Уйти в Интернет и вернуться человеком


Интернет для обучения и против радикализма

Мария Хорькова | 12 мая 2015 г.
Второй день конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение» начался с обсуждения того, как виртуальная жизнь влияет на ум и сердце человека.
Интернет для обучения и против радикализма
Фото протоиерея Павла Великанова
 
 

Уйти в Интернет и вернуться человеком

Протоиерей Василий Фермос

Протоиерей Василий Фермос

Цифровые технологии и киберпространство стали серьезным испытанием для человеческой личности, поставив под удар такие данные Богом качества, как свобода, любовь и способность к общению, считает греческий психолог протоиерей Василий Фермос. По его словам, интернет-дружба подменяет реальную дружбу, интернет-опыт – настоящий опыт. Таким образом, человек может затеряться в виртуальном мире, потерять способность иметь настоящих друзей.

Интернет предлагает огромное количество развлечений, удовлетворения собственных потребностей, так что человек замыкается в своем эгоизме, теряет способность любить, говорит отец Василий. «Его естественное положение – в Интернете. Любовь переходит в перерыв между моментами подключения к сети», – с сожалением отметил выступающий.

В продолжение разговора известный патролог профессор Жан-Клод Ларше (Франция) выразил обеспокоенность тем, что в интернет-коммуникации доминирует общение под псевдонимами. Он отметил, что анонимность чрезмерно раскрепощает, «позволяет всем высказывать свои точки зрения в любой области, даже если человек некомпетентен и не имеет признанного авторитета», а также «способствует внесению страстей: гордости, тщеславия, осуждения в отношении других, агрессии во всех формах, неуважения, презрения и так далее».

JC_Larchet2

Жан-Клод Ларше

Отсюда, по мнению Ларше, исходит и проблема «троллинга». На взгляд профессора, необходимо, чтобы православные форумы и блоги приняли этический кодекс, который требовал бы, чтобы все участники выступали в своем истинном качестве, и пример этому должны дать модераторы сайтов.

Аспирант факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Ольга Богданова, проанализировавшая такой популярный интернет-жанр, как вопросы священнику, отметила, что анонимность в Сети может быть и полезной. Она позволяет преодолеть стеснение, внутренний барьер при общении с духовенством, говорит Богданова. «Виртуальное пространство людям привычнее, они себя чувствуют в нем свободнее и комфортнее. К священнику и вообще к любому человеку им легче обратиться виртуально», — поясняет она.

Кроме того, виртуальное пространство позволяет «безопасно для себя пробовать новое», но в этом есть и негативная сторона. «Ситуация вхождения в церковную жизнь может оказаться лишена того момента личного или межличностного общения, который был присущ ей изначально на протяжении всех столетий существования Православной Церкви», — напомнила докладчица. Ольга Богданова подчеркнула, что общение со священником в киберпространстве может быть лишь вынужденным дополнением или прологом к реальному духовному окормлению.

Как пройти в цифровую библиотеку?

Митрополит Димитриадский Игнатий

Митрополит Димитриадский Игнатий

Значительная часть выступлений была посвящена образовательным возможностям Интернета. Так, митрополит Димитриадский Игнатий рассказал об электронных библиотеках на примере библиотеки Богословской Академии Волоса. «Церковь нуждается в том, чтобы начать плодотворный диалог с современным цифровым миром… Церковь должна использовать все возможные исторические средства, в том числе, и цифровую технологию для актуализации Слова Божьего», — заявил владыка. К плюсам цифровой библиотеки он отнес её круглосуточную доступность, возможность одновременного доступа нескольких пользователей к одной и той же информации.

Но можно пойти дальше и использовать Интернет как платформу для полноценного обучения. Таким опытом поделился архимандрит Иаков Халил (Ливан). С 2004 года Институт богословия святого Иоанна Дамаскина, где преподает отец Иаков, начал использовать программы электронного обучения для того, чтобы прийти к людям, которые хотят изучать богословие во всех уголках земного шара. Запущены программы на нескольких языках, в том числе на арабском, и к 2015 году в них участвуют уже 300 студентов.

Архимандрит Иаков Халил

Архимандрит Иаков Халил

Темой выступления протоиерея Михаила Нажима из Лос-Анджелеса (Антиохийский Патриархат) стал амбициозный проект создания сети общеправославных теологических школ, продвижения общеправославных дипломов, создания новых направлений знаний в Интернете, связанных с этими программами — например, обучения студентов с использованием форумов Интернета в рамках пастырской деятельности. Авторы проекты рассчитывают найти для него специальное финансирование, чтобы в программах смогли принять участие выходцы из самых бедных стран.

Как быть православным, когда ты один?

Клод Лопес-Гинисти

Клод Лопес-Гинисти

Другой аспект миссии раскрыл переводчик Клод Лопес-Гинисти (Швейцария), который поделился личным опытом ведения православного блога в неправославной языковой среде. Клод создал свой первый блог в 2007 году, когда информации о Православии на французском языке было крайне мало. Он начал писать для православных франкофонов, живущих, как и он, далеко от крупных городов, в которых есть православные приходы и братья по вере.

Несмотря на то, что содержание блога рассчитано на узкую аудиторию и очень консервативно – переводы житий, фрагменты из духовной литературы — сейчас его читают до двух тысяч человек в неделю. Позже появились другие блоги: о грузинских святых, толковании Священного Писания, литургике. Лопес-Гинисти принципиально не пишет о себе и не открывает возможность комментирования, хотя общается с читателями по электронной почте. Все его блоги достаточно популярны по местным меркам, что показывает, как велика потребность в духовном чтении там, где Православие не является традиционной религией.

Епископ Эдесский, Роман (Дауд)

Епископ Эдесский, Роман (Дауд)

Епископ Эдесский Роман из Бразилии (Антиохийская Церковь) также подчеркнул, что Интернет очень нужен в неправославных странах. «Деятельность нашего интернет-узла имела большой успех, особенно в условиях войны на Ближнем Востоке… Таким образом формируется сознание наших прихожан. Они знают, что у них есть братья во Христе. Я не могу вам описать, как быстро отреагировали и материально, и духовно наши верующие на вопрос Ближнего Востока», — подчеркнул владыка Роман.

Православный Интернет как средство дерадикализации

В фокусе внимания доктора Марии Алвану (Греция) оказалась радикализация общества, проявляющаяся в Интернете и тесно связанная с насилием.  «Очень часто экономические, финансовые и прочие проблемы создают почву для того, чтобы люди стали более радикальными», — напомнила она.

Др. Мария Алвану

Др. Мария Алвану

По словам Марии Алвану, тех, кто применяет насилие, не слишком много. Большинство, которое становится «кислородом» для таких явлений, — те, кто терпят зло, молчаливо одобряя его. «Они безразличны к этому, считают, что лично их это не касается. Таким образом, у нас в Интернете есть множество материалов прямой или косвенной пропаганды», — заметила выступающая.

Она также напомнила, что существуют определенные блоги, платформы и чаты, где происходит своеобразный «рекрутинг» в ряды радикальных групп. «Борьба с экстремизмом в Интернете сегодня актуальна как никогда. Эффективны не только финансовые инструменты. Очень важно передать через Интернет учение Церкви, — подытожила Алвану. — Оно может быть использовано с целью дерадикализации, потому что мы постулируем такие принципы, как мир, священность жизни, ценность каждого человека, независимо от его цвета кожи или религии».

Завершился день круглым столом о проблемах и перспективах пастырского попечения, богословия, богослужения в Интернете, в котором участвовали греческие клирики и миряне.

Источник: http://www.pravmir.ru/internet-dlya-obucheniya-i-protiv-radikalizma/#ixzz3ZvHoGWsQ