Имя Фома
Имя Фома
Фома – довольно редкое в России имя. Если говорить о XX веке, то пик популярности имени Фома приходится на 1943 год. Два человека на каждые десять тысяч новорожденных — не самый высокий показатель. До и после этой даты расчеты статистиков и вовсе демонстрировали цифру 0,5 человек. С чем же связан феномен активного неинтересна к имени Фома?
Имя Фома — «תום» — по своему происхождению арамейское, переводится как «близнец». По-гречески же оно пишется «Θωμας» и потому в Европе вошло в употреблении в транскрипции — Томас. Это имя очень популярно в Англии, Франции, Германии, Италии, Испании, на Балканах и многих скандинавских странах. Оно входит в десятку самых популярных имен практически во всех перечисленных странах. Святой апостол Фома и его тезка, богослов XIII века Фома Аквинский — одни из самых почитаемых в Европе святых.
В России же история имени Фома сложилась иначе. На Русь это имя пришло вместе с принятием христианства. Но уже в XVII веке было скомпрометировано шуточной народной повестью о двух братьях-неудачниках Фоме и Ереме. Жизнь братьев «схожих лицом», судя по всему близнецов, высмеивается в повести, где всячески подчеркивается, что ни в чем нет им удачи. Одни воспринимали повесть буквально и веселились неудачам братьев: «Обоим дуракам упрямым смех и позор!» Другие видели в нелепых поступках братьев-юродивых обличение и отражение как в зеркале собственной жизни. Пословицы и поговорки, популярные цитаты из «повести о Фоме и Ереме», вероятно, не способствовали распространению имени Фома. Напротив, культурно-исторические ассоциации содействовали закреплению за именем определенного статуса. А после революции, на волне смены власти, когда в двадцатые годы началось движение «за новые имена», многие имена, в том числе Фома, были заклеймены как «старорежимные» и «мещанские». Люди не без облегчения расставались с ними, приобретая идеологически более соответствующие времени. Как бы то ни было, апостол Фома остаётся в истории церкви одним из самых ярких святых, а опытом своего сомнения и веры самым близким и понятным любому христианину. Его память совершается Русской Православной церковью 19 октября (6 октября ст.ст.)
Апостол Фома
Фома родился в небольшом городе Панеады, расположенном у горы Ермон на севере Палестины. Он был рыбаком и матросом. Нанимался на торговые суда и бороздил моря. Жизнь его не назовешь легкой. И не только потому, что труд его был тяжелым и физическим. Бури и шторма, грозящие смертью, сменяясь безмятежным штилем, надвигались вновь. Перед глазами проходили, проплывали, проносились новые лица, города, страны. Всегда в пути и всегда с вопросом. О, сколько вопросов возникало в голове молодого человека, сколько сомнений рождала его мятущаяся душа. А ответов не было. Сердце требовало и ждало истины, к которой можно было приникнуть, как к живому источнику.
Однажды, у Галилейского моря он услышал Христа. Сначала, конечно, он услышал о самом Христе, о том, что Он исцеляет больных, творит чудеса и мудр, как Соломон. А потом, увидел Его сам.
Мы не знаем, о чем спрашивал юный моряк Христа, да и спрашивал ли? Может быть, ему было достаточно только слушать. Мы не знаем, как долго ходил он вместе с толпой за Спасителем. Не знаем, как решился оставить свое поприще. Нам известно лишь, что он без сожаления избрал путь со Христом. Юноше, которого зовут Иуда (да, именно так тогда его и звали), дали прозвище «Фома», что в переводе с арамейского значит «Близнец». На кого он был похож как две капли воды? Точно сказать нельзя, но по преданию — на самого Спасителя.
Преданный всём сердцем, твердый в своей вере и решимости очень скоро Фома оказался в числе избранных, тех самых двенадцати учеников, двенадцати посланников, апостолов, которым «Он дал … власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь **» (Матф.10:1) и проповедовать о том, что приблизилось Царство Небесное**.
Всегда сомневающийся, во всем докапывавшийся до сути апостол Фома стал самым преданным учеником Спасителя. Но его не было среди тех, кто видел Страдания Христовы. И тогда, когда Воскресший Спаситель явился в дом к ученикам, Фомы тоже не было. Где он был, о чем думал, как переживал происходящее, мы не знаем. Но когда другие апостолы сообщили ему о Воскресении Иисуса Христа, он решительно и безапелляционно ответил: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.»(Ин 20:25). Он снова и снова требовал доказательств и ответов, как строитель, продолжая возводить из них основание своей веры.
Неделю спустя, на восьмой день после Воскресения, Христос вновь явился ученикам и вновь встал посреди них со словами: мир вам! На этот раз Фома был среди прочих: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим,»- услышал Фома. А ответить смог лишь одно: «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20:26–28)
С этого часа Фома стал самым неутомимым проповедником. По жребию, который бросили апостолы, Фоме выпало отправиться, чтобы нести Слово Божие, в самые отдаленные уголки земли. К народам диким и свирепым. Парфия, Эфиопия, Индия — вот путь, по которому следовал Фома.
Однажды в Палестину приехал от индийского царя Гундафора купец. Ему было поручено найти искусного архитектора, чтобы воздвигнуть дворец, подобный дворцам римских императоров. Фома выдал себя за такого строителя и уже вскоре вместе с купцом по имени Аван прибыл в Индию. От царя он получил много золота для возведения дворца. Следующие два года Фома, странствуя по индийской земле и добираясь в самые отдалённые её уголки, проповедовал Христа и раздавал золото нищим и убогим. Все, что он вновь и вновь получал от государя на строительство, шло тем, кто нуждался в помощи. Когда же Гундафор узнал, что Фома и не начинал возводить дворец, то приказал его схватить.
- — Построил ли ты дворец?
- — Построил, притом прекрасный!
- — Так пойдем и взглянем на него.
- — При жизни своей ты не сможешь войти в него. Но когда покинешь мир сей, то с радостью поселишь в нем и будешь жить вечно.
Как издевательство над собой воспринял царь ответы апостола. Он объявил, чтобы Фому заточили в темницу, где бы он стал ждать назначенных ему страшных пыток.
Как пишет в житии апостола Фомы святой Дмитрий Ростовский, этой же ночью произошло чудо. От обиды за царя заболел и умер его брат. Но той же ночью Ангел Божий вернул душу в тело, и брат рассказал царю в каких небесных чертогах побывал, какой прекрасный дворец выстроил для него апостол Фома. Уже утром, потрясенный произошедшим, царь стоял на коленях перед апостолом, прося прощения за собственный гнев, угрозы и намерение предать Фому смерти . Вскоре царь и его брат, приняв от Фомы крещение, стали ревностными христианами, повсеместно творящими милость.
Всё дальше и дальше шел апостол, как пахарь бороздя землю и щедро сея Слово Божие. Он добрался до восточного берега Индостана, в Малипур, где донес свою проповедь не только до простых людей. Он нашел отклик в сердцах знати, царской супруги и наследника трона Азан. Именно за это апостол был схвачен и подвергнут допросу, от него требовали поклониться идолам и подвергали жестоким пыткам. Позже царь отправил апостола за пределы города, где пять войнов пронзили его копьями. Но перед тем как казнь привели в исполнение, Фома просил своих стражей дать ему время для молитвы. Всю дорогу до горы его сопровождал царевич Азан. Он плакал, понимая, что скоро навсегда расстанется с апостолом. И другой человек, по имени Сифор, следовал за Фомой. Во время своей молитвы апостол Фома рукоположил обоих: Азана — в дьякона, а Сифора — в священника, и благословил нести Слово Божие.
Святой апостол умер, был погребен, но один христианин тайно вывез тело апостола в Месопотамию. Известно об этом стало очень скоро. Когда у индийского царя один из сыновей впал в беснование, царь задумал искать помощи у Фомы. Он слышал, что апостол исцелил людей, поэтому придя к гробу собирался взять одну из костей апостола и как лекарство приложить к телу бесноватого.
«Живому ты мне не верил. Как от мертвого найти помощи? Не будь неверующим, и Господь Иисус Христос поможет тебе», — такие слова услышал в своем видении царь. На следующий же день, обнаружив, что гроб апостола пуст, царь собрал горсть земли от могилы святого и её приложил к страдающему сыну. При этом царь-язычник, гонитель христиан, мучитель собственной супруги произнес: «Господи Иисусе Христе! Молитвами Апостола Твоего Фомы исцели сына моего, и я уверую в Тебя».
Произошло чудо. Не только царский сын был исцелен, уверовал сам царь Муздий. Вскоре он принял крещение от Сифора. По его повелению повсеместно разрушались капища идолов и стали возводиться христианские храмы.
Тропарь апостола Фомы
глас 2
Ученик Христов быв,/ Божественнаго собора апостольскаго сопричастник,/ неверствием бо Христово Воскресение известив/ и Того пречистую страсть осязанием уверив,/ Фомо всехвальне,// и ныне нам проси мира и велия милости.
Кондак апостола Фомы
глас 4
Премудрости благодати исполнен,/ Христов апостол/ и служитель истинный/ в покаянии вопияше Тебе:// Ты мой еси Бог же и Господь.