ВЕЛИКАЯ БЛАГОЧЕСТИЯ ТАЙНА

 

ВЕЛИКАЯ БЛАГОЧЕСТИЯ ТАЙНА

 

Загрузить увеличенное изображение. 630 x 800 px. Размер файла 100146 b.
 

Давайте, братья и сестры, отрешимся на время от нашей повседневности, от наших забот и подумаем о том, что именно в эти самые дни в древней Палестине, в холодное и там время года объявляется приказ кесаря: произвести перепись населения. И каждый должен покинуть свое жилище и идти туда, где некогда он родился, – и старый, и молодой, и знатный, и незнатный. Хорошо тем людям, у которых крепкое жилище, хорошее хозяйство. Они привыкли жить год от года в одном и том же месте, – ну, подумаешь, придут, как сейчас говорят, «зарегистрируются», выпишут им подушный налог, и на этом все успокоится. А ведь Иосиф Праведный, обручник Девы Марии, Которая была уже на девятом месяце в ожидании Младенца, жил в выселках!

Назарет – это был поселок, где жила беднота. Иосиф был всегда нагружен работой, день ото дня трудился своими руками со старшими своими сыновьями, чтобы заработать себе на пропитание, и каждый день ему был дорог, потому что давал ему тот малый заработок, необходимый ему для прожития.

И вот он должен был оставить этот свой домашний очаг, взять свою юную – подумайте, Она была еще совсем-совсем девочкой! – Марию, обрученную ему невестой, и идти по горным дорогам, преодолевая скользкие горные тропинки, только для того, чтобы записаться, чтобы и ему определили налог на его труд, чтобы и ему войти в перечень людей, подчиненных Риму. Отказаться было невозможно. И вот, идут они и день, и другой, и третий – мысленно представьте себе, что значит идти в последний срок матери, ожидающей ребенка! – по неустроенным каменистым горным дорогам, может быть, даже и раня свои ноги о камень острый, о колючки, какие попадаются на дороге.

Есть старое богословское выражение – «ощущение Божества». Не понимание, не размышление только – а именно ощущение духом своим. Господь говорит: «Вот Я стою постоянно у дверей вашего сердца и стучу. И тот, кто откроет Мне, к тому Я войду и разделю с ним трапезу» (ср.: Откр. 3: 20). Задумаемся над этими словами святого Иоанна Богослова. Задумаемся над тем, где «двери нашего сердца». Как их найти? Как их открыть? Чтобы праздник Рождества Христова был для нас днем нашего духовного просветления, возрождения, озарения, света и радости.

И приходят они в Вифлеем, стучатся в один дом, в другой, и никто их не пускает, потому что все уже переполнено и никто не хочет брать себе лишнюю заботу, ибо что значит пустить к себе семью, у которой вот-вот родится младенец? И уходят они на окраину Вифлеема, и там в горной пещере, где скот укрывался от непогоды, рождается на свет Богомладенец Господь Иисус Христос. Бог, для Которого нет ни слова, ни понятия, ни представления нашего, становится Человеком, воспринимая в Себя человеческое естество! Нет слов, чтобы измерить глубину этого события. Мы можем видеть только его отражение.

Сегодня мы вспоминали апостола Филиппа, который однажды сказал Господу Иисусу Христу в простоте своего сердца: «Покажи нам Отца! Ты говоришь, что Ты – Сын Божий? Покажи нам Отца!» И Христос ему кротко ответил: «Что ты говоришь, Филипп, не зная того, что говоришь? Кто видел Меня – тот видел Отца. И как ты после этого можешь говорить: “Покажи нам Отца”?» (см.: Ин. 14: 8–9). А что показал Христос? Он показал в уничиженном облике самообладание духа и великую силу слова и действия.

Вот, братья и сестры, и мы – кто из нас дерзнет просить Бога показать Его Божество? Великим праведникам это было недоступно, но каждый из них ощутил это в своем сердце, – и лицо его просияло, как у преподобного Серафима, и действия его были ясными для всех, и сила чудотворений велика.

И каждый из нас, братья и сестры, может ощутить в своем сердце силу Божию и увидеть Бога, не прямо лицом к лицу, а в отражении, отраженным в своем сердце, в своей душе. И это не метафора, не праздный разговор, это то, что в действительности пережито опытом Церкви. Апостол Павел говорит: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12: 10). Сила Божия в немощи совершается. Потому и Церковь наша, проходящая свой исторический путь в тяжких испытаниях, так изобилует и святыми иконами, и святыми людьми, – потому что в них отражается подлинное величие, подлинная сила Божия.

Чего же пожелать нам с вами? Я думаю, что каждый из нас, задумавшись, скажет: «Пусть в моем сердце отразится сила Божия!» Пусть в затуманенном, иногда даже совсем помраченном душевном нашем устроении – но Сам, Боже, очисти, и Сам отразись, и Сам покажи Свое величие. Кто сейчас может говорить о величии, о славе? Никто из нас не дерзнет говорить об этом. Но именно так, в уничижении, в душевном нашем смирении отражается сила Божия. Вспомним, что и Господь ограничил Себя, вспомним, что и Матерь Божия преодолела трудности пути, вспомним, что Христос прошел этими же горными тропами от рождения до Голгофы, до креста. И все же сила Божия восторжествовала над немощью человеческой. Так и нам сейчас, в эти предпраздничные, предрождественские дни как можно больше нужно задумываться об этой «великой благочестия тайне» и о самих себе. И каждый день начинать и каждый вечер заканчивать молитвой к Богу, чтобы дал Он нам радость ощутить Его Божество.

И да поможет нам Господь и Царица Небесная в этом нашем совместном подвиге стояния у дверей своего сердца. Аминь.

28 ноября 1994 г.

Это последняя проповедь, произнесенная митрополитом Питиримом в бытность его председателем Издательского отдела Московского Патриархата (Журнал Московской Патриархии. 2010. № 12).

Митрополит Питирим (Нечаев)