О том, что вредит душе богачей

 

О том, что вредит душе богачей

Проповедь на сегодняшнее евангельское чтение (Лк., 91 зач., ХVIII 18-27.) святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

20231037E-02-13_b

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Вы слышали сегодня Евангельское чтение о богатом юноше, который не пожелал раздать имение свое, чтобы наследовать Царство Небесное.

Тогда Господь сказал, что богатому труднее войти в Царство Небесное, чем верблюду пройти через игольное ушко.

Как будто нам теперь не благовременно говорить о богатстве, потому что в стране нашей не стало богатых, все равны. Но думаю, что, выслушав слово мое, вы увидите, что всегда и во все времена благовременно говорить о богатстве.

Прежде чем разъяснить вам слова Христа, обращенные к богатому юноше, послушайте то, что написал св. ап. Иаков о богатых:

“Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили праведника; Он не противился вам” (Иак. 5,1-6).

Видите, какие страшные слова сказал св. ап. Иаков о богатых, как грозно обличил их? А что может быть более грозным, чем слова Господа Иисуса Христа о том, что богатому трудно войти в Царство Божие?

Почему же это так? В те времена, когда Господь пришел на землю, в народе израильском господствовало мнение, что богатство — это Божие благословение; богатых почитали, уважали и воздавали им великую честь.

Когда Господь сказал эти Свои удивительные слова о богатстве, мешающем войти в Царствие Божие, ученики Его с удивлением спросили: “Кто же может спастись?” Ведь и они считали богатых благословенными Богом, значит, если уж богатые не спасутся, то кто же? Господь им сказал: “Невозможное человекам возможно Богу”.

Вникнем же в эти слова. Когда юноша выразил свое желание следовать за Господом, Господь его спросил: “А ты знаешь заповеди?” “Да, – ответил он, — конечно, я знаю все заповеди, я от юности всегда соблюдал их”. Но Господь показал ему и всем, что совершенно недостаточно исполнять только ветхозаветные заповеди, те десять заповедей, которые и вы знаете.

Почему же недостаточно? Ведь евреи думали, что в этом все заключается, что, кто исполнит их, будет чист и свят и войдет в Царство Божие. А Господь сказал, что совсем не так.

Что предписывают заповеди ветхозаветные? Первая заповедь предписывает покланяться единому Богу, Его только чтить; она запрещает почитать каких бы то ни было богов, кроме истинного Бога. Вторая заповедь запрещает поклоняться и идолам. Но разве те, кто не поклоняется кумирам и идолам, уже святы и чисты? Ведь все мы чтим Единого Бога, никто из нас не поклоняется идолам.

Через Моисея Бог предписывал чтить отца и мать, не оскорблять их. Ну что же, неужели мы святы, если своих родителей почитаем, не оскорбляем их и не выгоняем из дому в старости? Неужели это одно оправдывает нас перед Богом?

Моисей заповедовал не прелюбодействовать, не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать, не завидовать имуществу своего ближнего и не пожелать жены ближнего своего.

Но если мы не убийцы, не воры, не лжесвидетели, не прелюбодеи, если мы не отбираем из зависти у братьев имений их, то разве мы уже святы, разве мы чисты перед Богом?

Все заповеди Ветхого Завета имеют только отрицательное значение: не будь таким, не будь таким. Но они не говорят, каким нужно быть. Они только запрещают самые грубые грехи – безобразные, смердящие грехи. Они предназначены были для народа грубого, подлежащего элементарному исправлению.

Господь наш Иисус сказал о Себе, что Он пришел не нарушать закон, а исполнить его. А слово “исполнить” на славянском языке имеет два значения — “исполнить” и “дополнить”.

Господь наш Иисус Христос принес нам Новый Закон, гораздо более совершенный, чем древний закон Моисеев. Он завещал нам заповеди спасения, дал девять светозарных заповедей блаженства. Он говорил о том, что блаженны, святы и чисты перед Богом и наследуют Царство Небесное не те, кто только не вор, не убийца, кто исполнил заповеди Синайского закона, а те, кто обладает высшим совершенством духовным, те, кто полон смирения, чьи очи источают потоки слез о грехах своих, слез умиления перед Крестом Христовым, слез сокрушения перед теми ужасами, которые окружают нас в жизни нашей.

Он говорил о блаженстве кротких и тех, кто алчет и жаждет правды. Он говорил о блаженстве милостивых и миротворцев. Он обещал Царствие Божие тем, кто претерпел изгнание за правду, кого гнали и поносили, кого обесчестили за имя Его святое.

Вот кто свят и чист — тот, кто обладает великим духовным совершенством. Господь от нас всех требует, чтобы мы были совершенны, как совершен Отец наш Небесный.

Господь в Своей Нагорной проповеди дал такие предписания, что сердце наше содрогается.

Как это не заботиться о завтрашнем дне, как прощать врагам нашим, как любить их, как отдать последнюю рубаху свою? Но все это надо исполнить, чтобы быть совершенным.

tanarul-bogat35

Господь Иисус Христос сказал юноше, искавшему совершенства и исполнившему весь Ветхий закон: “Если хочешь быть совершенным, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах, и приходи и следуй за Мной”.

И ушел, понурив голову, богатый юноша, ибо велико было богатство его и не мог он исполнить это требование Христово.

Почему же именно такое требование предъявил Господь юноше? Почему требовал Он, чтобы юноша продал все и отдал нищим?

А потому, что обладание большим богатством совершенно несовместимо с исполнением Христовых заповедей блаженства. Разве может человек, чьи глаза всегда источают слезы при виде бедствий и горя братьев своих, разве может милостивый и смиренный холодно созерцать все это и умножать богатство свое, строить дома, приобретать имущество, покупать лошадей и ненужные предметы роскоши?

Конечно, не может, ибо, если он милосерд, он будет все отдавать, отдавать без конца. И когда все раздаст, он исполнит заповедь Христову. А если для себя оставляет богатство свое, значит себя любит больше, чем ближнего своего, а Господь заповедал любить ближнего своего, как самого себя. А если будем любить ближних своих так, то неужели не отдадим нуждающемуся и голодному все, что имеем? Неужели тогда мы сможем жить той жизнью антихристианской, какой живут американские миллиардеры, у которых золотом полны подвалы? На безумную роскошь расточают они эти богатства, на нелепые, возмутительные развлечения расточают они деньги, добытые потом и кровью трудящихся. А Господь карает их за это в детях их, ибо знаем мы из книг о миллиардерах, что нет более презренных, более ничтожных людей, чем бывают дочери и сыновья их, — это выродки, это люди извращенные, не имеющие никаких высших интересов, занятые только развлечениями и наслаждениями, которые им надоели, которыми они пресытились. Вот и говорит Господь Иисус Христос, что если мы не желаем расстаться с богатством своим, то не войти нам в Царство Божие, ибо мы остаемся жестокосердными, черствыми эгоистами.

А разве место таким в Царстве Божием?

Да, легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное.

Но какое отношение имеют все эти слова Христовы, все эти мои разъяснения к нам, которые не имеют никакого богатства? Прямое.

Вникните в то, что вредит душе богачей. Им вредит то, что блага земные, всякого рода наслаждения, роскошь, они ставят выше всего. Они ставят их выше благ духовных, которые получают люди, не имеющие богатств земных, богатств материальных, но имеющие великое богатство любви к Богу, любви к ближнему.

Кто пристрастен к благам земным, кто стремится к наслаждению, тот страдает именно тем грехом, который мешает богатым войти в Царствие Божие.

А разве мало среди нас богатств не имеющих, живущих иногда даже впроголодь или имеющих средний достаток, — разве мало среди нас тех, которые жаждут материальных благ, развлечений и наслаждений, тех, которые только потому не грешат грехом богатых, что нет у них богатства, а если бы оно у них было, то так же грешили бы, как тот богатый, у ворот которого лежал умирающий Лазарь.

А если мы, не имея никаких богатств, жаждем наслаждения, если целью своей жизни ставим благосостояние земное, если все помыслы наши устремлены на то, чтобы как можно теплее устроить жизнь земную, если к этому стремимся мы, то, конечно, мы далеки от того, что заповедовал Господь Иисус Христос. Ибо люди, которые стремятся к чистоте сердца, люди, полные милосердия, стремятся к общению с Богом, они просят благодати и любви Его, они хотят быть братьями и сестрами Христа.

Самый убогий нищий, не имеющий никаких благ земных, но служащий Богу, часто бывает богаче самых богатых людей мира. Благодатию Божией, чистотой сердца, любовью и состраданием к голодным и несчастным богаты они, а прежде всего богаты горячей любовью к Богу, Христу Спасителю нашему.

Теперь понятен ответ Господа на вопрос удивленных учеников Его: “Господи, кто же может спастись?” Он ответил им: “Невозможное людям возможно Богу”.

Богу возможно все. Богу возможно лишить духовных благ безжалостных и черствых богачей. Богу возможно дать величайшую радость о Господе жалким, несчастным нищим, в голоде погибающим.

Бог всех может спасти, Он может спасти и богатого – в том случае, если тот покается, возненавидит богатство свое и исполнит слова Христа: “Пойди, продай имение свое, раздай нищим и приходи и следуй за Мной”. Так поступил один из величайших святых, преп. Антоний Великий. Он потерял в двадцатилетнем возрасте своих родителей, от которых наследовал огромное богатство. И однажды в церкви он услышал слова Евангельские: “Если хочешь быть совершенным, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах, и приходи и следуй за Мной”.

Эти слова поразили преп. Антония, глубоко проникли в сердце его и всецело завладели помыслами его. Он пошел, продал имение свое, раздал нищим, а сам удалился в далекую африканскую пустыню, в которой дожил до глубокой старости, отказавшись от всех земных благ, но получив богатство неизмеримое от Бога. Он стал прозорливцем, чудотворцем, он стал братом и другом Божиим..

Так всем нам надлежит восприять слова Христовы о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное.

Будем же гнать от себя беспощадно все пристрастия наши к благам земным.

Будем стремиться только к одному — к тому, чтобы стать друзьями Божиими, братьями Божиими, любящими Христа, любимцами Его.