Слово Патриарха
Слово Патриарха
Православие.Ru, 16 ноября 2015 г. http://www.pravoslavie.ru/put/87745.htm |
Кинофильмы диктую модели поведения и парадигмы жизнеустроения
Мы с вами живем в интересное и непростое время стремительного распространения данных и повсеместного влияния средств массовой информации. Кинофильмы – одно из средств распространения информации, причем средство очень мощное, ведь оно доносит до зрителя не сухие факты, а через яркие образы, эмоциональные характеры, захватывающие сюжеты диктует определенные модели поведения и парадигмы жизнеустроения.
Естественно, что находятся силы, использующие это средство и, к сожалению, не в благих целях: посмотрите на афиши массового кино. Большая часть этих фильмов, созданных с целью привлечь как можно больше публики в прокате, обрушивает на зрителя поток идей и легких эмоций, которые навязывают исключительно материальные ценности, захватывающим действием вызывают адреналиновое удовольствие и тем самым обездвиживают мысли и блокируют глубокие чувства человека, ведя к деградации личности.
Из слова на церемонии закрытия
ХII Международного благотворительного
кинофестиваля «Лучезарный Ангел»,
Москва, 9 ноября 2015 года
Принимая христианство, Русь сделала шаг навстречу истине
Невозможно отрицать, что, принимая христианство, Русь сделала шаг навстречу истине. Однако крещение не означает, что наши предки вошли в некое особое, элитарное сообщество народов – в этническом, социокультурном или географическом смысле. Такого выделения элитарной части человечества, такого толкования не приемлют ни византийская, ни русская культура. У Христа нет избранных народов, Он любит и ждет всех. Он любит и те народы, которые приняли христианство в апостольские времена, и те, что крестились во времена князя Владимира, и те, что услышали благую весть гораздо позже.
Солидарное общество – это русский социальный идеал
Солидарное общество – это русский социальный идеал, также непосредственно связанный с христианским выбором князя Владимира. Как я уже говорил, это такое общество, в котором отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции. Это общество, в котором нет «лишних людей», нет обреченных и проклятых. Таков идеал, основанный на самой сути евангельского учения. И вместе с тем это национальный идеал, в котором проявилось русское понимание христианства. По сути дела, это идеал нравственного общества и государства, предполагающий бережное отношение к подлинным ценностям и историческому опыту народа.
Чтобы проводить нравственную политику, государство должно иметь неравнодушный, ценностно обоснованный взгляд на образование, культуру, информацию, сферу идей, руководствоваться нравственным приоритетом и волей своего народа над другими, особенно внешними источниками права. Власть в таком государстве прислушивается к народу и помнит об ответе перед Богом.
Нравственное государство не превращает культуру и знания в товар
Нравственное государство не превращает культуру и знания в товар, тем более доступный по цене не всем и не всегда, ибо это ведет к общественной сегрегации и информационному неравенству. Оно поддерживает воспитательную функцию школы, включая высшую, осуществляемую в духе идеалов солидарности и взаимопомощи в рамках национальных традиций и морали, сформированной в том числе под влиянием традиционных религий. Именно поэтому необходимо иметь общие, согласованные подходы к формированию программ обучения в школе и в вузе, иметь единое образовательное пространство.
Необходимо преодолеть разрыв между деньгами и трудом
Нравственное государство предполагает и справедливое устроение экономики. Идеи солидарности, о которых неоднократно говорилось с трибуны Всемирного русского народного собора, требуют сегодня воплощения в жизнь, а не только теоретического обсуждения.
Необходимо преодолеть разрыв между деньгами и трудом, реальными ценностями и спекулятивной «экономикой» – разрыв, угрожающий экономической стабильности не только России, но и всего мира.
Из доклада на открытии
XIХ Всемирного русского народного собора
«Наследие князя Владимира
и судьбы исторической Руси»
10 ноября 2015 года
Всем сердцем разделяю боль утраты и переживания родных
С глубокой скорбью узнал о террористическом акте в пригороде Бейрута Бурдж-эль-Бараджне, в результате которого погибли и получили ранения невинные люди. Примите мои глубокие соболезнования.
Наш народ не понаслышке знает о страданиях, причиняемых террористами мирным гражданам, и о том, сколь важна и действенна в тяжелые минуты взаимная солидарность и поддержка.
Всем сердцем разделяю боль утраты и переживания родных, близких и друзей погибших и пострадавших в результате злодеяния. Прошу передать им слова утешения и пожелания крепости духа и мужества.
Из соболезнования
Председателю Палаты депутатов
Ливанской Республики Набиху Бери
в связи с терактом в пригороде Бейрута,
14 ноября 2015 года
Терроризм приносит неисчислимые беды
Глубокой скорбью в моем сердце отозвалось известие о серии террористических актов, совершенных в Париже. В результате злодеяния погибли и были ранены сотни людей. От лица Русской Православной Церкви выражаю искренние соболезнования Вам и всему французскому народу.
Терроризм приносит неисчислимые беды, калечит человеческие жизни, пытается посеять страх. На его пути должна стать решительная воля, преодолевающая существующие разногласия и мобилизующая страны и народы на солидарное и мужественное сопротивление этому злу.
Молюсь Милосердному Господу о упокоении невинно убиенных, даровании пострадавшим скорейшего выздоровления, а их семьям, родным и близким – утешения и стойкости в выпавшем испытании.
Из соболезнования президенту
Французской Республики
и всему французскому народу
в связи с террористической атакой в Париже,
14 ноября 2015 года