5 историй о простоте и мудрости
5 историй о простоте и мудрости
Подходящая хворостинка
В 1913 г. митрополит Вениамин (Федченков) гостил в Оптиной пустыни, где с ним произошел случай, о котором он рассказывает так: «Меня поселили в скиту. Как-то, выходя на литургию, я забыл взять ключ и захлопнул дверь за собою; она механически заперлась, и чтобы ее отворить, нужен был особый винтовой ключ. Что делать? Не разбирать же стекло в окне? После литургии рассказал эконому отцу Макарию о своей оплошности. Ничего не сказав, он взял связку ключей и пошел к моему жилищу. Но оказалось, что сердечко подобранного им схожего ключа было меньше, чем горлышко замка. Тогда он поднял с полу тоненькую хворостинку, отломил от нее кусок, приложил к сердечку ключа и стал вертеть… Но сколько ни трудился, всё было напрасно, ключ беспомощно кружился, не вытягивая запора.
— Батюшка, — говорю я ему, — вы, видно, слишком тоненькую вложили хворостинку! Возьмите потолще, тогда туже будет!
Он чуточку помолчал, а потом ответил:
— Нет, это не от того… А оттого, что я без молитвы начал.
И тут же истово перекрестился, произнося молитву Иисусову. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Начал снова крутить с тою же хворостинкою, и замок сразу отперся. После я и на своем, и на чужом опыте много раз проверял, что употребление имени Божия творит чудеса даже в мелочах. И не только сам пользовался и пользуюсь им доселе, но и других, где можно, тому же учу».
Случайный подвиг
Один из учеников Антония Великого вошел в историю монашества под именем Павел Препростый. Он пришел в пустыню, уже будучи стариком. Это был очень добросовестный и трудолюбивый человек. Между тем разум его отличался детской простотой. Однажды Антоний с Павлом были в собрании монахов, где много говорили о вещах духовных. И тут Павел вдруг попросил братию объяснить ему, кто же жил раньше, Христос или пророки. Антоний, смутившись от такой наивности ученика, строго сказал ему:
— Молчи и иди домой.
Спустя время Антоний заметил, что его ученик совсем перестал разговаривать, и спросил его:
— Кто велел тебе нести подвиг молчания?
— Ты, отче. Ты же мне сказал: молчи и иди домой.
Антоний задумался, и сказал:
— Ну вот, ты всех нас и пристыдил. Мы не слушаем слов, которые через святые книги нам говорятся с Небес, а ты исполнил слово, случайно сорвавшееся с языка. Теперь я вижу, что ты настоящий монах.
Уже наказал
В одном селе большевики закрывали церковь. Мрачная и молчаливая толпа людей глядела на разорение святыни, на то, как из храма вышвыривают иконы.
— Нет Бога! Бога нет! Вот, смотрите! — кричал один комиссар и стал палить из винтовки в церковные стены и лики святых. — Видите? Ну, где Ваш Бог? Почему он меня не накажет?
— Да уже наказал, — послышался голос из толпы. — Ум отнял.
Как превратить жреца в инока
Однажды преподобный Макарий Великий с учеником шли на Нитрийскую гору, в свой монастырь. Макарий отправил ученика вперед: «Ступай, а я после приду». Ученик пошел. По дороге он встретил языческого жреца, несшего вязанку дров, и стал кричать ему: «Эй, ты, демон, куда идешь?» Жрец рассердился, сильно избил монаха и бросил его на дороге едва живым. Чуть позже того же жреца встретил преподобный Макарий и сказал ему: «Здравствуй, труженик!» Удивленный жрец спросил: «Почему ты так тепло приветствуешь меня?» Старец отвечал: «Потому что вижу тебя трудящимся». Жрец, растроганный таким обращением, сказал: «Вижу, что ты действительно человек Божий». И попросил Макария: «Сделай меня таким же, как ты сам». Так он пошел за Макарием. Вместе они дошли до избитого ученика, подняли его и понесли в монастырь.
Когда нитрийские иноки увидели языческого жреца вместе с Макарием, то очень удивились, а потом совершили над ним Святое Крещение. Вскоре бывший жрец стал иноком. И многие из почитавших его идолопоклонников, видя, что их жрец принял христианскую веру, тоже приняли христианство. После этого преподобный Макарий Великий говорил: «Знайте, что злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово, наоборот, и злых добрыми творит».
Кто поможет
Святитель Иоанн (Максимович) основал в Шанхае приют для детей-сирот. Одна из воспитательниц, М. А. Шахматова, рассказывала о таком удивительном случае: «Однажды во время войны нищета приюта достигла таких пределов, что кормить детей было в прямом смысле нечем, а было их тогда в приюте как минимум девяносто человек. Наш персонал негодовал, потому что архиепископ Иоанн продолжал приводить новых детей. Однажды вечером, когда он пришел к нам — изнуренный, обессиленный, замерзший и молчаливый, я не смогла сдержаться и высказала ему всё, что было на душе. Я сказала, что мы, женщины, не можем больше мириться с этим, видеть эти маленькие голодные рты, будучи не в состоянии дать им хоть что-то поесть. Он грустно посмотрел на меня и спросил: “В чем вы больше всего нуждаетесь?” Я ответила сразу же: “Во всём! На худой конец — в овсянке. Мне нечем кормить детей утром”».
Архиепископ Иоанн поднялся наверх к себе. Затем она услышала, как он молится и бьет поклоны, причем так усердно и громко, что даже соседи стали жаловаться. Ее мучила совесть: в ту ночь она так и не смогла заснуть и задремала только под утро.
Разбудил ее звонок в дверь. Открыв, она увидела незнакомого господина — на вид англичанина, который сообщил, что представляет какую-то зерновую компанию и что у них остались лишние запасы овсяной крупы, поэтому он хотел бы узнать, можно ли найти ей применение, ведь здесь, как он слышал, есть дети. И тут же в приют начали вносить мешки с овсянкой.