Слово Патриарха
Слово Патриарха
Православие.Ru, 26 октября 2015 г. http://www.pravoslavie.ru/put/87120.htm |
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл |
Господь нам открывает великую тайну
человеческого счастья — быть с Ним
Сегодня мы слышали зачало из Евангелия (Мф. 11:27-30), которое большинство из нас знает наизусть, которое всем хорошо известно. Господь говорит, чтобы к Нему пришли все обремененные, усталые, больные, разочарованные, верующие и неверующие. Он призывает всех прийти к Себе и обрести покой. А почему? А потому что Он кроток и смирен сердцем.
Если смирение и кротость дают людям покой, а покой — это почти синоним счастья, то какой же силой обладают смирение и кротость! И когда современные люди, взбудораженные всем тем, что происходит сегодня в мире, мечущиеся в стремлении сделать карьеру, получить больше денег, обладать большей властью, достигают самых вершин своего карьерного роста, то очень часто они сознают, что никакого покоя в жизни нет, а есть постоянная борьба, есть постоянное напряжение сил, изматывающее человека.
Очень часто сильные мира сего, свысока взирая на христианство, вообще не могут понять, что такое кротость и смирение, потому что этих понятий нет в опыте очень многих людей, вовлеченных в стихию мира сего.
Господь нам открывает великую тайну человеческого счастья — быть с Ним и помнить, что величайшей силой, преобразующей человеческое сердце, успокаивающей в любых скорбях, дарующей мир и покой, является смирение и кротость. Это не слабость — мы знаем, как смиренные, кроткие люди были способны жизнь отдать за своих близких, за Отечество и многим поступиться в жизни.
Кротость и смирение не являются синонимом слабости — они являются синонимом счастья.
Из слова после всенощного бдения
в соборе в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Оптиной Пустыни
23 октября 2015 года
http://www.patriarchia.ru/db/text/4253031.html
Старец — это наставник,
который может давать наставления от собственного опыта
Кстати, если и приходской священник произносит проповеди или исповедует людей только на основании прочитанного, повторяя то, что написано, то он не может стать настоящим духовным отцом.
Но когда духовник говорит не только от написанного и прочитанного, но и от своего собственного опыта, когда вместе с тем, кто пришел на исповедь, он и сам кается Богу в грехах, то это оказывает духовное воздействие на кающегося. То же самое можно сказать и о наставничестве в монастыре, о старчестве.
Если у старца нет реального опыта молитвы, он никогда не научит молиться. Он может давать какие-то молитвенные задания, проверять их, но он по-настоящему не приучит человека к молитве и не передаст ему молитвенный навык, любовь к молитве. Это касается и других добродетелей — послушания, нестяжания. Если у самого духовника нет опыта жизни в соответствии с этими идеалами, то слова его звучат пусто.
Выгорание свидетельствует о том,
что человек не просто остановился в развитии, а падает вниз
Еще раз остановлюсь на том, что представляется мне очень опасным и для монашеской жизни, и для священнического служения, — это эффект привыкания.
Наверное, каждый из нас помнит то чувство, которое охватывало его, когда он входил в алтарь в первый раз или в первые несколько раз. Сам факт прикосновения к святыне производил огромное впечатление. Но со временем острота этих чувств уходит, потому что есть такое явление, как привыкание. Как хирург привыкает к крови, как анатом, делающий вскрытие, привыкает к мертвому телу, так что оно не вызывает у него никаких эмоций, так и в духовной жизни может происходить привыкание, а вслед за ним — охлаждение. Иногда это охлаждение так сильно поражает человека, его сознание, его чувства, что он уже не имеет сил оставаться в обители. Люди приходят с добрыми мыслями, с добрыми намерениями, но в какой-то момент вдруг понимают, что не могут быть больше в монастыре. Мы привыкаем к святыне, к благодати, к красоте. Так почему мы перестаем благодарить за все Бога? Почему каждый день не радуемся тому, что имеем? Или нужно, чтобы Господь постоянно проводил нас через испытания, скорби, болезни, — чтобы встряхнуть нас, чтобы мы снова увидели, как прекрасен этот мир, как замечательно жить в святом месте, святой обители, как благодатно служить Богу?
Бойтесь уныния и бойтесь привыкания
Бойтесь уныния и бойтесь привыкания. Постоянно проверяйте себя, и если появляется чувство духовной скуки, лени, нежелания проявлять активность в монастырской жизни, то нужно бить тревогу. Нужно обращаться к мудрому наставнику. Ни в коем случае не опускайте руки и не плывите по течению, потому что это очень опасное течение, которое выводит на пороги и водопады, так что можно разбиться насмерть.
Я хотел бы пожелать вам постоянно чувствовать новизну духовной жизни. Господь в книге Откровения говорит: «Се, творю все новое» (Откр. 21:5). Он и в наших душах постоянно творит что-то новое, но для этого и с нашей стороны нужны усилия. Мы должны постоянно читать Священное Писание, вникать в каждое слово, отвечать на непонятные вопросы. Мы вообще должны ставить перед собой как можно больше вопросов, в том числе вытекающих из нашей жизни. Развитие всегда связано с преодолением трудностей, и человек, который перестает ставить перед собой вопросы, перестает развиваться. Если нет вопросов, то это застой, болото, а в болоте всегда развиваются инфекции. Поэтому старайтесь постоянно обновлять свое религиозное чувство, свои знания, свое понимание слова Божия, и этот духовный и интеллектуальный рост обогатит вашу жизнь. Он убережет вас от того, что называют выгоранием, привыканием и прочими словами, которые свидетельствуют о том, что человек не просто остановился в своем развитии, а стал падать вниз».
Из беседы с братией Оптиной пустыни
23 октября 2015 года
http://www.patriarchia.ru/db/text/4254424.html
Как бы ни было трудно,
никогда не теряй надежды и не оставляй трудов
Как бы ни было трудно, никогда не теряй надежды и не оставляй трудов. Святые отцы единодушны в том, сколь важно в духовном подвиге проявлять постоянство и добрую настойчивость. Исаак Сирин учит нас: «Если лишен ты постоянства и равномерности в служении своем, не ожидай истинного утешения, которое приходит от них» (О Божественных тайнах и духовной жизни. Беседа 1).
Какие замечательные слова: постоянство и равномерность! Как часто бывает, что, воодушевленные той или иной идеей, мы начинаем обращать особые силы на то, чтобы эта идея реализовалась, а по мере появления трудностей остываем и идея становится для нас не столь привлекательной.
Не будь подобен немудрому и легкомысленному человеку, который, посадив дерево, не поливает его регулярно и не ухаживает за ним, когда же дерево начинает иссыхать, тотчас принимается за труды, но поздно — уже засохло, и немало времени пройдет, прежде чем сила воды вновь напитает растение и оно оживет — если оживет.
Епископ — это лицо Церкви
Епископ — это лицо Церкви: по тебе будут судить о православной вере, на тебя будут равняться и составлять мнение о современном духовенстве Церкви Русской. Жизнь архиерея всегда в фокусе общественного внимания. Потому внимательно наблюдай за собой, дабы не давать повода ищущим повода (2 Кор. 11:12). Всегда ходи пред Господом — и вовек не согрешишь.
Из слова при вручении архиерейского жезла
Преосвященному Тихону (Шевкунову),
епископу Егорьевскому,
24 октября 2015 года, Шамордино
http://www.patriarchia.ru/db/text/4253072.html
Живя по закону похоти плоти,
люди становятся рабами греха, — у них уже нет свободы
На сегодняшний день выпало замечательное чтение из Второго послания к Коринфянам (2 Кор. 3:12-18). Апостол Павел, как бы укоряя, говорит, что иудеи читают словеса Моисея, покрыв голову. Но дело не в том, что голова была покрыта, — таков был древний обычай, и даже в храмы, в молитвенные помещения люди всегда входили с покрытыми головами. Речь о том, что у древних было закрыто видение богооткровенных слов пророка Моисея, и, обращаясь к христианам Коринфа, апостол Павел говорит, что Господь есть Дух — не истукан, не идол, а Дух. А затем он делает из этого утверждения поразительный вывод: где Дух, там свобода, а где свобода, там способность предстоять пред Богом и воспринимать в духе свободы все, чему Он нас учит.
Источником несвободы является сам человек, согрешивший и подпавший под власть греха
Но если есть свобода, то есть и несвобода. Все мы хорошо знаем, что несвобода существует, об этом знали и древние, но только в христианстве открывается источник этой несвободы. Таковым источником является сам человек, согрешивший и подпавший под власть греха, под власть похоти плоти.
А что такое похоть? Ведь у плоти есть естественные потребности: если мы не едим, не пьем, не дышим, мы умираем, и прекращается род человеческий. Все эти естественные потребности плоти вложены Богом в человеческую природу, а значит, не они лишают человека свободы, а похоть плоти, о чем говорят святые отцы.
А что же такое похоть? А это потеря контроля над плотью, когда она захватывает все жизненное пространство и человек все свои силы посвящает угождению плоти. Какая же тогда свобода? Как может человек чувствовать себя свободным, если он становится рабом похоти?
В глубокой древности люди понимали опасность этой несвободы, и религиозные установки помогали человеку контролировать свои мысли, желания и поступки. Все это происходило потому, что люди сознавали наличие естественного нравственного закона, который Бог вложил в природу человека, ведь совесть восставала против похоти плоти, а потому и религиозное послание миру было наполнено предупреждениями об опасности жить по закону плоти. На более позднем этапе это желание оградить человека от похоти плоти стало включаться в государственное законодательство, которое пыталось воспроизвести в конкретных юридических категориях те самые нормы естественного, то есть божественного нравственного закона. Поражает, как древнейшие системы законодательства отображали этот божественный нравственный закон, данный Богом в виде десяти заповедей.
Но похоть плоти — это могущественная сила: она замутняет сознание, парализует волю, она постоянно повышает планку потребления, будоражит сознание все новыми и новыми целями, которых человек якобы должен достичь, чтобы стать богатым, успешным, процветающим, комфортно живущим. Однако, идя по этому пути, человек становится рабом похоти плоти, а значит, теряет свободу.
Мы дожили до таких тяжелых времен, когда в некоторых странах уже и законодательство не защищает божественный нравственный закон, но вместо того придает стремлению услаждать плоть легальный статус и обеспечивает ему государственную поддержку. По милости Божией в нашем Отечестве, несмотря на борьбу внутри и особенно влияние извне, сохраняется связь законодательства с великой нравственной идеей, заложенной в природу человека.
Но ведь одного законодательства мало. Нужно, чтобы люди сознавали, что, живя по закону похоти плоти, они становятся рабами греха, что у них уже нет никакой свободы, и именно в тех странах, где больше всего говорят о свободе, человек все больше закабаляется похотью плоти, поддерживаемой нередко и государственным законодательством.
Из проповеди после Литургии
в Казанской пустыни в Шамордино
24 октября 2015 года
http://www.patriarchia.ru/db/text/4254435.html