РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО — КАК ПРОСКОМИДИЯ
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО — КАК ПРОСКОМИДИЯ
Евхаристическое осмысление события
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Тайна Рождества Христова — это тайна Божественной Любви!
В этой беседе мы постараемся в свете Таинства Евхаристии (Причастия) взглянуть на это событие.
Казалось бы, привычные слова: возлюбил Бог мир (Ин. 3, 16, 17), но какой мир возлюбил Создатель? Мир, восставший против своего Владыки и Суверена! Позже апостол Павел изречет: Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника… (Рим. 5, 6, 7).
Это и есть тайна непостижимой Божественной Любви. Те, которые заслужили гнев Бога, пользуются Его благосклонностью; заслужившие проклятия наслаждаются Его благословениями.
Христос рождается в этот мир как «Отроча младо — предвечный Бог», дабы Своим умалением (κένωσις — опустошение, истощение) во младенчестве постыдить и опрокинуть нашу взрослость во грехе. Для этой же цели Он и рождается в Вифлеемской пещере в величии самоуничижения, для того чтобы «обогатились» мы Его нищетою (2 Кор. 8, 9). И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли (т. е. кормушку для скота — О.С.), потому что не было им места в гостинице (Лк. 2, 7).
То есть Он с самого начала и предлагает Себя в снедь, пищу для этого мира, для того чтобы, преодолев скотское начало во Христе и со Христом, мы смогли бы подняться из состояния чад гнева (собственного животного бытия) в состояние чад Божиих — через насыщение Его Телом и Кровью.
В Рождестве Христовом рождается наше новое бытие народа Божия
То есть с момента Боговоплощения мы во Христе, евхаристически, соделались, по определению святителя Григория Нисского, сродниками Богу, «не иначе как став сотелесником Ему (σύσσωμος αὐτῷ)». И теперь, Халкидонским определением, человеческое и божественное: неразлучно, неизменно, нераздельно, хотя и неслиянно. То есть в Рождестве Христовом рождается и само наше новое бытие народа Божия, соединенного евхаристически со своим Создателем.
«Евхаристически» — потому что в православном понимании спасение человеками не достигается («человекам это невозможно» — Мк. 10, 27), но принимается, евхаристически распознается и переживается (но не Богу, ибо все возможно Богу — Там же)!
В Рождаемом в Вифлееме — соединение Неба и Земли, Бога и Человека. И отныне мы не чужие, но свои Богу Отцу, евхаристически усыновленные Ему во Христе и со Христом.
Само наименование места рождения Христова: «Вифлеем» — глубоко символично и осмысливается только евхаристически. Еврейское слово «Вифлеем» (на иврите — בֵּית לֶחֶם,Бейт-Лехем), буквально переводится как «Дом Хлеба». То есть Тот Хлеб Небесный, Который рождается в Вифлееме, литургически насыщал и насыщает всю церковную Эйкумену (Кафолическую Церковь).
Читаем: Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6, 53–58).
Апостол Павел писал о времени Рождества Христова: но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4, 4, 5).
«Полнота времени» — указывает на тот определенный момент, когда и необходимо было родиться Христу Спасителю.
1. Сын Божий рождается в этот мир, который находился в римском порабощении, чтобы указать нам на Свою миссию освободителя всего рода человеческого от рабства греха, дьявола и страха смерти. Беда Достопочтенный писал о Христе: «…соизволил принять плоть в такое время, чтобы вскоре после Своего рождения быть записанным при переписи кесаря и этим подчинить Себя неволе ради нашей свободы»[1].
И войны прекратились тогда, когда родился Господь
2. Христос рождается и тогда, когда на земле установилось единодержавие императора Августа и прекратились все войны. О чем Блаженный Иероним, комментируя пророка Исаию, пишет: «Взглянув на историю древности, мы обнаружим, что вплоть до двадцать восьмого года правления кесаря Августа по всему миру шли войны, и прекратились они тогда, когда родился Господь»[2], согласно сказанному: …и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис. 2, 4). Позже апостол Павел, запишет о Христе: Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею… (Еф. 2, 14, 15).
3. Рождается Он во дни царя Ирода («Великого») во исполнение пророчества патриарха Иакова: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49, 10). Дело в том, что царь Ирод I не был евреем, он был идумеянин, и, таким образом, на нем буквально исполнилось пророчество, изреченное патриархом Иаковом в 1700–1650 гг. до Рождества Христова, а записано Моисеем оно было около 1250 г. до Рождества Христова. Во дни Ирода точно отошел «скипетр от Иуды», царственного дома иудейских царей, «и законодатель от чресл его», так как иудеи были лишены возможности самостоятельно выносить смертный приговор, прибегая к вынужденному одобрению его со стороны римских прокураторов. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Народом правили дурные еврейские цари, для исцеления посылались пророки. Ныне же, когда народ Божий подпал под власть дурного царя [чужеземца], родился Христос, поскольку для столь тяжкой и опасной болезни потребовался более искусный Исцелитель»[3].
И следующее — мы исследуем вопрос о том, почему в тайну Рождества Христова были посвящены немногие из человеков? Но прежде всего вспомним, что не каждый человек имеет право приступать к причащению Тела и Крови Рожденного в Вифлееме: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает(1Кор. 11, 27-30).
Итак, почему доступ к Его Таинствам и Тайнам жизни Христа открывается лишь для немногих?
Попробуем ответить на этот вопрос:
1. Конечно, мы знаем, что Христос …есть умилостивление за грехи наши (то есть уверовавших. — О.С.), и не только за наши, но и за грехи всего мира (1Ин. 2, 2). Его искупительный подвиг был совершен прежде всего потому, что Он есть Тот, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2, 4). И мы знаем из Писания, что имя Его будет известно всему миру: Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф (Мал. 1, 11). Но в то же время, обращаясь к Своим ученикам, Он говорит: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32); и еще: …Я знаю, которых избрал… (Ин. 13, 18).
В лице пастухов человеческая простота склонилась у ног Богомладенца, а в лице волхвов — мудрость
2. И в то же время при Рождестве Христовом свидетелями чуда Его рождения оказались люди разных сословий. Блаженный Августин писал: «Пастухи были израильтянами, волхвы — язычниками. Первые были вблизи от Него, последние — вдалеке. Но те и другие вместе поспешили к Нему как к своему Основанию»[4]. Таким образом, в лице пастухов человеческая простота склонилась у ног Богомладенца, а в лице волхвов — человеческая мудрость.
3. С другой стороны, Его обнаружили праведники, такие как Симеон Богоприи́мец (Лк. 2, 25-32) и пророчица Анна (Лк. 36-38), и грешные язычники-волхвы. Этим было обозначено, что Он является в этом мире как Спаситель всех людей. Хотя в Евангелии от Матфея и сказано, что Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21), но, в понимании святых Отцов, Своими для Него являются все люди, когда-либо жившие и живущие на Земле. Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам… (Иез. 33, 11); и еще: Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез. 18, 32). Блаженный Феофилакт пишет: «Здесь истолковывается, что значит слово «Иисус», именно — Спаситель, «ибо Он», сказано, «спасет людей Своих» — не только иудейский народ, но и языческий, который стремится уверовать и сделаться Его народом»[5]. Блаженный Августин, согласно с Феофилактом, пишет: «В простецких манерах пастухов преобладало невежество, а в суетных обрядах волхвов изобиловало нечестие. И все же Основание притягивало тех и других к Себе, поскольку Он пришел избрать немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и призвать не праведников, но грешников, дабы и сильный не возгордился, и слабый не отчаялся»[6].
4. Избраны стать свидетелями Рождества Христова волхвы и по той причине, что пришли с Востока. Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Волхвы пришли с востока потому, что первому началу веры надлежало прибыть из земель, где зарождается день, поскольку вера — это свет души»[7]. Пришли на Запад — для того, чтобы в будущем народы Востока и Запада едиными устами прославили рожденного в Вифлееме Христа Спасителя. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11).
Воспользоваться даром вечной жизни могут только те, которые ответят согласием на призыв Христа
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28) — этот призыв Христа, обращенный ко всему человечеству, есть призыв ко спасению всех людей и каждого человека в отдельности. Сын Божий действительно принес полноту спасения на эту Землю: …Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10). Но воспользоваться даром вечной жизни со Христом и во Христе могут только те, которые ответят согласием на Его призыв: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас! Сказавший о Себе: …Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13), призывая к Себе труждающихся и обремененных (Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные), имеет в виду обремененных грехами и труждающихся на дьявола.
Далее мы исследуем вопрос о том, почему посвящение в тайну Рождества Христова для одних было через явление Ангелов, а для других — посредством Вифлеемской Звезды?
1. Мы уже знаем, что Деве Марии, Симеону Богоприимцу, Обручнику Иосифу и Вифлеемским пастухам откровение о Христовом Рождестве было посредством Ангелов; а волхвам и Ироду идумеянину — посредством Вифлеемской Звезды. Он (то есть Господь. — О.С.) твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен (Втор. 32, 4). То есть любое действие Господа Бога — осмысленное и праведное, и наполнено подлинным смыслом.
2. Ветхозаветные праведники знали, что даже Закон Моисеев был ниспослан при служении Ангелов. Вы, которые приняли закон при служении Ангелов… (Деян. 7, 53). То есть как для евреев было привычно, что Божественное Откровение ниспосылалось им «при служении Ангелов», то и оказавшись на пороге Нового Завета, они могли ожидать нечто подобное.
3. И напротив, язычники, пребывая в суеверии астрологии, имели навык предсказывать события по звездам. Блаженный Августин писал: «Ангелы обитают на небесах, а звезды их украшают, и потому посредством тех и других небеса славят Господа»[8]. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…(Рим. 1, 20). Согласно с чем и Златоуст писал: «Господь соблаговолил призвать их через посредство того, что было для них обычным»[9].
4. Сохранилось и древнее предание о том, что языческий пророк Валаам, предсказавший появление Вифлеемской Звезды (ср. Числ. 24, 17), оставил это пророчество и своим соплеменникам, которые ко дням Рождества Христова удалились на край Востока. Эти потомки Валаама, ожидая появления звезды, выбирали двенадцать благочестивых мужей, которые в известное время поднимались на вершину горы и вели обзор звезд с великим усердием. И однажды они и увидели звезду, а в ней — как бы образ младенца, над которым — знак креста. И якобы волхвы и входили в число этих двенадцати языческих мужей (Златоуст). Для нас эта версия интересна тем, что в ней мы наблюдаем, как не только иудеи, но и языческие народы чаяли Рождества Христова — семьдесят седьмого, отстоящего от Адама Истинного Человека.
5. Церковная икона Христова Рождества не оставляет сомнения, что под видом Вифлеемской Звезды волхвам сопутешествовал Ангел. Но еще ранее патриарха Иакова и языческого пророка Валаама созерцал время и значение Пришествия Христа Спасителя допотопный злодей, совершивший двойное убийство (собственного отца и родного сына).
И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро (Быт. 4, 23, 24).
«Ламех не только не выжидает от другого обличения в том, что он впал в такой же или еще тягчайший грех, но, хотя никто не обвинял и не изобличал его, сам открывает о себе, рассказывает о своем поступке, излагает женам тяжесть греха… Признание в грехах весьма много способствует их исправлению»[10].
Здесь Златоуст хвалит Ламеха за открытое покаяние о содеянном. Но в чем же заключался этот грех и это преступление? По этому вопросу отцы расходятся во мнениях.
Само уточнение, сделанное Ламехом: «отмстится… в семьдесят раз всемеро», создает нам некую проблему. Нечто подобное мы обнаруживаем в Евангелии от Матфея: Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21, 22).
Блаженный Августин предлагает следующее решение:
«Итак, что же значит до седмижды семидесяти раз? Слушайте, друзья мои, эту великую тайну, это удивительное таинство. Когда Господь крестился, святой евангелист Лука привел Его родословную: в каком порядке, какой последовательности и из какой ветви пришло поколение, в котором родился Иисус. Матфей начал с Авраама и дошел до Иосифа по нисходящей линии происхождения. Лука же начинает отсчет в обратном направлении по восходящей. Почему один идет по нисходящей, а другой по восходящей? Потому что Матфей выбрал то поколение, из которого Христос пришел к нам: он начинает считать с момента рождения Христа в нисходящем порядке. Лука начинает считать в обратном порядке, с момента крещения Христа. Это — момент начала восхождения, потому что он начинает отсчет по восходящей. Заметьте, он насчитывает семьдесят семь поколений (Лк. 3, 23-38)! С кого он начал считать? Будьте внимательны! Он начал считать от Христа до самого Адама, который согрешил первым и нас родил с узами греха. Лука дошел до Адама и насчитал семьдесят семь поколений всего — от Христа до Адама и от Адама до Христа. И если ни одно поколение не пропущено, то нет и никакой вины, которая осталась бы непрощенной. Итак, он насчитал семьдесят семь поколений — такое число упоминает Господь, повелевая нам прощать грехи; а считать начинает с момента крещения, когда все грехи отпускаются»[11].
То есть грех любого человека, начиная с Адама, семьдесят седьмого до Христа, включая и двойное убийство Ламеха, искуплен рожденным в Вифлееме Спасителем Христом Иисусом («ни одно поколение не пропущено… нет и никакой вины, которая осталась бы непрощенной»).
И похоже, что Ламех, этот допотопный преступник и злодей, через веру в грядущего Христа Спасителя, проницая Его подвиг через толщу тысячелетий, в открытом исповедании содеянных преступлений проявляет веру в Него как в своего личного Спасителя. …Господу угодно было поразить Его (то есть Сына Своего. — О.С.), и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное (то есть от первого человека до последнего. — О.С.), и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его (Христа. — О.С.). На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет (Ис. 53, 10, 11).
Голгофе предшествует Вифлеем, как Божественной Литургии предшествует проскомидия
Говоря иначе, Голгофе предшествует Вифлеем, как евхаристическому канону Божественной Литургии предшествует проскомидия. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 4, 5).
Но волхвы (символизирующие собой также уверовавшие в Сына Божия народы) приходят ко Христу не с пустыми руками, принося ему дары: золото, ладан и смирну. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою (Откр. 21, 24). Неужели Младенец Христос нуждался тогда в подобном приношении?
Святитель Григорий Великий, Папа Римский, настаивает на том, что предложенные волхвами дары соответствовали величию Христа-Царя, Иисуса-Бога и Истинного Человека: «Золото было предложено как великому Царю; ладан был предложен как Богу, поскольку его используют при богослужении; мирра, которая нужна для бальзамирования умерших, была предложена Ему как имеющему умереть ради спасения всех». Поэтому, свидетельствует Папа Григорий (Великий), нам преподано, что мы предлагаем золото, «которое означает мудрость, новорожденному Царю, если наша мудрость сияет пред Его очами». Мы приносим Богу ладан, «который означает молитвенный пыл, если наши постоянные молитвы возносят к Богу свой сладостный аромат». Мы предлагаем мирру, «которая означает умерщвление плоти, если умерщвляем дурные дела плоти, воздерживаясь от них»[12].
Да не придем и мы в эти праздничные дни ко Христу с пустыми руками, но почтим Младенца усердием веры, надежды и любви как Бога, Царя и Человека.