«ВСЕХ ПОЦЕЛУЙ И ВСЕМ РАССКАЖИ, КАК Я НАШЕЛ СВОЮ СУДЬБУ В ТЮРЬМЕ!»

«ВСЕХ ПОЦЕЛУЙ И ВСЕМ РАССКАЖИ, КАК Я НАШЕЛ СВОЮ СУДЬБУ В ТЮРЬМЕ!»

Настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря – о своей обители и о священномученике Иларионе (Троицком), который был похоронен в ее стенах

Священномученик Иларион (Троицкий)Священномученик Иларион (Троицкий)
Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга, во времена СССР разделивший горькую участь многих святых обителей, снова принимает насельниц. О славной истории и чудесном возрождении монастыря рассказывает настоятельница –игумения София (Силина).

– Матушка, расскажите о жизни обители в советское время?

– Судьба Воскресенского Новодевичьего монастыря была схожа с участью многих святых обителей, принявших на себя удар богоборческой власти.

Некоторое время в стенах нашей обители находилось епархиальное управление, которое возглавлялмитрополит Серафим (Чичагов). Именно ему надлежало отдать последние почести почившему священномученику Илариону (Троицкому) в нашей обители. Перед смертью владыку Илариона напутствовал и причастил Святых Христовых Таин келейник митрополита Серафима иеромонах Никандр.

Сохранились воспоминания, что владыку Илариона невозможно было узнать – в гробу лежал измученный ссылками, мучениями и болезнями старец с обритой головой. Владыка Серафим преподнес на погребение почившему свои белые ризы и белую митру, отдав честь собрату, сам же священномученик Серафим не удостоился быть погребенным со всеми почестями, в облачении – он был убит на полигоне в Бутово.

Владыку Илариона отпевали в Воскресенском соборе монастыря, невзирая на общий запрет власти на торжественные богослужения, при стихийном стечении огромного количества верующих. Наверное, это было последнее торжественное богослужение в нашей святой обители.

После 1930-х годов церковная жизнь в монастыре полностью прекратилась: некоторые храмы были разобраны на кирпичи, была взорвана колокольня, а внутренние помещения монастырских зданий были перестроены, после чего их занял НИИ электромашиностроения вплоть до возрождения монашеской жизни в 1996 году.

– Какова судьба могилы священномученика Илариона (Троицкого)?

– Могила священномученика стала местом паломничества и молитвы. Митрополит Алексий (Симанский), присутствовавший и на погребении святого, проявлял особую заботу о могиле владыки Илариона, в том же духе действовали и его преемники по кафедре.

Именно такие места становились пространством, где происходила встреча человека и Бога

В период строжайшего запрета на отправление богослужений именно такие места, как могила священномученика, становились местом уединенной молитвы, пространством, где происходила встреча человека и Бога. Возможно, именно поэтому мы точно знаем место погребения священномученика. Его могила была всегда ухожена и украшена живыми цветами.

– Известны ли случаи получения помощи на могиле священномученика Илариона (Троицкого)?

– Безусловно, мы стали свидетелями чудесам в уже возрожденной обители. В это время, надо сказать, потянулось в храмы достаточно много людей, и каждый из них приходил к Богу со своими скорбями и житейскими неурядицами. Время было очень сложное во всех смыслах. И вот мы стали получать благодарные отклики наших паломников, один получил исцеление, другой разрешил свои неразрешимые вопросы, третий – обрел твердую веру в Бога.

Великое чудо, совершенное по молитвам священномученика, – это и возрождение некогда величественной обители.

В монастыре до революции жило более 400 насельниц – 75 монахинь, 58 штатных послушниц и около 280 сестер «на испытании», имелось 8 храмов, большое хозяйство (конюшня, коровник, птичий двор, свинарник, квасоварня, пчельник и ферма). В обители действовали знаменитые иконописная, золотошвейная и ковровая мастерские. Значительная часть монастырского капитала шла на благотворительную деятельность, в частности, на содержание больницы, детского приюта, богадельни для сестер.

Сестры пришли на руины, лишь стены напоминали о храмах и келейных корпусах

В 1990-х годах сестры пришли на руины, лишь внешние стены напоминали о храмах и келейных корпусах. Долгое время нам пришлось жить без самых элементарных условий, хотя монастырь находится в городской черте, на одном из главных проспектов культурной столицы. Восстановить былое благолепие казалось невозможным! Поэтому мы с сестрами возносили самые горячие молитвы у могилы святого мученика, и с Божией помощью нам удалось многое сделать.

Впоследствии именем священномученика Илариона мы именовали воскресную школу нашей обители, где каждое занятие начинается молитвенным обращением к великому богослову.

Для нас память священномученика – это особый праздник и одно из главных торжеств обители, ведь с его именем связано постепенное возрождение и монашеской жизни, и богослужений, и былого благолепия храмов, и миссионерского служения монастыря.

Сейчас на могиле великого угодника Божия возвышается скромный надгробный крест, но мы хотим призвать всех неравнодушных оказать помощь в воздвижении памятника на месте его погребения — ведь до сих пор нуждающиеся в его молитвенной поддержке верующие продолжают посещать сие святое место.

Игумения София (Силина)Игумения София (Силина)
– Кем является владыка Иларион для Санкт-Петербурга? Каким его помнят, чтут ли его память жители города?

– Для нас священномученик – златоустый русский святитель. Нередко в своих письмах священномученик писал о своем заключении, как о светлом периоде долгой неволи. «Словом, у меня настроение и духовное содержание жизни такое же, как было пятнадцать лет назад. Не хватает одного – академической библиотеки… Всех поцелуй и всем расскажи, как я нашел свою судьбу в тюрьме!» Несомненно, только твердая вера могла настолько преобразить праведника, что он мог, подобно выдающимся святителям Христовой Церкви, так радостно писать о своей ссылке.

В таком ключе мы и пытаемся актуализировать память священномученика в Санкт-Петербурге. Второй год наш монастырь совместно с епархией, общественными организациями и УФСИН проводит в память о владыке Иларионе Пасхальный фестиваль в следственном изоляторе «Кресты».

В сопровождении церковного хора актер читает «Письмо о подлинной свободе», в основу которого легли воспоминания о двух «тюремных Пасхах», проведенных им на Соловках. В обеих Пасхах принимал самое активное участие владыка Иларион. Именно он всегда выступал инициатором пасхального богослужения, будь то совершенное шепотом в амбаре либо со всеми заключенными в кладбищенском храме.

Святые Соловецкие новомученики в долгом и томительном заключении смогли переосмыслить свою жизнь и пролить на нее Божественный свет, и наша цель – донести до слушателей и зрителей концерта главную мысль: любовью и верой, исходящими из сердца, рушатся воображаемые стены и наступает подлинная свобода.

Кстати, владыка Иларион в своем заключении был связан и с местным изолятором «Кресты», поэтому его имя и память особенным образом звучат в стенах тюремного храма.

– Почему сегодня так важен завет священномученика Илариона (Троицкого) «без Церкви нет спасения»?

– Да, владыка очень часто повторял эту, с одной стороны, простую истину. «Только Церковь дает смысл и цену земной жизни… Если не служить Церкви, – нет никакого смысла во всякой деятельности, и незачем тогда жить на Божьем свете».

Сегодня Церковь, пожалуй, единственный глашатай правды и истины. Повсюду разгораются междоусобицы, попираются не только Божественные заповеди, но и самые простые нравственные принципы человеческой жизни. Жестокие убийства в угоду лжи и собственной алчности становятся постепенно частью жизни безбожного общества.

Церковь остается «островком» подлинного утешения в скорби и назидания в любви к ближнему, а без исполнения заповеди «о любви» мы превратим этом мир в руины. Вот почему так важен завет священномученика «Без Церкви нет спасения».

– Как, на ваш взгляд, может осуществить этот завет человек, живущий в миру, вне монастырских стен, обычный прихожанин?

Являем ли мы пример подлинной евангельской жизни?

Прежде всего мы должны спросить себя – являем ли мы пример подлинной евангельской жизни, можно ли нас назвать верными учениками Христа, апостолов, святителей, преподобных и священномучеников? Являемся ли мы действительно любящими Бога детьми,согражданами святым (Еф. 2,19)? Ведь мы Его любимые дети, как пишет апостол Павел к Ефесянам, и поэтому должны во всем соизмерять свою жизнь с Евангелием.

С этого начинается приходская и монашеская жизнь, собственно, с этого начинается исполнение завета владыки Илариона.

– Что вам особенно запомнилось из происходившего в дни прославления священномученика Илариона, в день перенесения его мощей в Москву?

– Это был очень волнительный день. Мы с сестрами впервые участвовали в прославлении святого. Постарались максимально сосредоточиться на молитве и отрешиться от внешних хлопот, которых, безусловно, было достаточно много. После ранней Литургии отправились с пением к могиле священномученика, чувства радости, счастья, волнения и страха были настолько переплетены между собой, что даже трудно вспомнить в деталях каждый шаг этого благодатного дня. Одно могу с уверенностью сказать – в нашей обители состоялась Пасха «посреди лета».

Все, кто принимал участие в прославлении святого, позже рассказывали нам о чудесах, не замедливших случиться в их жизни. В монастырь потянулись люди, начавшие принимать посильное участие в его восстановлении.

И, конечно же, самое главное чудо состояло в том, что владыка Иларион вернулся в возрождающуюся Церковь, свободную от притеснения и гонений. Его заветы, труды и поучения снова стали актуальными, а Христова Церковь обрела еще одного великого святителя, ставшего в ряд с выдающимися защитниками православного вероучения.

Воскресенский Новодевичий МонастырьВоскресенский Новодевичий Монастырь

– Расскажите о том, как живет обитель в наши дни. Сколько насельниц? Какие у вас послушания?

– Монастырь продолжает восстанавливаться, еще многое предстоит сделать. Наша скромная монашеская община сосредоточена, прежде всего, на молитвенном делании, стараясь в меру сил соблюдать евангельские заповеди и монастырские уставы.

За прошедшее двадцатилетие восстановления монашеской жизни мы стремились возродить и исторические традиции дореволюционной обители. Например, возродили общеобразовательную Свято-Владимирскую школу, где в настоящее время обучаются дети с 1 по 9 классы и получают в полном объеме необходимые школьные знания, совершая каждое воскресенье Божественную Литургию во Введенском историческом школьном храме.

Продолжаем и социальное служение: печемся о нескольких насельницах нашей богадельни, духовно окормляем медицинский центр «Белая Роза».

При поддержке грантового конкурса «Православная инициатива» создаем аудиогид «Доброе слово», который в звуковом формате реконструирует славные страницы нашего монастыря.

С Божьей помощью стремимся исполнять Его Святую волю!

– Что самое трудное сейчас в монашеской жизни, когда гонений нет?

– Самое трудное в монашеской жизни во все времена было сражение с собственными страстями. Но с Божьей помощью и монашеским усердием возможно преодолеть любые трудности как физического естества, так и духовной жизни. Примером тому служит выдающаяся личность монаха, епископа, аскета и мученика – владыки Илариона.