Неверный путь виноградарей

 

Неверный путь виноградарей

Неверный путь виноградарей
 
Евангелие от Матфея. Глава 21, стихи 33-42.33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Протоиерей Павел Великанов

В сегодняшней притче, прежде всего, говорится о еврейском народе, который настолько привык к идее своей исключительности, своих особых отношениях с Богом, что забыл о самом главном: ради чего был заключен завет между Богом и еврейским народом.

Господь говорит о неком хозяине, который посадил виноградник и отдал его слугам для того, чтобы обрабатывали и собирали плоды в соответствующее время. Когда посылает к ним других слуг, чтобы принять плоды, выясняется, что эти слуги куда-то пропадают. Дело в том, что оставшиеся в винограднике слуги, в какой-то момент настолько привыкли к своему состоянию, что стали считать виноградник действительно своим, а вовсе не виноградником хозяина, которому они должны отдавать плоды. Тогда хозяин решает отправить в виноградник своего родного сына, в надежде, что сына хозяина, распоясавшиеся слуги постыдятся, но те выводят сына за пределы виноградника, там его убивают.

Христос после этой притчи обращается к слушавшим его иудеям: как вы думаете, что сделает хозяин виноградника с этими слугами? Иудеи отвечают так, как поступили бы сами: он направит туда войско, этих распоясавшихся людей уничтожат, а виноградник передаст другим виноградарям. Они не догадывались о том, что эта притча была о них самих, о том, что вместо того приносить плоды веры и благочестия они стали считать себя собственниками божественного завета, и в ответ на реплику иудеев, Спаситель говорит: разве вы не читали в пророческих книгах – камень, который отвергли строители, в силу его особой формы, неудобной для стройки, именно этот камень стал во главу угла, то есть стал замковым камнем, основным несущим всю силовую нагрузку в конструкции арки. Под этим камнем Христос подразумевает самого себя, он знает, что его выведут за пределы Иерусалима, убьют, но именно на этом камне будет основан новый Израиль – Церковь Христова, в которую войдет не только еврейский народ, но и все народы земли.

Иногда на человека находит ощущение того, что он на самом деле собственник своей жизни, что всё, что в ней есть ему принадлежит по праву и он, а не Бог здесь хозяин, и когда такое состояние целиком овладеет человеком можно заметить, насколько зло и агрессивно он будет реагировать на любые попытки расставить всё на свои места показать, что есть Бог – есть хозяин, а ты не более чем труженик в его винограднике.

Если внутри нас появляется какое-то раздражение, неприязнь, обида, когда кто-то со стороны пытается несколько урезонить в наших безграничных претензиях на это, казалось бы законное собственничество, то мы должны остановиться и понять: мы пошли не тем путем и мы можем оказаться в очень трагическом положении, когда наш виноградник, всё то, что нас окружает будет отдан другим, тем, кто сможет приносить достойный плод.

Помоги же нам, Господи, помнить, что не мы центр мироздания, а ты – наш хозяин, а мы всего лишь плохие труженики Твоего виноградника.