Зачем нужен Всеправославный Собор и почему он не должен никого смущать

 

Зачем нужен Всеправославный Собор и почему он не должен никого смущать 

В своем популярном шоу "Кофе с сестрой Вассой" инокиня Васса (Ларина), член комиссии Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви по каноническому праву и по вопросам Литургии и церковного искусства, отвечает на вопросы зрителей о предстоящем Всеправославном Соборе.

Кому нужен Всеправославный Собор?

Меня немножко удивляет этот вопрос. Но, действительно, задается такой вопрос даже нашими православными священниками – кому нужен вообще Всеправославный Собор?

На самом деле, православным епископам нужно собираться на Соборы. Есть такой принцип в канонических правилах Православной Церкви с самых древних времен и вплоть до седьмого Вселенского Собора – начиная с первого Вселенского Собора и даже с апостольских правил. Можно назвать эти правила. Есть 5-е правило первого Вселенского Собора, что дважды в год должны собираться областные епископы. Есть 37-е апостольское правило, что также дважды в год должны собираться епископы.

Конечно, те древние правила касались церковного устройства того времени. Но принцип этих правил таков, что епископы должны собираться не только на уровне поместной Церкви, но и на более высоком уровне. Если посмотреть 34-е апостольское правило, то есть такие вопросы, которые выходят из обычных границ епархиального устройства или даже вопросов поместной Церкви. И в наше время, конечно, есть такие вопросы. Например, вопросы о Таинстве брака, вопросы церковного устройства, особенно заграницей, где совместно присутствует не одна Православная Церковь, а разные поместные Церкви, например, в Америке. Так что вопросы автономии будут обсуждаться на предстоящем великом и святом Соборе.

Вас не смущает, что этот Собор не похож на Вселенские?

Можно в интернете прочитать, что некоторые называют этот Собор якобы Вселенским. Таких претензий у этого Собора нет. И вообще, история названия какого-либо Собора Вселенским гораздо более сложна, нежели кто-то назвал его так заранее, и все считали Собор – Вселенским. Нет, это более сложный вопрос рецепции. Так что тут не надо смущаться. И я не смущаюсь. Не надо смущаться тем, что этот предстоящий Собор тем или иным аспектом отличается от того, как созывались Соборы в древности.

Например, посмотрите эпоху Вселенских Соборов. Тогда Соборы созывались государственной властью, византийским императором. Но подумаем, как бы отреагировал наш так называемый православный интернет на тот факт, если бы сегодня некрещеный император созвал первый Вселенский Собор? Казалось бы, это недопустимо. Причем Константин Великий, который был некрещеным, когда созывался первый Вселенский Собор в 325 году, был тем, кто предложил слово “omooúsios”, то есть “единосущный” – очень важное для IV века слово в догматических спорах IV века.

Так что тут всё было не черно-белым. И я это говорю не для того, чтобы вас смутить, а для того, чтобы сказать, что в истории Церкви не всё всегда по определенной схеме происходит. Употребляются слова и допускаются мнения, которые, может быть, нам непривычны. Я не говорю о неправославном учении, но о том, что канонические границы и терминология меняются. И иногда по пастырской мудрости и икономии некоторые выражения употребляются непривычно. Например, горячо обсуждается в интернете употребление слова “Церковь” в документе об отношениях Православной Церкви с инославными, где слово “Церковь” употребляется и по отношению к не православным христианам. Надо ли этим смущаться? Нет, не обязательно.

Если посмотреть, например, знаменитом патристическом лексиконе Лампе, то мы увидим, что и святые отцы – нечасто, но бывало – и по отношению к еретическим обществам применяли термин “Церковь”. Так что тут не надо смущаться словам, когда есть на это причины. Есть определенные правила – и дипломатические, и межцерковные, которые, мы, может быть, не знаем. Потому что наше положение – не как у епископов и у Патриархов, которые на высшем уровне должны общаться и соблюдать определенные правила общения. В таком контексте наши архипастыри поступают так, как там принято. И когда мы сразу смущаемся, то я не думаю, что это нам или Церкви на пользу. Потому что, я повторю, и святые отцы употребляли термин “Церковь” по-разному.

Можно отметить и примеры из истории Церкви, когда Василий Великий, например, даже в определенном славословии Троичном иногда менял слова в определенном обществе, чтобы некоторых не смущать. Так что, тут сразу смущаться не нужно, я думаю. Это нарушает доверие и любовь между нами в едином теле Церкви Христовой.

Сказали мы об этом, и могу немножко прочитать – собираться хорошо. Очень известный толкователь, епископ Никодим (Милаш), пишет о 37-м правиле Святых Апостолов, которое говорит, что надо дважды в году бывать соборам епископов. Он пишет не о деталях административных реальностей того времени, а о том принципе, что хорошо епископам собираться. И в наше время, когда православная Церковь по всему миру рассеяна и находится не только там, где мать-Церковь (например, русская или греческая, сербская и так далее – мы рассеяны по всему земному шару), важен этот принцип соборности Церкви, что надо собираться епископам. По-другому говоря, наши епископы пытаются исполнить и выразить эту нужду единства на предстоящем Соборе в контексте нашего современного мира.

Но вот, что пишет епископ Никодим, это к концу XIX века: “При совместной работе, – он пишет, – заметна сущность известной вещи, с большей уверенностью решается дело, укрепляется личная воля, легче открываются ошибки, легче достигается установленная цель Церкви. В то же время, такою работою поддерживается христианское смирение и осознание собственного несовершенства.

К этому Иисус Христос прибавил еще одну новую заповедь – заповедь о взаимной любви, которая всех соединяет в едином духе и мысли, всё животворит и укрепляет. Это достигается только братским общением и взаимным обменом мнений на Соборе. Потому что если каждое отдельное лицо, как бы оно ни было расположено к добру, захочет руководствоваться исключительно своим мышлением, то этим никогда не достигнется единство. А, между тем, только по единомыслию и познается истинная Церковь Христова”.

Я не хочу, чтобы все заснули от этой длинной цитаты, но я думаю, что важно помнить, что православное церковное сознание не отрицает нужду собрания епископов вместе. Это очень важно. И есть такие вопросы, которые не могут только на уровне поместной Церкви решаться.

Вас всё-таки не смущают недостатки рабочих документов этого Собора?

Некоторых смущают рабочие документы, которые приготовлены к этому Собору, что они неточно выражаются или вообще слабы, не очень интересны. Я с этим соглашусь, я не в восторге от каждого документа. Но хочу сказать, что я сама иногда присутствую при подготовке подобного рода документов на Межсоборном Присутствии Русской Православной Церкви. И скажу, что нелегко готовить церковные документы в наше время, когда и в нашей Русской Церкви люди не все из России. Некоторые из нас из заграницы, я – вообще из Америки.

Есть многонациональная Церковь. И достигнуть единого мнения не всегда бывает легко. Но я могу сказать и свидетельствовать, что делается это очень открыто, искренне. Много бывает и споров, и смеха, и рассуждений, и искреннего обмена мнений. И это свидетельствует о том, что Церковь сильна и имеет мужество не избегать некоторых вопросов, но их обсуждать.

Я, например, член комиссии Межсоборного Присутствия по каноническому праву. И могу сказать, что когда мы обсуждали документ о браке – там обсуждался и развод, и некоторые пастырские задачи в этих вопросах, то были очень горячие обсуждения. И я нашла это очень утешительным. Я горжусь своей Церковью, которая имеет мужество и силы позволять и даже поддерживать обсуждение вопросов. Это делается не идеальным образом, не все члены даже наших комиссий компетентны, и я компетентна не во всех вопросах, которые обсуждаются на этой комиссии и на литургической, в которой я также принимаю участие.

В любом случае, это наши человеческие недостатки. Но человеческие усилия поддерживать здравый диалог и обсуждать определенные вопросы – это похвально и нужно для Церкви. Так что в этом, даже при слабостях некоторых документов, я думаю, что “забрать свои игрушки и уехать домой”, не принимать участия – это не признак силы, здравого подхода и церковного сознания.

Я ответила на некоторые вопросы, которые поступили на наш сайт. Желаю всем нам молитвенно и в духе смирения и любви, как только нам возможно, молиться и поддерживать наше участие в соборности православной Церкви. Не смущаться всякими высказываниями и мнениями в интернете или за трапезой, а прислушаться и поучаствовать молитвенно в этом. Потому что очень давно уже не было такого Собора всей православной Церкви, и это радостно. И радостно, что это будет на самую Троицу, в Пятидесятницу. Это всё на сегодня.