Священномученик Иларион и его изречения
«ХРИСТИАНСТВА НЕТ БЕЗ ЦЕРКВИ»
Священномученик Иларион и его изречения
Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, — яркая личность, талантливый богослов, самый молодой в свое время архимандрит и профессор, имя которого значилось на Поместном Соборе 1917–18 гг. в числе кандидатов на патриаршество, ближайший помощник священноисповедника Тихона, Патриарха Московского, активнейший борец с обновленческим расколом, узник Соловецких лагерей, один из наиболее авторитетных представителей «соловецкого епископата».
Основной характер жизни священномученика Илариона можно определить двумя словами:служение Церкви. Оно было основным мотивом и главным смыслом его жизни. Церкви были посвящены его богословские сочинения, его деятельность в должности инспектора и преподавателя Московской Духовной Академии и в архиерейском сане.
Неоценимую помощь Патриарху Тихону владыка Иларион оказал в разоблачении обновленческого раскола и возвращении отпавших в Церковь. За верность единой, святой, соборной и апостольской Церкви священномученик Иларион готов был претерпеть любые скорби. «Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю», — отвечал он на предложения примкнуть к раскольникам.
Выпавшие на долю исповедника Христова испытания не озлобили и не сломили его, но лишь закалили характер и усовершенствовали добрые качества его души. «Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными, — вспоминал соузник Владыки по лагерю, — Он доступен всем, он такой же, как и все, с ним легко всем быть, встречаться и разговаривать».
Сохранив верность Христу и Его Церкви, претерпев за это от большевистской власти гонения, заключения, ссылку и шесть лет Соловецкого лагеря, новомученик скончался в тюремной больнице. Незадолго до смерти он произнес: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмёт...»
ВЫСКАЗЫВАНИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИЛАРИОНА
Православная Церковь
Врата ада не одолеют Церкви
- «Верим, непоколебимо верим: никаким ветрам, никаким бурям не потопить корабля Иисусова!»
- «Надо верить, что Церковь устоит. Без этой веры жить нельзя».
Истинное Богословие
- «Истины догматические имеют нравственное значение, и христианская мораль основана на догматах»
- «Только чистые сердцем Бога узрят, и потому истинное богословие должно быть благочестием и только тогда принесет оно плод по роду своему».
- «Наше богослужение прямо насыщено богословием — и богословием притом самым чистым и возвышенным».
Абстрактное христианство
- «Христианства нет без Церкви».
- «Христианство и Церковь не совпадают друг с другом только тогда, когда под христианством мы будем понимать сумму каких-то теоретических положений, ни к чему никого не обязывающих. Но такое понимание христианства можно назвать только бесовским. Христианами тогда следует признать и бесов, которые тоже веруют и от этого только трепещут. Знать систему христианской догматики, соглашаться с догматами — неужели значит это быть истинным христианином? Раб, знающий волю господина своего и не исполняющий ее, “биен будет много” и, конечно, справедливо».
- «Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью».
- «В девятом члене Символа веры человек исповедует свою связь с видимым обществом последователей Христовых — и тем самым уже в этих кратких словах исповедания он соглашается со всеми истинами, преподаваемыми Церковью, которая признается хранительницей Христова учения».
- «Вера — основной нерв человеческой жизни, самое драгоценное сокровище души. И если в этом пункте нет единения, то всякое другое единение — культурное, научное, политическое — будет уже подорвано и ненадежно».
- «Совершенно безумна мысль соединить людей на почве какого-либо учения; для этого потребна особая сверхъестественная сила, которой и обладает единая святая, соборная Церковь Христова».
Священное Писание
- «Вне Церкви Священного Писания и нет и быть не может. Не может быть вне Церкви Слова Божия, живого и действенного, потому что нет вне Церкви благодати Святого Духа».
- «Священное Писание есть неприкосновенная и неотчуждаемая собственность Церкви, как одно из проявлений ее благодатной жизни».
- «Писание — лишь для того, кто причастен к церковной жизни. А вне Церкви и без Церкви нет и Священного Писания».
- «Не Священным Писанием, как книгой, спасается человек, а благодатию Духа Святого, живущего в Церкви»
- «Внецерковное отношение к Писанию неизбежно приводит к абсурду и к потере самого Священного Писания».
Духовная жизнь
- «Жизнь духовная может быть только при органической связи со Вселенской Церковью: порвется эта связь — непременно иссякнет и жизнь христианская».
- «Покаяние — сущность христианской жизни. Вся жизнь христианина есть покаяние»
- «В православной Церкви покаяние — врачебница, из которой люди выходят со светлым, озаренным надеждой лицом, потому что в руках они несут лекарства для уврачевания их тяжёлых и гнетущих совесть греховных недугов».
- «Насколько христианин должен осознавать свои грехи и скорбеть о них, настолько же он должен радоваться бесконечной милости и благодати Божией и никогда не сомневаться и не отчаиваться в своем жизненном подвиге».
- «Вот истинная психология монашеского обета: смиренное сознание высоты общехристианского обета и недостатка своих сил для его осуществления...»
- «На лучшее не надеюсь, от худшего не отрекаюсь. Какова есть о мне воля Божия — так пусть и будет».
- «Всё сором счесть и только единому Богу и Его святой Церкви служить — выше этого нет и быть ничего не может!»
Каноническое устройство Церкви
- «У нас многие говорят уже о “канонической субботе”, и каноны признаются тяжелым и даже ненужным игом... Без внимания оставлены те глубокие нравственные истины, которые в изобилии рассеяны в канонах повсюду, забыт тот общий дух Церкви, который дышит в соборных и отеческих правилах, тот православный церковный взгляд на жизнь, который в этих правилах проповедуется».
- «Мы не можем не восстановить патриаршества; мы должны его непременно восстановить, потому что патриаршество есть основной закон высшего управления каждой Поместной Церкви».
Церковное благолепие и богослужение
- «Православных храмов без церковного благолепия я совершенно не признаю и никак не могу одобрить, например, большинства петроградских храмов».
- «Рационализм совершенно не терпит церковного благолепия; он желает, чтобы и храмы были также сухи и безжизненны, как логические схемы, а загнанное и задавленное чувство обращается в чахлый сантиментализм».
- «Невежество и полная невоспитанность в церковном смысле — вот единственные причины высокомерного отношения к богослужебным уставам Православной Церкви».
- «Наше богослужение — это живая стихия древнецерковного святоотеческого возвышенного богословия».
- «Упрощение богослужения есть самоограбление».
- «Для богослужебного пения нужно благочестивое сердце, которому ведомо покаяние, молитва и умиление. А без этого что остается? Остается музыкальная техника, разные piano да pianissimo».
- «Для меня лично в сравнении с богослужением прямо жалкими и бедными кажутся всякие оперы, концерты и т.п.»
- «Видно, артистам богослужебное пение не по плечу. Для этого пения нужно иметь особые качества. В операх да в концертах ведь поют про разные земные чувства и привязанности. Эти вещи артистам хорошо знакомы, и о них они могут петь с искренним чувством».
Католицизм и протестантизм
Католицизм
- «Папство — символ материализации христианства; в папстве все грубо, гордо, плотяно».
- «Истина и спасение даны любви, то есть Церкви, — таково церковное сознание. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы... и папа же заведует спасением всех».
- «За последнее время у нас чаще, нежели нужно, вспоминают Франциска Ассизского. Но я лично прямо не выношу сентиментализма этого западного мистика с его “сестрами ласточками” и т.п. Наши святые были свободны от болезненного мистицизма и слащавой сентиментальности»
Протестантизм
- «Запад не восстановил истинного христианства, но разорвал живую связь с целыми веками древней Церкви».
- «Протестантизм — христианство без Христа, Сына Божия, это религия Иисуса из Назарета».
- «Протестантизм надел папскую тиару на каждого немецкого профессора и со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви...».
- «Будучи по существу церковным анархизмом, чистый протестантизм, как и всякий анархизм, оказался совершенно неосуществим на деле и тем самым засвидетельствовал перед нами ту непреложную истину, что душа человеческая по природе церковна».
- «Протестантизм пришелся весьма по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов».
- «Как же гордый европеец примет учение о Церкви, когда для того, чтобы принять это учение, прежде всего следует отрешиться от себялюбия и своеволия, подчиниться Церкви и научиться любить людей, смиренно себя поставляя ниже других?»
Западное богослужение и культура
- «В отношении богослужения Запад впал в нищету и убожество».
- «Если в готическом храме, например, в Кельнском соборе, проложить рельсы и пустить паровозы с вагонами, то, в сущности, не будет никакого оскорбления религиозного чувства. А попробуй то же сделать у нас в Троицком или Успенском соборе — да просто ужасно и представить такое кощунство!»
- «Готика — это схоластика в камне. Схоластика у западных еретиков заменила религиозную жизнь с ее разнообразными цветами чувства, с ее прекрасными порывами воли».
- «Католики чувственны в своих храмах. У них Мадонны, написанные с натурщиц, у них статуи, иногда одетые чуть ли не в модное платье».
- «Разве это не замечательно, что при всем богатстве западной культуры, при постоянном усложнении жизни, богослужение западное становится все более и более бедным, безличным, упрощенным, бесцветным!»
- «В западном богослужении нет богословия, мало вообще мысли. Зато в нем слишком много крайне для меня противного сентиментального какого-то фамильярничания с “Иисусом”«.
- «Запад отбросил прекрасное наследство древности и заменил его своим убожеством».
Россия
- «Русская болезнь имеет в основе грех против Церкви».
- «Для излечения разъедающих русскую душу ран необходимо раскаяться в двухвековом грехе против Церкви, возвратиться к вере отцов и дать Православной Церкви прежнее место в жизни государственной и общественной».
- «Русский народный характер воспитывался в течение целых веков под руководством Церкви, а потому отпадение от Церкви для русского человека и является почти непременно отпадением от России».
- «Никакой человек, может быть, так не заглядывал в бездны отрицания, как человек русский»
- «Вся культурная и политическая деятельность русскому кажется только поделием, на которое грешно отдавать свою душу целиком».
- «Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский».
- «Россию можно представить без парламента, без университетов, но Россию нельзя представить себе без Церкви».