Великий пост в России: статистика

Православие.Ru / Интернет-журнал2 апреля 2015 г. 
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/78328.htm
Ксения Русс 

Почему разнятся оценки численности постящихся? Есть ли динамика в количестве соблюдающих пост? И можно ли, оперируя статистическими данными, рассуждать о «качестве» соблюдения поста? О социологическом взгляде на Великий пост рассказывают руководитель Исследовательской службы «Среда» Алина Багрина и аналитик «Среды»Мария Курочкина.

    

Великий пост в статистике: как оценить численность и мотивации постящихся

– Численность постящихся россиян оценивается в среднем от 5% до 20%, при этом в последние пять лет эти показатели практически не меняются. Почему так различаются данные?

Мария Курочкина: Два года назад мы проводили собственный опрос и получили показатель 5% – это близко к тому, что получают в исследованиях ФОМ, ВЦИОМ и «Левада-Центр». Поскольку метод опроса и размер выборки у всех названных организаций не особенно отличается, похоже, не это влияет на разницу в данных. По моим наблюдениям, на итоговые показатели заметно влияет время проведения опроса (перед постом, во время или после него), а также то, каким образом вопрос сформирован и какие варианты ответа он включает. Когда мы задаем вопрос перед началом поста, то получаем данные, говорящие о намерении поститься; когда вопрос задается в середине или по окончании поста – реальное число постящихся.

Динамики по численности постящихся в последние десять лет мы не наблюдаем, она меняется в рамках ошибки выборки.

Алина Багрина: Эта разница между намерением и реальностью – отдельная тема для разговора. Но и даже с учетом этого «вилка», которую показывают ФОМ, ВЦИОМ, «Левада-Центр» и «Ромир», достаточно большая, картина получается размытая: постятся не то 4%, не то 30% россиян. Помимо времени опроса на итоговый показатель заметно влияет уточнение о строгости соблюдения поста.

М.К.: Приведу данные. ВЦИОМ опрашивал россиян в 2013 году в начале поста и в конце. Процент респондентов, которые полностью (строго) соблюдают пост, в начале и в конце поста остался неизменным: сколько начали строго поститься, столько же и продолжили. «Слетают» те, кто планировал поститься частично: их к концу поста стало меньше на 7%. Доля тех, кто намеревался поститься только в последнюю неделю, не изменилась.

Опрос ВЦИОМ о Великом посте 2013 года

Соблюдаете ли вы Великий пост и в какой мере? (закрытый вопрос, один ответ)Соблюдаете ли вы Великий пост и в какой мере? (закрытый вопрос, один ответ)

    

Соблюдаете ли вы Великий пост и в какой мере? (закрытый вопрос, один ответ)
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 27–28 апреля 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
  Начало поста, 2013 г. Конец поста, 2013 г.
Сохраняю обычный режим питания 68 76
Собираюсь поститься последнюю неделю 5 6
Частично соблюдаю пост 19 12
Полностью соблюдаю пост 4 4
Затрудняюсь ответить 4 2

Похожие факты есть и в опросах «Левада-Центра» за 2014 год: процент строго постящихся не меняется в начале, середине и конце поста. У «Левада-Центра» в данных есть весьма интересный момент. До начала частично поститься хотели 18%, в середине частично соблюдали пост 11%, а после завершения поста о частичном соблюдении его заявили опять-таки 17%. То есть они присоединились к постящимся по ходу дела. Похожая ситуация у тех, кто постится последнюю неделю: планировали так поступить 4%, к середине поста число желающих выросло до 10%, а после окончания поста оказалось, что постились последнюю неделю 8%.

Опрос «Левада-Центр» о Великом посте 2014 года

2014 г.2014 г.

    

  2014 г.
Февраль (намеревались до поста) Март (во время поста) Апрель (после поста)
Сохраняли обычный режим питания 71 73 70
Частично соблюдали пост (старались ограничить себя в еде, не употребляли спиртные напитки) 18 11 17
Постились только в последнюю неделю 4 10 8
Полностью соблюдали пост 2 3 3
Затруднились ответить 4 3 2
Источник: «Левада-Центр». Опрос проведен 25–28 апреля 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1602 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.

В ходе поста возникает некая группа, которая «загорается в процессе». Эта группа небольшая, но довольно интересная

А.Б.: Можно сказать, что в ходе Великого поста возникает некая группа, которая «загорается в процессе». Эта группа небольшая, но довольно любопытная – некоторые постящиеся, выходит, не планировали соблюдать пост. Эта группа могла как «заразиться общим духом», так и прийти к посту своим личным путем.

С другой стороны, надо было бы пристальнее посмотреть на тех, кто планировал поститься, но в итоге не стал этого делать или не смог дойти до конца: почему, что помешало? Это было бы крайне полезно.

Конечно, для анализа происходящего в религиозном мире хочется использовать более сложные инструменты, чем простой опрос. На вопрос о мотивации соблюдения поста, когда его в поточной ситуации задает незнакомый человек, респонденты могут давать социально одобряемые или просто самые очевидные из предложенных ответов. Так, постящиеся ради похудения и из соображений здоровья вполне могут на вопрос интервьюера ответить, что делают это во имя аскезы и духовного самоограничения. В то же время те, кто по-настоящему следуют самоограничению, возможно, выберут ответ «для здоровья» или «диета», чтобы ему… не лезли в душу. Более показательным мог бы стать, например, вопрос «Какие чувства Вы испытываете, когда поститесь?».

В начале поста нынешнего года была проповедь Святейшего Патриарха Кирилла, на которой он сказал, что «…целью поста является достижение новых состояний человека. Нового по отношению к тому, что было до начала поста». То есть цель поста – это самопознание. Поэтому, если человек пытался соблюдать пост и у него не получилось, но он анализирует, думает, лучше понимает себя – то даже такой неудавшийся пост в какой-то степени всё равно удался.

Сомнения верующих: вера без религии и периодическое воцерковление

– Как бы лично вы оценили численность постящихся?

М.К.: Сложный вопрос… Я бы назвала показатель в 20%. При том что численность строго постящихся и вкладывающих в смысл поста не только пищевые ограничения я бы оценила плюс-минус как ошибку выборки (3–4%).

Число тех, кто «верит в Бога или высшую силу, но конкретную религию не исповедует», растет

Поясню. В ходе проекта «Арена: Атлас религий и национальностей» в 2012 году получилось, что 25% россиян «верят в Бога или высшую силу, но конкретную религию не исповедуют». Эта группа представляется крайне важной. Не только для исследователей, но и для миссионеров разных вероисповеданий. Похоже, сегодня численность этой группы растет.

Алина БагринаАлина Багрина

А.Б.:Да, в 2014 году ее численность выросла до 32%. И мы рады, что ввели этот вариант ответа на вопрос о вероисповедании в нашу анкету в «Арене». Эта группа большая и, я бы сказала, честная.

Есть группа людей, которых можно назвать «периодически воцерковленными»: периоды регулярного посещения церкви у них чередуются с периодами игнорирования церковной жизни, даже уходами. При этом на вопрос о вере в Бога они отвечают утвердительно. И, в конечном счете, они сами не знают, как правильно себя назвать. Они не готовы положа руку на сердце заявить, что «исповедуют Православие и принадлежат к Русской Православной Церкви» (вариант ответа на вопрос о вероисповедании из анкеты проекта «Арена». – К.Р.). Скорее всего, они отнесут себя к группе «верящих, но не принадлежащих».

М.К.: Так вот, по аналогии с этой группой «Верю, но не принадлежу», когда я говорю, что 20% россиян соблюдают пост, я учитываю этих же «сомневающихся верующих»: они начинают поститься и бросают, присоединяются к посту ближе к середине или концу, постятся нестрого, выборочно. Эта скачущая группа важна с точки зрения своей мотивации и во многом похожа на группу верящих в Бога, но не принадлежащих к конфессии. Она напоминает такую «пластилиновую» структуру, которая деформируется в разные стороны, на которую можно воздействовать. По моим ощущениям, в этой группе «практикующих сомневающихся» в последние годы наблюдается динамика, во многом за счет молодежи.

Православие сегодня выступает как укрепляющаяся религия больших городов

А.Б.: Если говорить о приросте за счет молодежи, то скорее мы имеем дело с городской молодежью. Как ни странно, Православие сегодня выступает как укрепляющаяся городская религия, религия больших городов.

М.К.: Группа россиян старше 45 лет, по моему мнению, более стабильна, в то время как со стороны 18–35-летних в последнее время наблюдается интерес к религии, в какой-то мере это становится модным, особенно это видно на примере традиции окунаться на Крещение. Мода идет на некие прикладные, практические вещи, но, возможно, постепенно через них можно прийти и к духовному осмыслению веры.

А.Б.: Некоторое время назад, когда Православие выглядело «модным», социально одобряемым феноменом, в опросах получались раздутые показатели. Ближе к настоящему контекст поменялся. Многие люди оказываются в непонятной для них Церкви. Поэтому группа «верящих и находящихся в поиске» – потенциально честная и активная группа. Они своего рода лакмусовая бумажка, испытание для миссионеров разных религий, включая в том числе гражданскую религию[1], которая сегодня у нас скорее оказывается политической религией[2]. Кто корректней подойдет к этой группе, чей посыл будет убедительней, того они и услышат.

ПостИться и пОститься: о количестве и качестве постящихся

– Алина Юрьевна, хотелось бы услышать и от вас ответ на вопрос о численности действительно постящихся.

На вопрос о численности постящихся отвечу так: а мы не знаем!

А.Б.: Начнем с того, что даже само это слово звучит по-разному: одни люди постЯтся, другие – пОстятся. Вариант «пОстятся» ассоциативно отсылает к социальным сетям(смеется), поэтому он вспомнился при разговоре о молодежи. Использование того или иного слова – это показатель культурных различий, это качественный показатель. Поэтому на вопрос о численности постящихся отвечу так: а мы не знаем!.. Мы не знаем, потому что для такой оценки более релевантны тонкие количественно-качественные критерии, а перед нами из опросов – «цифры плашмя».

Возьмем, к примеру, группу «строго постящихся»: казалось бы, с ними всё понятно, они всё делают по правилам, несмотря ни на какие ошибки выборки. Но мы не знаем, а является ли их пост «христианским» или «фарисейским». «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 17–18) – мы не знаем эту тайну и не узнаем. Поэтому я, как и моя коллега, при ответе на такие вопросы могу опираться преимущественно на интуицию.

Ориентироваться на каноничность поста очень сложно. Например, когда еда была в дефиците, самоограничение включало, прежде всего, пищевое ограничение. Сейчас мы живем в сытом мире, поэтому не случайно говорят, скажем, про пост информационный. Все знают, что с точки зрения здоровья периодически полезно не есть красное мясо, но причем здесь христианский пост? Попробуй не сидеть на форумах, меньше общаться по телефону…

Есть такой феномен, как «сладкий пост». Когда в лавочке при монастыре витрина полна такими манящими вкусностями, пусть даже постными, – ты смотришь на них и понимаешь, что что-то не понимаешь (улыбается). Пожилым людям, например, свойственно заедать пост булочками и вареньем…

Мы можем иметь дело с человеком, который, по мере своих сил и возможностей, пытается встать на путь понятного ему самому самоограничения. Например, отказаться на время поста от кофе. Таких людей я бы включила в названные моей коллегой 20% постящихся. А можем иметь дело с канонически, строго-настрого соблюдающими пост, регулярно ходящими в церковь и при этом… полными чувства собственной значимости и гордости людьми. Это своего рода психологическая катастрофа.

Эти примеры отсылают нас к качественной составляющей поста. Когда мы спрашиваем людей, соблюдают они пост или нет, и получаем какие-то данные – у нас нет никаких критериев, помимо их личного голоса сердца, для определения, «настоящий» ли это пост или «ненастоящий».

Мария КурочкинаМария Курочкина

    

М.К.: В противовес упомянутым Алиной «фарисеям» вспомнился интересный момент из нашего опроса московских прихожан, который подтверждает и мой личный опыт.

Есть определенная группа среди верующих людей, которой свойственно недооценивать себя в силу своей… «недостойности». По объективным критериям (посещение храма, Причащение и проч.) они окажутся людьми глубоко воцерковленными, но по личной оценке не каждый из них признает себя таковым. Потому что они считают, что сделанного ими мало, недостаточно.

А.Б.: Опрос прихожан – это «не секулярная социология», тут количественные данные и даже наблюдаемые, казалось бы, факты рискуют оказаться неинформативными – ибо разделение на респондентов и исследователей достаточно условно. Важно самому погружаться в суть, переставая быть «субъектом в рамках проводимого исследования». В каком личном качестве мы исследуем пост? От этого зависит результат и находки, даже когда они, казалось бы, выражены в цифрах.

Традиции Великого поста: христианская, культурная и общенациональная

А.Б.: На сопоставлении нескольких групп данных хотелось бы предположить, что мы имеем дело с одновременным сосуществованием в современной России нескольких «постных традиций». Назовем их «христианская» и «советская».

Как ни странно, но ассоциативная связка красного радостного советского и красного радостного пасхального имела место

Во времена Советского Союза многие семьи, даже имея в своем составе коммунистов и комсомольцев, сохранили традицию поститься – хотя бы несколько дней перед Пасхой, – красить яйца и печь куличи. Как ни странно, но ассоциативная связка красного радостного советского и красного радостного пасхального имела место. На пасхальные «мелочи» советское руководство смотрело сквозь пальцы – наверное, потому что сами в семьях пекли куличи и красили яйца. При этом о содержании (чтение Евангелия, осмысление поста) речи не было, но форма (не есть мясо и красить яйца) сохранилась до наших дней – в виде общенационального поста.

Что касается разведения на строгий и нестрогий пост – это другое дело. Тут может быть строгий христианский и нестрогий христианский пост, строгий «советский» и нестрогий «советский» пост.

– Это похоже на то, что принято называть «культурным» Православием?

А.Б.: Не совсем. Если учитывать сравнительно новый постперестроечный феномен культурного Православия, тогда у нас будет три традиции поста: христианская, советская и культурная. При этом границы между последними двумя достаточно зыбкие. В первом случае традиция унаследована из Советского Союза и по большей части относится к пожилым людям, во втором – мы говорим о некоей религиозно-культурной идентичности, присоединенной к государственной и национальной принадлежности, – эта ситуация более применима к молодежи.

– Можно ли в таком случае говорить о возможном росте численности «культурных» постящихся на фоне роста патриотизма?

А.Б.: А может быть, наоборот? Мы не знаем. Интересно было бы посмотреть, а не произошло ли, напротив, уменьшения численности в «культурной» и «советской» группах за счет неофитов обновленной политической религии, всплеска интереса к СССР. Тут существуют разные точки зрения. Патриотизм в сознании обычных россиян не всегда соотносится с Православием. Не уверена, что есть детальные динамические исследования этой взаимосвязи. Тут, на мой взгляд, стоит учиться у market research, проводить масштабные регулярные замеры с высокой детализацией. Вот мы говорим, что постящихся от 4% до 30% – это же огромная группа, но мы почти ничего про них не знаем.

Чего можно достичь отказом от еды, и есть ли в посте место для Христа

– Продолжая разговор о количестве и качестве, давайте поговорим о мотивации постящихся. Судя по опросам, для многих пост, прежде всего, повод очистить организм, сесть на диету. Что вы думаете о таких мотивах?

А.Б.: Это большой козырь для миссионеров, когда они говорят на общем языке со своей паствой.

М.К.: Кстати, группа, для которой пост – повод очистить организм, численно сокращается: в 2009 году – 19%, в 2013-м – 16% и в 2014-м – 13%. А вот группа по самоограничению в рамках религиозных убеждений выросла на 10%.

Что для Вас означает пост? (закрытый вопрос, один ответ)Что для Вас означает пост? (закрытый вопрос, один ответ)

    

Что для Вас означает пост? (закрытый вопрос, один ответ) Еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ», 1600 респондентов, опрос в 46 субъектах страны, в 130 населенных пунктах в разные годы. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных.
  2009 г. 2013 г. 2014 г.
Это самоограничение человека в рамках религиозных убеждений 30 35 40
Это скорее культурно-историческая традиция 24 22 20
Это повод очистить организм 19 16 13
Для меня пост не имеет никого значения 22 23 25
Затрудняюсь ответить 6 4 2

А.Б.: Пост несколько реже соблюдают мужчины и молодежь, чаще пожилые женщины…

– А что вы скажете о тенденции массово вводить в кафе и ресторанах постное меню? Ведь она скорее рассчитана на молодежь.

А.Б.: Так пост входит в постсекулярное культурное пространство, но это скорее маркетинговый феномен.

Любопытный момент: когда человек из соображений здоровья решает ограничить себя в пище, он выбирает для этого именно период Великого поста

М.К.: Тут такой еще любопытный момент. Ведь почему-то, когда человек из соображений здоровья решает ограничить себя в пище, он выбирает для этого не случайное время, а именно период Великого поста. Мне кажется, это хорошо. Можно прийти к вере, скажем так, умом, а потом погружаться в практики, а у кого-то сначала практика, а потом наступает понимание. Об этом, конечно, должны говорить миссионеры, но в целом я по этой причине положительно оцениваю группу постящихся ради оздоровления.

А.Б.: Конечно, даже просто стремясь оздоровиться или по иной мирской причине, но человек соприкасается с Традицией, постепенно становится ее частью. При этом – на заметку миссионерам – не надо забывать, что «религия здоровья» – одна из ведущих в современном обществе: мы верим во врача, в медицину.

– Да, возможно, люди начинают думать о своем здоровье в это время, потому что понимают, что будут делать это не одни и меньше шансов сбиться с пути. Кроме того, это возможность приобщиться к культуре…

Войти в Традицию легче вместе со всеми, но… возникает риск размывания христианского содержания

А.Б.: Войти в Традицию легче вместе со всеми, но возникает риск размывания христианского содержания. Христианский путь – он очень личный, не «массовый».

М.К.: Я думаю, личный путь и участие в Традиции – цикличны, одно перетекает в другое и наоборот.

А.Б.: Да. Думаю, подробные исследования всех прозвучавших взаимосвязей – качества и количества, разных традиций, личного и общего – были бы полезны многим батюшкам, которые обращаются к своей пастве во время поста. Зная о том, какова ситуация в качественном измерении, какова динамика, каковы типичные заблуждения, им было бы проще найти нужные слова, и пост для многих прихожан стал бы более осознанным, осмысленным.

И даже если в каких-то семьях постная традиция – это просто унаследованная привычка, или это стремление участвовать в общем деле, или это путь к оздоровлению, может, какие-то личные сомнения и поиски, принадлежность к стране и культуре – всё это хорошо и правильно такое, какое оно есть. Осталось чуть-чуть – добавить в историю… Христа.