Об особенностях почитания святых мощей в Грузии
СВЯТЫЕ МОЩИ – ЭТО БЛАГОСЛОВЕНИЕ БОЖИЕ
Митрополит Серафим (Джоджуа) об особенностях почитания святых мощей в Грузии
О том, почему в Грузинской Церкви нет традиции открывать гробницы святых для обретения мощей, какие усыпальницы особо почитаемы в Грузии, случаются ли сегодня невольные обретения мощей, как определить, что останки – это мощи праведников, есть ли надежда найти погребение царицы Тамары, о почитании старца Гавриила (Ургебадзе) и почему была вскрыта его могила, – беседа с митрополитом Боржомским и Бакурианским Серафимом (Джоджуа).
– Владыка Серафим, как в Грузинской Церкви происходит канонизация святых? Мы знаем, что совсем недавно Священный Синод вынес решение о двух новых прославлениях. Расскажите нам об этом.
– 22 декабря 2015 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви причислил к лику святых священноисповедника Петра (Хмaладзе) и маму святой Сидонии, той самой, которая покоится в Светицховели вместе с Хитоном Господа нашего Иисуса Христа. В Грузинской Православной Церкви существует специальная синодальная комиссия, которая занимается канонизацией святых. Она подготавливает нужные материалы и представляет их на рассмотрение Священного Синода. Уже после канонизации пишется тропарь святому и иконы, но могилы святых не открываются. Бывает, что иконы пишут до канонизации по собственному усердию сами люди. Так было, например, со святым Гавриилом Юродивым.
– Мы знаем, что обретение мощей отца Гавриила (Ургебадзе) стало особо радостным, но все же необычным явлением для Грузинской Церкви: в Грузии нет традиции открывать могилы святых. Почему так? Ведь во всем православном мире везде происходит обретение мощей, и это очень древняя христианская традиция, связанная с особой радостью и торжеством.
– Да, действительно в Грузии нет традиции открытия гробниц святых.
В Церкви существует устное и письменное Предание: одно передается письменно, через летописи и иные источники, другое устно – по причине гонений или когда есть какая-нибудь другая большая опасность. В нашей Поместной Грузинской Православной Церкви за многие века не сохранилось ни одного исторического документа или летописи, которые говорили бы, что такая традиция существовала раньше. Может быть, когда-то это и имело место, но письменных источников, опровергающих или, наоборот, подтверждающих открытия могил святых, нет. Также и самые авторитетные, более близкие нам по времени, грузинские духовные лица, такие как святитель Гавриил (Кикодзе), преподобный Алексий (Шушания), Католикос Антоний II – сын царя Ираклия II, тоже никогда не делали указаний о том, чтобы были открыты могилы святых. Поэтому мы приходим к выводу, что это местная традиция – не открывать могилы святых, которая утвердилась в Грузии в течение долгих столетий.
– Как вы считаете, с чем это было связано?
– Думаю, что причиной были постоянные опустошительные вторжения врагов и войны, терзавшие Грузию в прошлом на протяжении долгого времени. Тогда была самая настоящая угроза осквернения святынь и полной потери их для христианского мира. Возможно, были и другие причины, но мы можем о них лишь предполагать. Сказать же достоверно сегодня о них мы не можем.
– Но в Грузии есть множество частиц от святых мощей. И они находятся почти в каждой Церкви! А мощи святых Давида и Константина целыми и нетленными пребывают в раке в монастыре Моцамета еще с VIII века!
– Да, действительно мощи святых князей Давида и Константина более тысячи лет нетленно почивают в монастыре. Это монастырь Моцамета (Мучеников), но его часто называют монастырем святых Давида и Константина. Еще в начале VIII века на том месте находилась церковь. Во время нашествия арабской армии под предводительством Мурвана Кру, то есть Глухого – так он был прозван за особое бездушие и жестокость, арабы сожгли церковь. Тогда в том месте правили князья Давид и Константин. При жизни они были большие молитвенники, но им пришлось со своим войском выступить против арабов, в неравной битве они были разбиты и захвачены в плен.
http://www.pravoslavie.ru/media/pics/doc_citation.png) 0% 20px no-repeat;">Был глас Божий с неба, повелевающий нести тела умученных на восток до того места, где их застанет рассвет
Мурван по мусульманской традиции захотел обратить их в ислам, но благочестивые братья отказались стать вероотступниками и этим обрекли себя на лютые муки. Их изощренно пытали девять дней, но, не добившись пытками отречения святых братьев от Христа, враги казнили их, а затем бросили их тела в реку Риони. Прошло время, и мощи святых мучеников были найдены людьми. Тогда был глас Божий с неба, повелевающий нести тела умученных на восток до того места, где их застанет рассвет. Тем местом были руины сожженной церкви. Там Давид и Константин нашли свое упокоение. Позже, в XI веке, был построен храм и основан монастырь Моцамета (Мучеников). Во время гонений на Церковь чудотворные мощи святых Давида и Константина тоже чудесным образом сохранили люди.
http://www.pravoslavie.ru/media/pics/doc_citation.png) 0% 20px no-repeat;">Иконы со вставленными в них святынями – частицами мощей – было легче спрятать во время опасности, чем целые святые мощи
Но это связано не с традицией, а с особым Промыслом Божиим именно об этих мощах. Это великий дар Божий, явленный нашей Церкви для утешения христиан. Великие чудеса происходят по молитвам к этим святым. А что касается других святых мощей или частиц от мощей, то их Грузинская Церковь получала в дар от Византии, Греции и других стран. Но чаще всего эти частицы были вставлены в святые иконы. И такие иконы со вставленными в них святынями – частицами мощей – было легче спрятать во время опасности, чем сами целые святые мощи. Во время войн и гонений все святыни во всех епархиях старались спрятать в горах. Особенно в Сванетии. Там жили очень верные и преданные Богу и Церкви люди, которые, не боясь отдать свою жизнь и даже жизни всех своих родных за эти святыни, годами и десятилетиями хранили и прятали их. Бывало, что тайну хранил весь род даже в течение веков, передавая ее верным людям по наследству. Так были спасены и сохранены великие святыни для Церкви и людей.
– Владыка Серафим, расскажите, пожалуйста, о самых известных усыпальницах святых в Грузии.
– Вот, например, могила святой равноапостольной Нино, просветительницы Грузии, в церкви в Бодбе. Она преставилась приблизительно в 334 году и завещала похоронить себя в Кахетии. И никогда за все эти почти 2 тысячи лет тело не было извлечено из могилы. Никто не решился потревожить покой святой Нино, хотя у многих было желание увидеть ее святые мощи. Это тоже подтверждает то, о чем мы говорили: не было в Грузии традиции доставать из гробниц тела святых.
Также всем была известна могила великого царя святого Давида Строителя. Всему народу известна! Он очень много сделал для своей страны. И хоть ему пришлось постоянно воевать и быть в походах, он был чрезвычайно набожным человеком. Святой царь Давид Строитель всегда возил с собой Евангелие и никогда с ним не расставался. Он умел смиряться перед Богом и духовником. Этот Богом данный народу святой царь написал и оставил потомкам духовное наследие «Канон покаянный». Вот один стих из этого канона:
«Когда же настанет час скорбей и горестных воздыханий, исчезнут торжественное величие и почести царские, иссякнет радость, увянут цветники, другой примет скипетр, за другим последует войско, тогда помилуй меня, о Судия мой! Когда раскроется книга в День судный и перед Тобой предстану я, преклонивший главу, и Ты, Владыка, будешь вершить праведный суд, восстанет гнев ангелов Твоих, праведники будут блаженствовать, грешники ввергнуты будут в огонь, тогда помилуй меня, о Иисусе мой!»
И когда в 1125 году он предал душу Господу, то его, по его завещанию, погребли в Гелатском монастыре прямо перед входом в церковь святого Георгия. Такова была воля этого кроткого и смиренного царя. Он пожелал, чтобы каждый входящий в церковь наступал на его могилу. И только когда возникла угроза разорения места его захоронения и осквернения его мощей, они были спрятаны под престолом церкви в Гелатском монастыре.
Вспомним также и о 13 сирийских отцах. Это духовные отцы грузинского народа. Они тоже все похоронены – в разных частях Грузии. К местам их упокоения постоянно идут паломничества. Это великие святыни для христиан, и никогда за тысячелетие не были потревожены их гробницы.
Но бывало в истории Грузии и невольное обретение мощей. Например, в Давидо-Гареджийской лавре, когда были убиты за веру одновременно 6 тысяч монахов. Тогда весь монастырь был усеян их святыми костями. Но их святые мощи также старались похоронить, чтобы избежать их потери или осквернения. В Грузии под святыми престолами во многих церквях в святых антиминсах есть частицы мощей убиенных монахов Давидо-Гареджийских.
– Владыка Серафим, в наше время, бывало, тоже находили святые мощи.
– Да, и не раз. Расскажу вам и о том, как особым Промыслом Божиим в конце 80-х годов XX века были обретены мощи. В Зарзма, в старинном монастыре XII века, в советское время при строительстве дороги нашли нетленное тело молодого монаха. Он был в полном монашеском облачении. У него хорошо сохранились часть волос и борода, также и зубы. По мнению ученых, это был молодой человек лет 33-х. Совершенно здоровый – видимо, при своей жизни постоянно хранивший пост. В советское время его поместили в музей как мумию. Однако его тело совершенно не было забальзамировано. Позже тело этого монаха перенесли в монастырь. Мы уверены, что это святые мощи.
– Почему вы так думаете, владыка? Ведь бывает, что и нечестивые люди остаются нетленными…
http://www.pravoslavie.ru/media/pics/doc_citation.png) 0% 20px no-repeat;">Около святых мощей испытываешь благоговение, невольно рождается желание любить Бога и ближнего
– Да, конечно. Но бывают чудеса от Бога и от нечистой силы, и Церковь умеет их различать. Когда человек находится около святых мощей, тогда он испытывает неизъяснимую радость, благоговение, тогда у него невольно рождается желание любить Бога и ближнего. Человек сердцем ощущает присутствие Духа Святого. Поэтому мы можем предположить, что тело этого монаха – самые настоящие святые мощи неизвестного нам по имени святого. Находясь рядом с ними, испытываешь настоящую благодать и радость в сердце.
– Владыка Серафим, в монастыре, который находится на знаменитом Кацхийском столпе, была найдена костница. Была ли традиция в Грузии хранить кости насельников монастыря в костнице?
– Если мы говорим об обретении мощей и открытии могил, нужно также сказать и о том, что в некоторых монастырях Грузии иногда имела место такая греческая традиция. Кости монахов, которые подвизались в этих монастырях, были вместе сложены в общей костнице. Недавно в Заме, когда заново восстанавливали полностью разрушенную церковь, при раскопках в монастыре было обнаружено множество костей, захороненных прямо вокруг церкви.
В мужском монастыре Потолети, в Боржомской епархии, были обретены 12 мощей людей, погребенных в самой Церкви. На могильной плите сохранились надписи «Торнике» и «Шалва». Это плиты IX–XI века, и мы предполагаем, что эта церковь была построена Феодором и Христофором, учениками святого Григола Хандзтели. Также во время строительства церкви около древних руин было найдено очень много костей насельников этой обители, которые за тысячу лет были погребены вдоль церковной стены. Вся поляна была усеяна костями. Мы их обнаружили, когда очищали уровни земли. Костей набралось очень много. В самой древней церкви уцелела одна могила с сохранившейся могильной плитой, где были обнаружены останки 12 человек. Они были похоронены в разные века, но особенно почетно. Из этого можно сделать вывод, что это были настоятели этого монастыря или старцы. В одном из черепов виден след от стрелы. Видимо, этот святой человек был мученически убит, а затем погребен в храме.
Невольное обретение костниц всегда бывает случайно и происходит по особому Промыслу Божию. В Карели, в Дзамис Хеобаши, тоже есть такая чудом обретенная костница. Она воистину дар Божий для нас. Была найдена могила, а в ней каменный ковчег со святыми костями. В нем была перегородка, разделявшая его на две части. Мы перенесли мощи в похожий деревянный ящик. И в верхней, и в нижней части находятся кости. Они чистейшего белого цвета. Когда находишься рядом и видишь их, то создается впечатление, что перед тобой мощи цвета настоящего драгоценного мира.
– Владыка Серафим, а бывали еще такие ценные находки?
http://www.pravoslavie.ru/media/pics/doc_citation.png) 0% 20px no-repeat;">Есть предположение, что святая царица Тамара была похоронена в Крестовом монастыре в Иерусалиме
– Иногда в прессе возникают сенсационные новости о том, что якобы нашлась знаменитая могила святой благоверной царицы Тамары. Действительно, находят довольно богатые женские усыпальницы, и в них бывают множество очень ценных для истории и науки дорогих и интересных вещей. Но ученые и историки, проводя свои исследования, говорят о том, что это могилы знатных богатых особ, но, конечно, ни одна из них не является усыпальницей нашей всеми любимой святой царицы Тамары. Я думаю, что народ должен заслужить перед Богом эту милость. Чтобы явилась такая святыня, нужно истинное покаяние и многие труды. Но существует народное предание, о котором написал архимандрит Рафаил (Карелин): «У горцев есть предание, что, когда умножатся беды и скорби, царица Тамар снова придет в Грузию, снова сядет на своем золотом престоле и утешит народ. Но царица Тамар, царствуя не на земле, а на небесах духом своим, любовью никогда не оставляла Грузию и не оставит ее». Также есть предположение, что она была похоронена в Крестовом монастыре в Иерусалиме. Желая еще при жизни поклониться величайшим святыням, она завещала своему сыну Георгию Лаша, чтобы хоть после смерти она была погребена в Крестовом монастыре. Но сейчас у Грузинской Церкви нет разрешения, а следовательно, и возможности производить раскопки в Крестовом монастыре.
– Значит, владыка Серафим, мы можем сделать вывод, что обретение мощейБетанийских отцов Георгия и Иоанна и мощей отца Гавриила (Ургебадзе) – это совершенно новое явление для нашей древней Грузинской Церкви?
http://www.pravoslavie.ru/media/pics/doc_citation.png) 0% 20px no-repeat;">Старец Гавриил часто говорил, что сначала прославят тела его духовных отцов Георгия и Иоанна, а потом достанут из земли и его
– Да, и оно произошло по настоятельной неустанной воле самого народа. Этого требовали и об этом просили не только верующие, но и далекие от Церкви люди и даже те, кто подвергает критике духовенство. И верующие, и сомневающиеся в вере – все постоянно приходили на могилу к старцу Гавриилу, будучи уверенными в его святости и быстром предстательстве перед Богом. Вот какая сильная народная любовь к отцу Гавриилу Юродивому в Грузии! Еще при своей жизни он сам об этом часто говорил, что сначала достанут и прославят тела его духовных отцов Георгия и Иоанна, а потом достанут из земли и его. Также отец Гавриил постоянно подчеркивал, что его крест – это вся Грузия и половина России. И вот наконец, по постановлению Патриарха Илии II и Священного Синода, состоялось торжественное обретение мощей и прославление великого святого – скоропослушника Гавриила Юродивого. Перед прославлением были записаны большие и малые чудеса, совершенные по молитве к отцу Гавриилу. И я уверен, что почти каждый житель Грузии сможет вам рассказать свою личную историю, когда ему действительно чудесно помог любимый всем народом, добрый и родной наш отец – святой Гавриил Юродивый.