сильнее
Для чего Он это делает? Для того, чтобы мы трудились сами. Чтобы мы крепли. Вот тут бывают ссоры, размолвки, некоторые даже разводятся. Но если супруги не разругаются, а смирятся, покаются, помолятся, потерпят, если, короче говоря, не испугаются этой беды, а преодолеют ее, то благодать к ним вернется, но уже с их участием, и любовь, бывает, становится даже еще крепче, чем раньше. В семейной жизни всегда ведь нужно что-то преодолевать, потому что мы все грешники, потому что враг хочет нас разделить. Когда мы не унываем, а трудимся, мы получаем духовный опыт, становимся сильнее. Когда не один пуд соли вместе съели (не только сахара), супруги становятся друг другу самыми близкими на свете людьми – как один человек.
Как мы учим детей ходить? Сначала поддерживаем, а когда дитя начинает держаться на ножках, постепенно его отпускаем. Малыш, бывает, упадет поначалу, мы его успокаиваем: «Ничего, ничего, вставай!» Хотим, чтобы окреп. А там, глядишь, он уже и сам пошел, а там и побежал… Так же и Господь растит нас.
Почему трясет наши семьи? Почему бывают обиды, размолвки, ссоры, измены, разводы?
Вера! Нужна вера! Вера в то, что на всё воля Божия. На легкое и трудное, желательное и неожиданное
Вера! Семьям, супругам нужна вера. Вера в то, что на всё воля Божия. На легкое и трудное, желательное и неожиданное. Евангельское отношение к другому человеку и к себе учит нас не искать счастья для себя, а думать: как бы сделать счастливым близкого человека, хотя бы одного на свете. Вот этого, самого ко мне ближнего. Я сам (сама) – что! Какое мне нужно получить счастье, я – грешный(ая), я его не заслужил(а). Если что-то не по мне – так мне и надо. Мне еще не так надо, при моей-то гордыне. Это Господь меня через моего(ю) благоверного(ую) смиряет, от гордыни меня через него (нее) лечит, от главного моего недуга, как хорошо! И – какой же тут развод, наоборот: слава Богу! Жизнь продолжается. Терпим, трудимся, меняемся к лучшему… Главное дело делаем!
Вера – то, что нужнее всего нашему народу во всех испытаниях, во всех событиях. Без веры начинаются социальные потрясения, революции, скорби не врачуются, а только усугубляются.
В последнее время Господь дал нашему народу относительно комфортную, мирную жизнь. Люди стали летать отдыхать за границу, купили хорошие автомобили… Удобно, комфортно. Но тут начались новые трудности: больше стало сердечно-сосудистых заболеваний, болезней опорно-двигательного аппарата… Бедствием для больших городов стали всем известные пробки, когда полдня приходится тратить на езду на работу и домой, когда к больному человеку «скорой помощи» никак не пробраться… По-человечески казалось: ну что можно с этими пробками сделать? Парковочные места расширить, превратить полгорода в проезжую часть, ездить под землей, над землей?.. И вот, по Своей милости, Господь вмешался и решил этот вопрос очень просто.
На Западе, когда вводили санкции против нашей страны, конечно, нисколько не думали о том, чтобы принести нам пользу. Напротив. А Господь думал. Что, люди что-то там решали? Люди-то решали, но главный во всем всегда – Господь. Святые отцы говорят, что в жизни нет ничего вне Промысла Божия. Господь с помощью кризиса стал понемногу ограничивать нас, мы стали меньше ездить на машинах – и пробок на улицах стало меньше, воздух чище. Главное, мы стали жить скромнее, а скромность – это положительное качество души, это добродетель.
Стали видны и другие приобретения от санкций. У нас всё острее становилась проблема мигрантов. «Гости» начинали уже чувствовать себя здесь хозяевами. Мы помним, как больно было воспринимать новые известия о гибели наших русских ребят от их ножа. И вот – кризис, падение курса рубля – и мигранты стали уезжать. Вот так не решаемые по-человечески проблемы стали решаться.
Страна, слава Богу, вынуждена меньше сырье продавать, а больше самим производить, экономически крепнуть, становиться более независимой, а значит – и духовно. «Не было бы счастья, да несчастье помогло» – давно заметил наш мудрый православный народ.
Однажды печально известный Н.С. Хрущев, который, думается, был дан нашему народу в наказание за грехи после предыдущих побед, за которые мы Бога слишком мало благодарили, в 1950-х – начале 1960-х годов развернул у нас в стране гонения на Церковь, погрозил, что покажет последнего попа по телевизору. После этого один молодой человек с тревогой спросил у старца: «Что же теперь будет с Церковью? Может, уже конец?..» – когда такие планы объявляет первое лицо государства. А старец на это спокойно отвечает: «Да кто его знает… У Бога столько средств! Он может вот так всё повернуть!» И перевернул свою ладонь. И ведь так оно и вышло. Никто не ожидал, что церковная жизнь не только не погаснет, но возгорится новым пламенем, да еще как!
«Как, каким образом это возможно?» – мы недоумеваем. А Бог-то? Богу всё возможно. И так, как ни один человек на земле не может себе представить.
«Слава Богу за всё!» – это замечательная формула святителя Иоанна Златоуста, которая стала эпиграфом ко всем томам его золотых словес. Она приложима и к семейной жизни, и к общественной, ко всему абсолютно. В трудных обстоятельствах нам не нужно роптать, искать виновного, унывать, спорить с обстоятельствами – но смириться с ними, в идеале возблагодарить за них Бога. Главное – то положительное, что Он нам всегда дает.
Есть три молитвы, которые подходят ко всем обстоятельствам без исключения
Есть три молитвы, которые подходят ко всем обстоятельствам без исключения. Первая – Слава Богу. Всегда. Вторая – Господи, помилуй; прости. Тоже всегда, потому что мы всегда грешные, всегда есть, в чем нам каяться, достойное по делам нашим приемлем. Покаяние примиряет нас с Богом, приближает к Нему, а значит – дает силы. И третья – Господи, помоги. Тоже всегда, потому что нам всегда нужна помощь Божия. Господь Сам сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5).
Не понимаем, за что благодарить, – вроде, ничего хорошего нет? Но мы ведь не больше Иоанна Крестителя, который тоже не мог понять, почему он должен крестить Спасителя. Если бы Иоанн Креститель не имел смирения и продолжал настаивать на том, что он недостоин Господа крестить, не совершилось бы Крещения, у нас бы не было крещенской воды. Это было бы с его стороны ложным смирением. Это по внешности, по-человечески вроде бы смирение, но смирение с примесью гордости. Господь сказал ему: «Остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Мф. 3: 15). И Иоанн Предтеча смирился, то есть сделал не по-своему, а так, как сказал ему Господь. Иоанн тогда еще, может, не до конца согласился с тем, что он делает что-то правильное, но он поверил Господу через силу и совершил истинное деяние.
Так же и апостол Петр поначалу не хотел, чтобы Господь умывал ему ноги. Не мог, по своему смирению, этого постигнуть! Действительно, Божие смирение для человека непостижимо. Спаситель ему сказал: «Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих» – то есть: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13: 7). Сегодня, наверное, большинство из нас не понимает, что и для чего нам делает Господь, но, может быть, что-то поймем потом – если Господь откроет. Всегда нужно иметь в виду, что мы всегда можем чего-то не понимать, и даже самого главного, но зато это очень хорошо понимает Господь.
В жизни всегда есть тайна, всегда есть то, о чем мы пока не знаем. Жить, учитывая эту тайну и смиряясь перед волей Божией, – это самое разумное. Иначе получается, что мы не доверяем Богу.
Если смотреть на жизнь с духовной точки зрения, то она на самом деле радостная
Смирение перед Промыслом Божиим – это самое точное и полезное для нас отношение к происходящему. Если нам не комфортно – это не так уж плохо, комфорт бывает и вреден. Так что если смотреть на жизнь с духовной точки зрения, то она на самом деле радостная. С духовным восприятием событий жить гораздо спокойнее, веселее и мудрее. «Нет худа без добра» – есть еще одна мудрая пословица. В одном и том же событии худо бывает материальным, а добро – духовным, худо бывает для временной жизни, а добро – для жизни вечной.
***
«Обратимся к Богу с полной готовностью
принимать всё, что Он посылает»
Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):
– Кажется, самые точные и строгие в отношении фактов люди – физики – открыли удивительный закон. Они выяснили, что малейшая частица материи – квант – ведет себя по-разному в зависимости от того… наблюдают за ней или нет. А вот представьте себе! Этот удивительный закон так и был назван – эффектом наблюдателя. А если обобщить, то можно сказать вот что: реальность зависит от нашего с вами отношения к ней, и это, кажется, меньше всего похоже на физику. Но это факт.
К чему это я… Мы сегодня говорим о кризисе… И не только мы с вами… Все сегодня говорят о кризисе, потому что жизнь рода человеческого стала похожа на один сплошной кризис. А этимология этого слова, как мы знаем, тесно связана с понятием суда. И уж мы-то с вами, православные христиане, должны понимать, о каком суде идет речь. О суде Бога над нами, грешными. Но это еще не тот – последний и Страшный суд. Это, если можно так сказать, еще «суд милости», промежуточный суд, дающий нам счастливую возможность задуматься серьезно о своей жизни и привести ее в соответствие с высшей правдой Божией. И, несомненно, в самой этой возможности и заключен главный духовный смысл любого земного кризиса – от частного до глобального и общемирового.
Когда человек относится к тому или иному событию с верой – реальность меняется, начинает складываться особенным образом
Итак, как же нам относиться к кризису, ко всем тем невольным и болезненным изменениям, которые происходят с нами? А ответ прост: относиться с верой. И это тоже можно в известном смысле назвать «эффектом наблюдателя». То есть когда человек относится к тому или иному событию с верой – реальность меняется, или даже так: начинает складываться, организовываться особенным образом. Это звучит как дикость, но это действительно так.
И если человек к любому кризису относится с верой, он понимает, что это прежде всего суд над ним самим. И выбора у него, собственно, два: либо начать роптать, жаловаться и унывать, разрушая свою жизнь, потому что всё названное разрушает; либо осознать и честно признать свои грехи и недостатки, малые и большие, и принести Господу от всего сердца искреннее покаяние. И с этого момента реальность человека начнет меняться, потому что покаянием в нашу жизнь приходит Сам Господь, и жизнь тогда начинает меняться, даже если внешние обстоятельства ее до поры до времени остаются по видимому прежними. Но меняется главное – отношение человека к этим обстоятельствам, а значит, они перестают быть разрушающими, угнетающими, губительными, и, напротив, – становятся очистительными, вдохновляющими, обновляющими. И это не просто слова – это реальность, знакомая каждому верующему человеку.
Больше того, если человек с верою глубокой и искренней в любовь и Промышление Божии относится к реальности – Господь дает возможность почувствовать и испытать на себе всю полноту Его милости, любви и заботы. Человек видит реально, что Господь никогда не оставляет верующего в Него человека и даже если попускает для нашего смирения и покаяния некие скорбные обстоятельства, но и помогает и поддерживает и не попускает скорби превосходить нашу немощь… А за скорбью и периодом очистительных испытаний непременно – то есть всегда и обязательно – подает Господь величайшее и ни с чем не сравнимое утешение осознания Его святого и присноблаженного присутствия и участия в нашей судьбе.
Молиться, просить Господа, чтобы Он помог правильно понять, правильно почувствовать, правильно пережить все находящие трудности
Словом, что бы ни происходило с нами, это повод серьезно… даже не то чтобы задуматься, а просто отставить хотя бы на время все свои попечения – и во внешнем, и во внутреннем смысле, – отрешиться от всего и со всем усердием, с крайним вниманием и доверием обратиться к Богу. Бросить всё ради животворящего общения с Ним. Попросить Господа, чтобы Он помог правильно понять, правильно почувствовать, правильно пережить все находящие трудности… помолиться со смирением и верой в Его Божественный Промысл. И если такая молитва, такое обращение к Богу станет для нас более или менее постоянным правилом… если мы запасемся терпением (потому что часто терпения нам не хватает и мы хотим, чтобы всё изменилось вдруг и сразу ) – так вот, если мы обратимся к Богу с полным доверием и любовью, со смиренной готовностью принимать всё то, что Он посылает для нашей пользы, – мы изумимся, наблюдая, как начнет меняться реальность. И вот что любопытно: реальность начнет меняться не только даже в сфере нашего отношения к ней, но и в материальном, предметном смысле… начнет меняться, несомненно, в лучшую сторону, и мы будем это видеть и понимать. Даже если это «лучшее» будет непонятно многим из окружающих нас людей, которые по-прежнему будут желать неистово всего того, что разрушает их жизнь, и неистово же будут роптать на Бога, Который полюбви Своей старается эти «неполезные игрушки» у нас отнять, чтобы мы всерьез задумались о том, что нам по-настоящему нужно для полноты любви, и радости, и счастья.
***
«Кризис – душеполезный пост»
Священник Димитрий Фетисов, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:
– По своим прихожанам я вижу, что уровень жизни значительно понизился. А многие люди не просто стали жить скромнее, но, потеряв работу, находятся в еще более сложных условиях выживания, когда, например, нечем платить за кредит или взятую на несколько десятков лет ипотеку.
Что посоветовать и какими словами можно утешить наших пострадавших ближних, чтобы они могли избежать главной напасти – уныния, являющегося, по словам святых отцов, «преддверием ада»?
В таких случаях я рекомендую, прежде всего, выслушать человека, дать ему выговориться. Простая вроде бы вещь, но как ее не хватает в наше время мобильников, оптоволоконного интернета и социальных сетей…
Ну а после, когда человек излил свое горе и понял, что он не одинок, ему стоит напомнить простую истину о том, что всё познается в сравнении и его проблема, даже такая, как потеря работы, – ничто по сравнению, например, с горем матери, потерявшей сына, или молодого человека, внезапно ставшего не по своей вине парализованным инвалидом.
Не стоит замыкаться в своей беде, лучший способ пережить ее – это самому попытаться сострадать несчастным
Не стоит замыкаться в своей беде, лучший способ пережить ее – это самому попытаться сострадать несчастным, коих мы, к слову, начинаем замечать чаще всего лишь тогда, когда нам самим плохо. По этому поводу премудрый Соломон, предостерегая нас от бесскорбной, увеселительной жизни, при которой наши сердца неизбежно черствеют, сказал: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл. 7: 2).
А когда особенно скорбно на сердце, стоит, благоговейно перекрестившись, от всего сердца произнести: «Слава Богу за всё – и за скорбь, и за радость».
И тогда любой кризис будет восприниматься нами как вынужденный душеполезный пост, приведший нас к очередной, так нам необходимой переоценке ценностей.
Ну, а трудности, так страшившие нас, через несколько лет будут вспоминаться с улыбкой.
***
«Кризис – это когда человек живет не по Евангелию»
Протоиерей Владимир Гамарис, настоятель Борисо-Глебского храма г. Раменское (Московская епархия):
– Ни в Священном Писании, ни в Священном Предании Церкви термин «кризис» не встречается в его современном понимании.
В США печатают ничем не обеспеченные деньги, то есть частная корпорация – Федеральная резервная система – грешит тем, что выпускает фальшивые деньги, а на эти деньги по всему миру скупаются реальные богатства, товары, души и тела человеческие. Фактически это воровство; это общество, основанное на воровстве и обмане. Кризис – это когда «…и купцы земные восплачут и возрыдают… потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих. И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и всё тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его» (Откр. 18: 11–14).
Банки приглашают всех брать у них кредиты. Если кредиты «дорогие» – под большие проценты, производство может остановиться. На чем основана работа банков? На ростовщичестве, запрещенном Богом еще в Ветхом Завете, на корыстолюбии, на получении не заработанной прибыли. Вспомним евангельское чтение о мытаре Закхее.
У меня и моих прихожан нет никакого кризиса. У нас сейчас Великий пост, время покаяния, время духовного делания
У меня и моих прихожан нет никакого кризиса. У нас сейчас Великий пост, время покаяния, время духовного делания. Мы не банкиры, не финансисты, не экономисты. Видимо, о «кризисе» лучше расскажут выпускники Высшей партийной школы, которая теперь стала называться Высшей школой экономики.
Господь Иисус Христос многократно учил Своих учеников, что жизнь человека не зависит от имения его. Надо в Бога богатеть, искать прежде Царства Божия и правды Его, и всё сие приложится вам. К сожалению, на словах называя себя христианами, многие люди живут по антихристианским нравственным законам, считают их аксиомами, постулатами, навязывают их другим. Особенно опасно это в церковной среде. Если внутренне не противодействовать этому, если твои приоритеты в денежной, финансовой сфере, если жить потреблением, а не стяжанием благодати Духа Святого, то так всю жизнь и будешь строить новые житницы. И внезапно душу истяжут, и не с чем будет предстать на Суд Божий.
Кризис – это когда человек живет не по Евангелию, а переживает о крахе финансовой системы, построенной на лжи и сребролюбии.