ГОВОРИТЬ ЛИ ДЕТЯМ О МУЧЕНИКАХ?
ГОВОРИТЬ ЛИ ДЕТЯМ О МУЧЕНИКАХ?
Наступающий 2017 год – столетие революций и начала гонений на Церковь. Еще один повод вынести уроки из этих страшных событий, изменивших всю нашу жизнь. Вспоминая события прошедшего столетия, нельзя не остановиться на подвиге новомучеников и исповедников. Но как говорить детям о мучениках? И стоит ли это делать вообще?
Этот вопрос не праздный. Посещая школы, проводя уроки в разных классах, мне всегда удавалось найти тему для беседы со школьниками разных возрастов. Учителя часто шли на встречу, видя в таком сотрудничестве еще одну возможность рассказать детям о чем-то новом, взглянуть на знакомые вещи с другой стороны. Это касалось и «общецерковных» тем. Каждый год в рамках Рождественских чтений предлагается новая тема. Так, в 2015 году в рамках темы «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» не возникало вопросов, как и о чем вести беседы с детьми. Тема этого года – «1917–2017: уроки столетия». Говоря о событиях 1917 года, невозможно обойти стороной страшные гонения и мучения огромного количества наших соотечественников, многих из которых мы сейчас прославляем как святых новомучеников. Существуют противоположные мнения относительно того, стоит ли говорить детям об этом. Как-то я разговаривал с женщиной, в семье которой дедушка был репрессирован, остался жив и сам после всех мучений просил ничего не рассказывать детям. Поэтому в ее семье эту тему обходят стороной, и она не собирается рассказывать своим детям о тех событиях. Знаю также семью, в которой два человека прославлены в лике новомучеников, и эта память бережно хранится и передается детям, являясь неким ориентиром в духовном воспитании.
Эта память бережно хранится и передается детям, являясь неким ориентиром в духовном воспитании
Что для нас вообще память мучеников? Безусловно, они образец веры, стойкости, пример несения своего креста даже до смерти. Но и взрослый воцерковленный человек, читая жития древних мучеников, не вполне отождествляет себя с ними. Да, мы можем восхититься их подвигом, можем всем сердцем принимать ту Истину, ради которой они шли на мучения. Однако ипподромы, растерзание дикими животными и прочее, о чем мы читаем, для нас как будто не из этой жизни. Мы не можем себе представить, что это могло бы произойти в нашей жизни, ведь явно поклоняться императору нас не заставляют…
В случае с новомучениками совсем другое дело! Они не только наши соотечественники, но и наши современники. Они говорили на том же языке, ходили в те же храмы. У нас есть их фотографии и письма, они нам близки. Те муки, испытания, через которые им пришлось пройти и пронести свою веру, более понятны нам. Яснее открывается тот ужас расчеловечивания и беснования мучителей, ярче горит подвиг веры наших родных святых.
Потому и пример святых новомучеников для нас столь ценен. Это не чудесная «сказка» о подвигах далеких людей из далеких стран – это наша с вами жизнь, наш с вами выбор. Самая что ни на есть Правда.
Об этой Правде говорил святейший Патриарх Кирилл в своей недавней проповеди в Воскресенском храме в Цюрихе: «О чем же свидетельствовали древние мученики? О Христе Распятом и Воскресшем. Их заставляли молчать, принуждая силой римского государства, но они все равно свидетельствовали о Христе, и насильственная смерть этих людей является их великим свидетельством о правде Божией». Это в полной мере относится и к мученикам нового времени. Слово «мученик» с греческого и переводится как «свидетель».
События последнего столетия – это наша история. Ее не вычеркнуть и не замолчать
Вот об этой правде нам нужно говорить детям. Но ведь большинство школьников из нецерковных семей, многие не православного вероисповедания, да и школа у нас целиком светская. Учителя также по-разному воспринимают человека, пришедшего говорить детям о вере, да еще если у него на груди висит большой крест. И все же всегда можно найти слова для разговора о правде в любой аудитории. Так и мученики свидетельствовали о вере не громкими словами о Христе, а своей жизнью. Вот об этой жизни и стоит говорить детям. У нас должны быть герои не только из комиксов, но и те, подражание которым может сделать человека лучше. Тем более что события последнего столетия – это наша история. Ее не вычеркнуть и не замолчать. И хорошо бы современным школьникам ее знать.
Конечно, в каждом возрасте у детей свое восприятие, разный опыт и знания. Не вся информация для них нужна и полезна. Потому и рассказ о новомучениках должен быть построен с учетом всех этих особенностей.
В сердцевине иконы новомучеников и исповедников Церкви Русской – царская семья. Она олицетворяет ту трагедию, которая произошла с нашим народом. И о ней, конечно, нужно говорить. Тем более что личность последнего императора, царя-мученика за последние сто лет была многократно оболгана. Да и сейчас, в столетие страшных событий, этот устоявшийся образ Николая II никуда не ушел из умов людей. Даже фильмы снимают о нем, основанные не на исторических фактах, а на вымысле и клевете. А ведь есть что рассказать детям о жизни императора как истинного христианина, семьянина, претерпевшего все даже до смерти за свой народ.
Или еще прекрасный пример для детей – преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Принцесса, у которой было все, что только можно было пожелать! Приехала в Россию, всем сердцем приняла Православие. Она – образец настоящей христианской любви. После страшной смерти мужа целиком посвятила себя служению Богу и людям. Она основала обитель милосердия, в которой сама неутомимо помогала страждущим. После революции ее не раз пытались «спасти», вывезти из бушующей страны. При содействии немецкого кайзера у нее были для этого все возможности. Но она отказалась – ведь теперь в революционной Москве люди как никогда нуждаются в помощи. Недаром ее называли Белым Ангелом. Ее святость была несовместима с идеалами революции, с новой властью. И эта власть сначала арестовывает Елисавету Феодоровну, а 18 июля 1918 года, вместе инокиней Варварой и некоторыми членами царской фамилии, ее сбрасывают в шахту под Алапаевском. Так святая княгиня удостоилась от Господа мученического венца.
В большинстве традиционных епархий Русской Православной Церкви есть святые мученики, жившие, несшие свои труды и пострадавшие в тех местах. Рассказы о них могут быть интересны детям, живущим там, где жили эти святые.
Так, например, в подмосковном селе Усово жил священномученик Сергий Махаев.
Само село принадлежало великокняжеской чете – великому князю Сергею Александровичу и великой княгине Елисавете Феодоровне. При них было построено две школы для мальчиков и для девочек, один из первых родильных приютов. В здании бывшей церковно-приходской школы до сих пор размещаются начальные классы современной школы. Ученикам этой школы можно рассказать, чем они связаны с преподобномученицей Елисаветой и священномучеником Сергием.
Хочется отметить, что память о новомучениках очень важна для нашего народа, если мы хотим сохранить духовную преемственность и не повторять тех страшных ошибок, которыми полна наша история. Рассказывать о святых новомучениках можно и нужно детям, проявляя при этом как любовь к самим святым, так и чуткость к детским сердцам.