СЛОВО О СВИНЬЯХ

 

СЛОВО О СВИНЬЯХ

Сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 8,26-39) – о гадаринском бесноватом. Это повествование содержится в трех Евангелиях и, соответственно, читается три раза в год. Два чтения из трех положено читать на воскресной Литургии – это значит, что Церковь придает ему большое значение. Давайте сегодня прочитаем его вместе.

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи (Лк. 8,26), − так начинается это чтение. «Гадаринская страна» − местность вокруг города Гадара. Сейчас о городе могут рассказать лишь обширные развалины Ум-Кейс, принадлежащие древней Гадаре. Рядом с Гадарином находится город Гергеса, упомянутый евангелистом Матфеем в этой же истории про бесноватого (Мф. 8,28). Останки Гергесы еще красивее и многочисленнее. Руины трех храмов, двух величественных мраморных амфитеатров и множество колонн до сих пор говорят о богатстве этих городов. В основном все эти здания были построены после римского завоевания в 63 году, но и во время проповеди Христа города эти не бедствовали.

Гробницы Гадарина, в которых скрывался бесноватый, − это пещеры, вырубленные в известковом грунте. Немногочисленные современные жители Ум-Кейса до сих пор их используют для своих нужд.

Гадара отстоит от Генисаретского озера километров на 15, поэтому некоторые историки выдвигают гипотезы, что библейский Гадарин – совсем другой город. Так это или нет, сложно сказать. Но в Евангелии значится не «город Гадарин», а «Гадаринская страна», что может говорить и о предместье города, а может вообще только указывать направление. Тем более что и само Евангелие говорит, что человек был гоним бесами в «пустыни» (ср. Лк. 8,29) – то есть ненаселенные пустоши. Но, впрочем, пойдем по порядку.

Развалины ГадаринаРазвалины Гадарина

Кому же уподобляются люди неверующие, если даже бесы покланяются Богу?

Первое, что нас удивляет в этом повествовании – это встреча Христа и бесноватого. Одержимый бесами человек не убежал в ужасе от Господа, а, увидев издалека, подбежал и поклонился (ср. Мк. 5,6). В трепете творение поклоняется Творцу, даже такое творение, которое отпало от воли Творца… Кому же уподобляются люди неверующие, если даже бесы, пусть и невольно, покланяются Богу?

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, − потому что много бесов вошло в него(Мк. 8,30). Если кто не знает, «легион» – это римская боевая единица. Как вы думаете, сколько солдат составляли легион? В разные времена в легион входило разное число бойцов. К новозаветным временам в состав легиона обычно входило 5-6 тысяч (!) пехотинцев и несколько сот кавалерии. Каково?

Вот знаете, бывает, думаешь перед тем, как съесть лишний кусочек за столом, или осудитького, или сделать еще что непотребное: ну что здесь такого, ничего страшного не будет. Так вот, оказывается, нет дна у бездны нашего падения. Как без числа бесы могут войти в тело человека, так и грехов бесчисленное множество может принять душа и не насытиться, не наполниться беззакониями. Даже желудок, без меры принявший пищу, выворачивает наизнанку, а вот душу может и не вывернуть, если человек сам не старается очищать ее. Поэтому и положил Господь предел нашему земному существованию.

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну (Лк. 8,31). Что было дальше, знаем: паслось там большое стадо свиней, и в них вошли бесы. Евангелист Марк даже сообщает нам число голов в стаде – около двух тысяч (ср. Мк. 5,13), из этого можно понять, что слово о «легионе» почти и не было преувеличением. Бесы вошли в свиней и, как ненавидящие лютой ненавистью все живое, тут же и потопили их в озере. Из этого примера можно понять, что нечистые силы сделали бы с родом человеческим, если бы Господь не удерживал их.

И вот дальше начинается самое интересное. Пастухи, видя происшедшее, побежали в город и рассказали обо всем. Собрались местные жители, и просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что объяты были великим страхом (Лк. 8, 37).

Удивительнейшее явление! Только что совершается великое чудо: страшный и неукротимый бесноватый, который будоражил весь город, исцелен. Он сидит, осмысленно смотрит и отвечает на вопросы. Рядом находится Сей, явно неземной Человек, исцеливший его, о Котором не могли не слышать прежде гадаринцы. И они просят Его уйти прочь от их города!

В чем же дело? Неужели у них в городе не было больных, расслабленных, прокаженных, которым был нужен врачеватель телес, неужели не было в Гадарине мытарей и грешников, взыскать которых пришел Христос? Или, может быть, просто все дело в свиньях?

Вот представьте: растите вы несколько хрюшек на продажу. В Гадарине явно растили свиней на продажу − евреи ведь свинину не едят, а большая часть населения прибрежных городов Генисаретского озера все же была иудейская. Очевидно, что свинину они продавали язычникам, в частности, римлянам. Так вот – растите вы несколько хрюшек. Знающие люди говорят, что прибыль в свином животноводстве начинается, когда одновременно выращивают не менее 6 особей. То есть вы потратились на 6+ поросят, с трудом вырастили их и уже с радостью подсчитываете в уме прибыль, как вдруг появляется Некто и таким образом исцеляет одного всем противного сумасшедшего бомжа, что все ваши дорогие свинки оказываются на дне озера! Вот так «чудо»!..

Есть несколько святоотеческих толкований на этот стих, совершенно противоречащих друг другу. Например, блаженный Иероним Стридонский, святой, которого почитают все же больше на Западе, чем на Востоке, пишет так: «То, что они просят, чтобы Он удалился из пределов их, они делают не вследствие гордости, − как полагают некоторые, − а вследствие смирения, ибо считают себя недостойными присутствия Господа, подобно Петру, во время ловли рыбы павшему к ногам Спасителя и сказавшему: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5,8)». Однако в данной ситуации с блаженным Иеронимом невозможно согласиться: святой Петр хоть и сказал так, но все же последовал за Господом, понимая, что у Того – глаголы вечной жизни (Ин. 6,68). Тут мы видим совсем другое. Более тут подходит толкование блаженного Феофилакта Болгарского: «Пораженные чудом жители города того вышли к Иисусу, услышав же о подробностях, они еще более испугались. Потому и молили Иисуса выйти из пределов их. Они боялись, чтоб не потерпеть еще чего-либо большего. Потеряв свиней и сожалея об этой потере, они отказываются и от присутствия Господа».

Действительно, если Этот Пророк, не входя в город, столько нанес ущерба, что же Он сделает в Гадарине? Хорош «пророк»! Столько денег и сил потрачено впустую, и ради чего? – ради помощи изгою, неприкасаемому, отбросу общества. Именно такая логика была присуща всей иудейской элите – они ожидали явления земного царя в славе, который вернет былое могущество всему Израилю и благосостояние каждому израильтянину в отдельности. Только таким мировоззрением можно объяснить странный поступок гадаринцев.

О том же пишет святитель Иоанн Златоуст: «А что жители того города находились в бесчувствии, это видно из конца происшествия. Им надлежало бы поклониться Христу и удивиться Его могуществу; а они отсылали Его и просили отойти от пределов их».

Мы сами часто уподобляемся неразумным и жадным гадаринцам

Этот последний урок – наверное, самый важный в сегодняшнем Евангельском чтении, потому что мы сами часто уподобляемся неразумным и жадным гадаринцам. Уподобляемся, не замечая того, продолжая вести внешне вроде бы церковную жизнь.

Сколько раз Христос приходит к нам навстречу Своей благодатью, и сколько раз мы, как гадаринцы, говорим Ему: «Нет, Господи, сегодня я не могу Тебя принять. Сегодня я хочу посмотреть новый фильм, или сходить в гости, или пробежаться по магазинам, или просто отдохнуть, я ведь так устал, − Ты сам знаешь. Приходи лучше завтра. Завтра я точно прочитаю акафист, положу поклоны за болящих друзей, почитаю Евангелие. Кстати, завтра среда – как раз и попощусь. (А если не получится завтра, пожалуй, перенесу все это на пятницу, еще лучше – конец недели, заодно поблагодарю Бога за благополучно прошедшие будни.)» Так нас каждый день все прочнее засасывает болото суеты и расслабления. Нам так дороги наши свиньи, которых мы холим и лелеем в своем сердце, и мы так не хотим с ними расставаться… что готовы на них променять Божественную благодать.

Потом от нашего Гадарина только и останется лишь пара развалин

Господь – смиренный. Он и есть само воплощенное смирение. Он послушает нас, как некогда евангельских свиноводов, и отойдет от наших пределов. Правда, вот потом от нашего собственного Гадарина только и останется лишь пара развалин.