Слово Патриарха Неделя 24-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха
Неделя 24-я по Пятидесятнице
Возрождение народного пения – один из путей воцерковления
Думаю, что возрождение народного пения – это один из путей воцерковления нашего народа, потому что человек, участвующий в пении, слышащий эти мощные звуки справа, слева, спереди, сзади, он как бы погружается в особую стихию общей молитвы, он чувствует, что такое приход, что такое община. Он чувствует свое участие в Божественном служении. Поэтому я настоятельно призываю наших лиц, ответственных за церковное пение, возрождать народное пение. Может быть, это не следует делать на сто процентов, потому что нужно оставить пространство и для профессионального пения, которое тоже имеет большое эстетическое и духовное значение и влияние на человека, но нужно начать расширять пространство народного пения в нашей богослужебной практике.
Регент должен быть катехизатором
Вот и сегодня церковный регент должен быть катехизатором, должен знать богословские дисциплины. Он должен знать историю Церкви, конечно, догматическое богословие, должен быть богословски просвещенным человеком. Тогда, соприкасаясь с таким регентом, будут меняться и певчие, в том числе и те, которые из мира придут и будут петь в наших хорах.
Из обращения к участникам
I Международного съезда регентов и певчих,
Москва, 1 декабря 2016 года
Устремление в вечность
Многим кажется, что жизнь такая длинная и так много можно сделать. Эта иллюзия развеивается по мере того, как человек обретает больший опыт жизни и входит в более зрелые годы. Деятельность абсолютного большинства людей сконцентрирована на этом небольшом отрезке времени. То, чем занимается каждый священник, то, чему служит Церковь, сконцентрировано и на этом отрезке времени, но, разрывая пространство и время, устремлено в вечность. От результатов этой деятельности зависит благополучие людей не только в их земной жизни, но и в вечности.
Из слова после Литургии
в храме Христа Спасителя в Москве
2 декабря 2016 года, в день памяти
святителя Филарета, митрополита Московского
Церковь представляет только Христа
Русская Православная Церковь не представляет Россию, как не представляет она и другие страны, относящиеся к сфере ее пастырской ответственности, в том числе Белоруссию, Украину, Молдавию, Японию, Китай. Церковь представляет только Христа, несет слово Истины, возвещенное Им людям.
Церковь не может становиться участником политического размена
Политика, если мы подразумеваем под этим словом борьбу за власть и влияние, есть там, куда ее приносят люди своими действиями. В том числе и туда, где ей не место. Никому не приходит в голову вести политический торг с женой или детьми, по крайней мере если есть намерение сохранить семью. Так и Церковь не может становиться участником какого-либо политического размена, как бы этого ни хотелось тем, кто не видит красоты и спасительности христианства.
Да, Церковь ближе к государству и обществу, чем это было в те времена, когда клир и верующие были в концлагерях, насильственно помещались в психиатрические больницы, храмы взрывались или превращались в коровники. Я надеюсь, что не эта ситуация является желаемой для тех, кто упрекает нас в «близости к политической власти».
Душа нашего народа не была потеряна
Душа нашего народа не была потеряна даже в годы жесточайших антицерковных гонений. Будучи лишены возможности получения знания о своих корнях через систему советского образования, формально являясь атеистами, наши соотечественники не стали существами, двигавшимися стройными рядами в обещанное безбожниками светлое будущее. Народный подвиг в Великой Отечественной войне, достижения в области науки и техники стали актами самоотречения, которые могли быть совершены только людьми, по своему внутреннему устройству остававшимися христианами. Нет таких атеистических идеалов, ради которых человек бы расстался с жизнью ради любви к ближнему. Ведь если нет вечности, то как можно добровольно пожертвовать своей жизнью?
Но наследие атеизма, тем не менее, проявляется в деятельности некоторых людей или социальных групп. Страх перед Церковью и христианством, носящий характер фобии, происхождением из советского времени, когда десятилетиями стигматизировали общины верующих, лишая их права голоса, изгоняя из публичного пространства.
Обратите внимание, как нервно некоторые в нашей стране реагируют на реализацию признанного Советом Европы права Церкви вернуть храмы, незаконно отобранные у верующих.
Христианской цивилизации – душе Европы, если хотите, – угрожают общие вызовы радикального секуляризма и потребительства, когда центр человеческой жизни перемещается из храма в супермаркет, когда ставятся под сомнение идеи традиционной семьи, евангельской морали. В эпоху информационных технологий мы живем в едином пространстве общения, которое мы призваны наполнять любовью, милосердием и добродетелью, а не своими страстями и унижающими достоинство человека устремлениями.
Из интервью французскому изданию «Фигаро»
в преддверии пастырского визита в Корсунскую епархию,
3 декабря 2016 года
Самое страшное – когда мы выносим суд о том, что сокрыто от нас
Самое страшное – когда мы выносим наш человеческий суд о том, что сокрыто от нас. Вот нам кажется возмутительным, что преступник, или безбожник, или какой-то человек вообще недостойный – и вдруг причастился Святых Христовых Таин, да еще исповедовался. А разве такие события происходят случайно? А может быть, эта исповедь в преддверии смерти и соборование были венцом его жизни? Может быть, он всю жизнь шел к этому событию, и Господь дал ему вкусить этой благодати на пороге смерти. А святой человек, который постоянно и причащался, и исповедовался, был к Господу взят в иных обстоятельствах, без исповеди и причастия, потому что был достоин переступить черту, отделяющую эту жизнь от той, иной жизни без исповеди и причастия.
Мы живем в очень ответственное время
Апокалипсис – конец света, конец истории – это то состояние общества, то состояние человеческого рода, которое несовместимо с жизнью. Смерть – это состояние человека, его организма, несовместимое с жизнью. Конец истории – это состояние общества и человеческого рода, несовместимое с жизнью. Бог есть жизнь. Бог есть источник жизни. И если Бог вытесняется из человеческой жизни, из личной, семейной и общественной, то такая жизнь перестает быть способной к тому, чтобы продолжаться. И то, что у людей сегодня возникают апокалиптические настроения, это неслучайно, потому что именно в наше время и в нашу эпоху происходит то, что не происходило раньше, – когда закон Божий не признается абсолютной ценностью; когда нравственные постулаты, вложенные Богом в человеческую природу, попираются, и не просто попираются, но силой закона в некоторых странах, силой власти утверждаются как норма поведения. Конец истории – это победа зла, это победа греха, это отказ от Бога. И если род человеческий пойдет по такому пути и дальше, то будут возрастать апокалиптические настроения.
Мы сейчас действительно живем в очень ответственное время. Мы все должны сосредоточиться, собраться с мыслями, подумать о прошлом, подумать о настоящем и молиться о будущем. И я верю, что Господь приклонит милость к роду человеческому, если род человеческий будет способен вернуть Бога в центр своей жизни.
Из ответов на вопросы телезрителей
программы «Слово пастыря», 3 декабря 2016 года
Не разрывать духовных и культурных связей
Храните веру православную в сердцах так, как хранили ее первые поколения русской эмиграции. Они жили в нищете, в скорбях, но веру хранили самоотверженно, и не просто веру, но и культуру, язык. Меня иногда просто поражает, как нынешняя молодежь, приехав за границу, еще толком не выучив местный язык, начинает по-русски говорить с акцентом, с иностранными интонациями, и как замечательно по-русски говорила старая эмиграция, как замечательно говорили дети этих людей. Они были действительно в хорошем смысле слова патриотами, которые хранили любовь к стране, к Церкви, к своему народу и хранили замечательную русскую культуру.
Дай Бог, чтобы все православные русские люди, которые сегодня, находясь в зарубежье, считают себя церковными, посещают храм, имели этот пример старой эмиграции перед собой и ни в коем случае не позволяли своим детям терять язык и культуру. Это ваш долг, вы можете жить где угодно, но вы не должны разрывать духовных и культурных связей со своим народом – это очень опасно для целостности человека, для его культурной идентичности. Поэтому помогай всем вам Бог хранить веру, хранить русскую культуру, русский язык, посещать храмы и делать добрые дела, к которым нас призвал Господь.
Из слова после всенощного бдения и утрени
в парижском храме Трех святителей 3 декабря 2016 года,
в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Слово Божие
Что означает для нас слышать слово Божие? В наше время, когда мир переполнен информацией, слово «слышать» становится ключевым. На нас обрушивается колоссальный информационный поток – огромное количество слов, идей, мыслей. И чаще всего многое из того, что мы слышим, проходит мимо нас, ибо никакого человеческого разума не хватит, чтобы аккумулировать все, что входит в наше сознание или прикасается к нашему слуху.
Господь говорит: блаженны те, кто слышит слово Божие и исполняет или хранит его. Другими словами, человек спасается, если он слышит Божие слово и хранит его. А почему? Ведь за всю историю человеческой цивилизации было высказано много важных мыслей. Почему же спасение обеспечивает только слово Божие, а не мудрое человеческое слово? Потому что в слове Божием содержится абсолютная правда, тогда как все другие правды, все другие идеи определяются контекстом человеческой жизни и через какое-то время теряют свое значение.
<…>
Почему же тогда слово Божие нас собирает? Потому что в нем абсолютная истина и абсолютный критерий отличия добра от зла. И это очень важно. Ведь если человек перестанет отличать добро от зла, он перестанет быть человеком и человеческое общество будет разрушено. Это не просто слова, сказанные на определенный фрагмент Евангелия. Давайте вспомним историю: в Ветхом Завете народ Израиля, когда отказывался признать Бога абсолютной истиной, когда отвергал свой закон, то он разваливался как народ, терял свою интегральность. И только когда он вновь обращался к Богу – снова объединялся и воскресал.
Из слова после освящения собора Святой Троицы в Париже
и Литургии в нем 4 декабря 2016 года, в праздник
Введения во храм Пресвятой Богородицы